СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
протокол №1 от 31.08.2023 г
УТВЕРЖДЕНО
приказом
директора
«Нижнеаремзянская СОШ»
№233/3 от 01.09.2023 г.
МАОУ
Положение о профориентационной работе в
муниципальном автономном общеобразовательном учрежеднии
«Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» (далее
– Школа) реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями и
порядком
реализации
профминимума,
направленными
в письме
Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ-1773/05.
1.2. Профориентационная работа в школе должна основываться на
дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает
возрастные и психологические особенности школьников, их интересы,
ценностные ориентации,
жизненные планы,
уровень
образовательных
результатов.
1.3.
Профориентационная
работа
в
школе
должна
оптимально сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы.
1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь
школы,
семьи,
профессиональных
учебных
заведений,
центров
профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных
организаций.
1.5. Настоящее Положение о реализации профориетационного минимума в
муниципальном
автономном
общеобразовательном
учреждении
«Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа» (далее –
Положение, Школа) разработано в соответствии с нормативными
документами и методическими материалами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в
Российской Федерации” (ред. от 01.03.2020) (п.2 ст.42; п.З ст.66; п.1 ст. 75); Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328
п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года”;
- письмом Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 "О
направлении методических рекомендаций";
-примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных
организаций (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего
образования"
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N
613, Минпросвещения РФ от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712, от
12.08.2022 N 732)
- Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 "Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
- Приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. N 1014 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования"
- Программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22);
- Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности
«Профориентация»
(Одобрена
решением
федерального
учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от
25.08.2022 г.);
- Письмом Минпросвещения России от 20.03.2023 №05-848 «О направлении
информации»
(Методические
рекомендации
по
реализации
профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ).
1.6. Настоящее Положение направлено на формирование системы
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов и предназначено
для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития.
Положение включают в себя описание комплекса мер по формированию
готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их
индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в
кадрах, специфики рынка труда.
1.7. Настоящее Положение регулирует деятельность всех категорий
управленческих и педагогических работников, принимающих участие в
реализации профориентационного минимума в МАОУ «Нижнеаремзянская
СОШ»
2. Цели и задачи профориентационной работы
2.1. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности
школьников к профессиональному самоопределению; активизация процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение
знаний о мире профессионального труда, формирование положительного
отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в
своих
силах,
применительно
к
реализации
себя
в
будущей
профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в
современных социально-экономических условиях; повышение уровня
психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их
соответствующими
знаниями
и
умениями,
расширение
границ
самовосприятия, раскрытие потребности в самосовершенствовании.
2.2. Задачи профориентационной работы в школе:
обеспечить профориентационную направленность учебных программ,
пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе
педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов
соответствующих организаций и учреждений;
создать систему
квалифицированной
и
комплексной
профориентационной работы с обучающимися;
сформировать у
обучающихся сознательный подход к
выбору
профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и
особенностями и с учетом потребности региона в кадрах;
формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе
комплексного
изучения
личности
с
учетом
их
индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также
потребностей региона в кадрах;
привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам
творчества, повышающего его роль в выборе профессии;
создать систему профессионального просвещения и консультирования
обучающихся;
обеспечить дифференцированное обучение школьников для более
полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и
склонностей;
обеспечить использование возможностей психологической службы
школы для организации и проведения профориентационной работы.
3. Организация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП
школы. Содержание профориентационной работы описано в рабочей
программе воспитания обучающихся, конкретизировано в календарных
планах воспитательной работы уровней НОО, ООО и СОО, планах
внеурочной деятельности и учебных планах ООО и СОО.
3.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с
современными
видами
производства,
состоянием
рынка
труда,
потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и
условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать
люди соответствующей профессии, возможностями профессиональноквалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой
деятельности;
профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного
решения о выборе профессионального пути;
профессиональный
подбор
–
представление
рекомендаций
обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности,
наиболее
соответствующих
их психологическим,
психофизическим,
физиологическим особенностям, на основе результатов психологической,
психофизической и медицинской диагностики;
профессиональная, производственная и социальная адаптация –
система мер, способствующих профессиональному становлению работника,
формированию у него соответствующих социальных, профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному творческому труду,
достижению высшего уровня профессионализма.
3.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
содержание профориентационной работы в школе дифференцируется по
уровням общего образования.
3.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена:
на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в
жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной
на участии детей в различных видах деятельности.
3.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена:
3.3.2.1. В 5–7-х классах:
на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности;
формирование образа «Я»;
приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском
хозяйстве, экономике, культуре.
Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб,
которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с
требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к
человеку.
3.3.2.2. В 8–9-х классах:
на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и
факультативных курсов;
групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания
помощи в выборе профиля обучения.
