Рассмотрено
на педагогическом
совете МАОУ
«Нижнеаремзянская
СОШ» протокол №1 от
31.08.2023 г.
Согласовано
Утверждено
с Управляющим советом
приказом
Протокол
директора МАОУ
от 31.08.2023 г.
«Нижнеаремзянская СОШ»
№ 232/1 от 31.08.2023 г.
Положение
о проектной деятельности обучающихся
1. Общие положения
1.1. Положение о проектной деятельности обучающихся регулирует
организационные вопросы проектной деятельности обучающихся, которая
является составной частью образовательного процесса в МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ» (далее – школа) и осуществляется в рамках
урочной и внеурочной деятельности.
1.2. Положение разработано в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
-уставом МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ».
1.3. Школа планирует и организует проектную деятельность в рамках
основных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООО и СОО
соответственно, ООП).
2. Организация проектной деятельности
2.1. Результаты выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных
исследований и проектов обучающихся используются для проверки
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий, достижения предметных результатов.
2.2. На уровне начального общего образования проектная деятельность
обучающихся реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности в
соответствии с ООП НОО и локальными нормативными актами школы.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся может быть одним
из направлений внеурочной деятельности и обеспечивать углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
2.3. На уровне основного общего и среднего общего образования групповые и
(или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект)
выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или)
видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
2.4. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
2.5. Результатом проекта является одна из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад,
отчетные материалы по социальному проекту и другие);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие.
2.6. Выполнение обучающимися индивидуального проекта не исключает их
участие в групповых проектах.
2.7. Индивидуальные и групповые проекты выполняются обучающимися
самостоятельно под руководством учителя .
2.8. Руководители назначаются приказом директора.
2.9. Руководители:
формулируют совместно с обучающимися темы, предлагаемые для
выполнения обучающимися;
организуют очно и дистанционно индивидуальные и групповые консультации
для обучающихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по
запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся
и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ;
проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими
свои проекты на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в
конкурсных мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных,
региональных,
федеральных)
тьютор
организует оформление
сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного
конкурса, и согласовывается с директором школы.
2.10. После выбора темы проекта обучающиеся согласуют ее с
руководителем.
2.11. Обучающиеся самостоятельно при поддержке руководителя определяют
цель (продукт) проекта, его особенности, согласуют план-график выполнения
проекта.
2.12. Результаты выполнения проекта могут учитываться как результаты
промежуточной аттестации согласно ООП и локальным нормативным актам
школы.
2.13. Оценка проектов обучающихся проводится в форме их защиты
обучающимися на заседании школьной комиссии.
2.14. Состав школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов
обучающихся определяется директором.
2.15. Школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов обучающихся:
проводит
предварительное
рассмотрение
проектов
обучающихся,
представляемых к защите;
определяет даты защиты проектов обучающихся;
организует и проводит оценивание проектов обучающихся;
инициирует выдвижение лучших проектов для участия в конкурсных
мероприятиях разного уровня.
3. Требования к проекту в форме письменной работы
3.1. Результаты проекта в форме письменной работы оформляются в
письменном виде со следующей структурой:
титульный лист (по образцу согласно приложению 1 к настоящему
положению);
оглавление;
введение;
основная часть;
заключение;
список литературы (библиографический список);
приложения.
3.2. Введение должно включать в себя:
формулировку предпроектной идеи;
обоснование актуальности темы;
описание степени изученности данного вопроса;
формулировку поставленной проблемы;
определение целей и задач;
описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой
литературы и источников;
описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
3.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна
содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания проекта,
в том числе:
описание основных рассматриваемых фактов;
характеристику методов решения проблемы;
сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов
решения;
описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта
решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая
значимость и т. д.).
3.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,
полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения
по возможному практическому использованию результатов представленного
проекта.
3.5. В списке используемых источников указываются публикации, издания и
другие источники, использованные автором. Каждый источник оформляется
следующим образом: фамилия, инициалы автора; название издания;
выходные данные издательства; год издания; номер выпуска (если издание
периодическое); количество страниц, ссылка на публикацию в интернете.
Все источники должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном
порядке. Список использованной литературы и других источников
составляется в следующей последовательности:
законы, постановления правительства;
официальные справочники;
художественные произведения;
специальная литература;
периодические издания;
интернет-источники.
3.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах формата А4.
Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5.
Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм.
Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов по желанию
обучающегося – автора проекта.
3.7. Общий объем текста работы – от 5 до 20 страниц (не считая титульного
листа). Приложения могут занимать до пяти дополнительных страниц.
Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены.
4. Порядок защиты проекта
4.1. Публичная защита проекта проводится лично автором (авторами) в
устной форме на заседании школьной комиссии.
4.2. Даты защиты проектов определяет школьная комиссия по рассмотрению
и оценке проектов обучающихся, они утверждаются директором не позднее
чем за месяц до дня защиты.
4.3. На публичной защите автору (авторам) обеспечивается возможность:
представить результаты своей работы в форме письменных отчетных
материалов, готового проектного продукта, устного выступления и
электронной презентации;
публично обсудить результаты деятельности с другими обучающимися,
педагогами,
родителями,
специалистами-экспертами,
организациямипартнерами;
получить квалифицированную оценку результатов своей деятельности от
членов педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества
(представители вузов, научных организаций и других).