3.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена:
на формирование навыков самообразования, саморазвития;
определение и формирование профессиональных качеств для работы в
интересующих обучающегося профессиональных областях;
коррекцию профессиональных планов;
оценку готовности к избранной профессиональной деятельности.
4. Реализация профориентационной работы в школе
4.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе
школы:
через
единство
всех
видов
образовательной деятельности
обучающихся;
взаимодействие
с
учреждениями
среднего
и
высшего
профессионального образования;
взаимодействие с руководителями предприятий (организаций).
4.2. Профориентационная работа реализуется на основном уровне
профминимума.
4.3. Профориентационная работа реализуется в форматах:
внеурочная деятельность;
урочная деятельность;
взаимодействие с родителями/законными представителями;
практико-ориентированный модуль;
дополнительное образование.
4.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба
профориентации. В ее состав входят ответственный за профориентацию в
школе, педагоги-навигаторы, классные руководители, педагоги-предметники,
библиотекарь, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник,
детские профориентационные общественные объединения.
5. Ответственные за профориентационную работу в школе
5.1. Ответственными за профориентационную работу в школе являются
заместители директора школы по УВР и ВР (педагог –организатор).
5.2. Функция ответственного за профориентационную работу – организация и
управление профориентационной работой в школе, в том числе:
поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего
образования;
планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности
обучающихся
к
профильному
и
профессиональному
самоопределению в соответствии с основной образовательной программой
образовательной организации;
анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по
данному направлению (консультации учителей-предметников, классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной на самоопределение обучающихся);
проведение совещаний педагогических советов и производственных
совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах
разного уровня;
контроль своевременного повышения компетентности в области
самоопределения
обучающихся классными руководителями;
учителями,
преподающими на уровне начального общего образования; педагогамипредметниками; школьным психологом; библиотекарем;
контроль деятельности классных руководителей, воспитателей,
педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога,
библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального
самоопределения обучающихся;
контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной
подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы,
элективные курсы, исследовательские проекты).
6. Педагоги-навигаторы
6.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и
дальнейшей
реализации
их
индивидуальных
образовательнопрофессиональных траекторий.
6.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические
работники основного и среднего общего образования, дополнительного
образования.
6.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной
программе ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов.
Программа
направлена
на
совершенствование
профессиональных
компетенций по формированию осознанности и ГПС у обучающихся 6–11-х
классов.
6.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные
мероприятия в школе.
6.5. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в
будущее», собирает согласия с родителей обучающихся для участия в
проекте,
проводит
всероссийские профориентационные онлайн-уроки,
комплексные онлайн-диагностики и групповые консультации, организует
и сопровождает обучающихся на мероприятия профессионального выбора в
регионе, собирает и передает отчетную документацию.
7. Классные руководители
7.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную
программу в части рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы соответствующего уровня образования, составляет
план педагогической поддержки самоопределения обучающихся конкретного
класса.
7.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды
профориентационной работы с учениками:
индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;
психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся:
данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте
ученика (портфолио);
помощь обучающимся в выборе образовательной траектории:
определении профильного обучения и профессионального становления,
анализе достижений, формировании портфолио;
организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших
учебных заведениях и организациях среднего профессионального
образования;
организация
тематических и
комплексных экскурсий класса
на
предприятия;
помощь
школьному
психологу
в
проведении
анкетирования
обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших
учебных
заведений и
обучающимися
организаций
среднего
профессионального образования;
родительские собрания с обсуждением проблем формирования
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
8. Педагоги-предметники
Педагоги предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу по сле
дующим направлениям:
показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;
организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;
вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
знакомят обучающихся с миром профессий;
способствуют развитию познавательного интереса и творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы
стенных газет, домашние сочинения и т. д.;
обеспечивают
профориентационную
направленность
уроков,
формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
обучающихся;
адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей обучающихся.
9. Библиотекарь
Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в
помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по
профориентационной работе;
изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им
литературу, помогающую в выборе профессии;
организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы
выбора профессии;
накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы,
справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие
вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты,
программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.
д.).
9. Социальный педагог
Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие
виды деятельности:
способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной
самооценки, поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся
группы риска в процессе их профессионального и жизненного
самоопределения;
консультирует обучающихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и
оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения
школьника.
10. Педагог-психолог
Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и
их родителей;
проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на
тему выбора профессии;
консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
организует выступления родителей обучающихся перед учениками с
информацией о своей профессии;
выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и
педагогам;
помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;
создает базу данных по профессиональной диагностике.
11. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в
образовательной организации, являются:
настоящее положение о профориентационной работе;
ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и
календарные планы воспитательной работы по уровням образования.