4.4. Тьютор заранее знакомит обучающихся с регламентом проведения
защиты проекта, параметрами и критериями оценки – минимум за две недели
до публичной защиты.
4.5. На публичной защите проекта речь обучающегося должна включать:
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого
автора, так и для других людей;
ресурсы (материальные и нематериальные), необходимые для реализации
проекта, возможные источники ресурсов;
риски реализации проекта и сложности, которые ожидают при массовой
реализации данного проекта.
4.6. Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта
презентацию, аудио-, видео- и другие материалы.
4.7. Продолжительность выступления обучающегося не должна превышать 10
минут. После завершения выступления автор проекта отвечает на вопросы
членов школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся
(не более 5 минут).
5. Оценка проектной работы
5.1. Оценка проектов обучающихся проводится школьной комиссией по
рассмотрению и оценке проектов обучающихся по следующим критериям:
сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы
ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и
создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
сформированность предметных знаний и способов действий: умение
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и
способы действий;
сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение
самостоятельно
планировать
и
управлять
своей
познавательной
деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для
достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях;
сформированность коммуникативных универсальных учебных действий:
умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
5.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют лист
оценки согласно приложению 2 к настоящему положению.
Приложение 1
к Положению о проектной деятельности
обучающихся
Образец титульного листа проекта обучающегося
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный проект
по теме:
«»
Обучающийся:
Руководитель проекта:
г. Нижние Аремзяны, 2023
Приложение 2
к Положению о проектной деятельности
обучающихся
Лист оценки индивидуального (группового) проекта
Критерии
Тема проекта
Параметры
Оценка
(от 1 до 5 баллов)
Тема проекта актуальна с позиций
индивидуальных
потребностей
и
интересов обучающихся
Тема отражает ключевую идею проекта и
ожидаемый
продукт
проектной
деятельности
Тема
сформулирована
креативно,
вызывает интерес аудитории
Разработаннос Структура
ть проекта
теме
проекта
соответствует
его
Разделы проекта отражают его основные
этапы
Актуальность
и
перечень
задач
проектной деятельности согласованы
Ход проекта по решению поставленных
задач представлен
Выводы по результатам проектной
деятельности зафиксированы
Приложения,
иллюстрирующие
достижение
результатов
проектной
деятельности,
включены
в
текст
проектной работы
Значимость
Содержание
проекта
отражает
проекта
для индивидуальный познавательный стиль
обучающегося обучающегося,
его
склонности
и
интересы
Идея проекта значима для обучающегося
с позиций предпрофильной ориентации и
(или) увлечений и интересов в системе
дополнительного образования
В тексте проектной работы и (или) в ходе
презентации
проекта
обучающийся
демонстрирует
свой
интерес к
результатам
проекта,
уверенно
аргументирует самостоятельность его
выполнения, показывает возможные
перспективы использования результатов
проекта
Оформление
текста
проектной
работы
Текст
проектной
работы
(включая
приложения) оформлен в соответствии с
принятыми в школе требованиями
Защита
проекта
Защита
письменной
работы
сопровождается презентацией, которой
достаточно для понимания концепции
проекта без чтения текста проектной
работы
В оформлении текста проектной работы
использованы оригинальные решения,
способствующие ее положительному
восприятию
Защита
проекта
в
иной
форме
оригинальна
и
соответствует
сути
проекта, раскрывает его тему и значение
Обучающийся
вопросы по
деятельности
уверенно отвечает на
содержанию проектной
Обучающийся
демонстрирует
осведомленность в вопросах, связанных
с содержанием проекта; способен дать
развернутые комментарии по отдельным
этапам проектной деятельности
ИТОГО:
Максимальный
балл – 90
Общая оценка проектной деятельности обучающегося
Критерий
Фактический показатель
Сформированн Способность
к
самостоятельному
ость познавате приобретению
знаний
и
решению
льных УУД
проблем, проявляющаяся в умении
поставить
проблему
и
выбрать
адекватные способы ее решения
Поиск и обработка информации
Формулировка
выводов
и
(или)
обоснование и реализация принятого
решения
Обоснование
и
создание
модели,
прогноза, макета, объекта, творческого
решения и других
Сформированн
ость
предметных
знаний
и
способов
действий
Умение раскрыть содержание работы
Умение грамотно и обоснованно в
соответствии
с
рассматриваемой
проблемой или темой использовать
имеющиеся знания и способы действий
Сформированн Умение самостоятельно планировать и
ость регулятив управлять
своей
познавательной
ных УУД
деятельностью во времени
Умение
использовать
ресурсные
возможности для достижения целей
Умение
осуществлять
конструктивных стратегий в
ситуациях
выбор
трудных
Сформированн Умение ясно изложить и оформить
ость
выполненную работу
коммуникативн
Умение представить результаты работы
ых УУД
Умение аргументированно ответить на
вопросы
Проставить «V»
напротив
показателя,
который
соответствует
оценке
обучающегося