Положение о порядке ведения и проверки ученических тетрадей

Согласовано

Утверждаю

протокол педагогического совета

Директор МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
___________ Р.Р.Нугманов

№ 4 от 23. 03.2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке ведения ученических тетрадей и их проверки
в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», уставом МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ»
1.2. Настоящее положение устанавливает требования к ведению и оформлению
ученических тетрадей, определяет количество и назначение тетрадей по предметам,
порядок проверки письменных работ учащихся, а также установление и размер
доплат за проверку тетрадей.
1.3. При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой
(чернилами) красного цвета.
1.4. Учитель имеет право, помимо выставления (или невыставления) оценки, делать
в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы.
1.5. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения обучающихся
(для этих целей имеется дневник).
1.6. В качестве отметки может быть использован только один из следующих
символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за
каждый вид деятельности (в том числе и через дробь).
1. 1.7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, знак, слово,
словосочетание или предложение зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное
написание в скобки.
2. 1.8. Пользоваться “штрихом” запрещается.

1.9. С целью повышения качества проверки и оценки уровня усвоения
обучающимися изученного материала учителю-предметнику необходимо ознакомить
обучающихся с критериями выставления оценок по своему предмету.
2. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих работ и текущих контрольных письменных
работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
Количество и назначение ученических тетрадей
№
п/п

Учебный
предмет

Класс

Количество тетрадей
Текущих

1.

Русский язык

1

прописи период
обучения
грамоте
1

Контрольных

Практических
Творческих
(лабораторных)

-

-

-

2.

3.





Литература

Математика

1-4

2

1

-

1

5-9

2

1

-

1

10-11

1

1

-

-

5-7

1

-

-

-

8-11

1

-

-

1

1

прописи период
обучения
грамоте

-

-

-

1-4

2

1

-

-

5-6

2

1

-

-

4.

Алгебра

7-11

2

1

-

-

5.

Геометрия

7-11

2

1

-

-

6.

ИЗО

1-8

альбом

-

-

-

7.

Химия

8-11

1

1

1

-

8.

Физика

7-11

1

1

1

-

9.

География

5-11

1

-

-

10.

Биология

5-11

1

-

-

11.

Иностранный
язык
(английский,
немецкий)

2-4

1

-

-

1- словарь

В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих
контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над
ошибками.
Требования к ведению словарей по иностранному языку
Начиная со второго класса обязательно ведение словаря:
2-5 классы - в специальной тетради (48 листов, в клетку);
6-11 классы – в тетради 96 листов в клетку (продолжать ведение одного словаря в течение
нескольких лет);
в словарях по английскому языку страница делится на три части:
Запись слова
Транскрипция слова
Перевод слова

3. Требования к оформлению и ведению тетрадей
3.1. Обучающиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12–18
листов. Общие тетради могут использоваться в 5–11-х классах на уроках по учебным
дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объему
2



работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются начиная с 10-го
класса.
3.2. Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внешний вид. На ее обложке
(первой странице) делается следующая запись:
Оформление ученических тетрадей.
Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего
предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, математике и т.д.), класс,
номер и название школы, фамилию и имя ученика. Надписи на тетрадях следует
делать по следующему образцу:
ТЕТРАДЬ
для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.
Образец подписи рабочей тетради по английскому языку в 5-11 классах следует
оформлять по следующему образцу:
English 5а form
Sedova Elena.
Словарь по английскому языку в 5-11 классах следует оформлять по следующему
образцу:
Dictionary
English 5а form
Sedova Elena.
Образец подписи тетради по английскому языку для контрольных и проверочных
работ:
For tests
English 5а form
Sedova Elena.
Тетради для обучающихся первого класса подписываются только учителем, а
тетради обучающихся 2-11 классов подписываются самими обучающимися.
На обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию
речи, лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи.
3.3. При выполнении работ обучающимся не разрешается писать на полях (за
исключением пометок на полях во время записи лекций в старших классах).
Обязательным является соблюдение правила «красной строки» в тетрадях по всем
предметам.
3.4. Дата выполнения работы записывается на каждом уроке в строку арабскими
цифрами и названием месяца в тетрадях по математике в 1–6-х классах, прописью –
в тетрадях по русскому языку в 1–9-х классах, цифрами на полях или в строке в
тетрадях по остальным предметам.
3.5. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики
письменных работ по учебному предмету.
3.6. На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему, указать вид
выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение,
сочинение и т. д.).
3.7. При выполнении заданий в тетрадях обучающиеся должны указывать номер
упражнения, задачи, вопроса.
3.8. Устанавливается следующий порядок пропуска клеток и линеек в тетрадях:
по математике (алгебре, геометрии) – начинать писать с самой верхней полной
клетки, между разными заданиями пропускать 2 клетки, между домашней и классной
– 4 клетки, между датой и заголовком работы – 2 клетки;
3



по русскому языку – линейки внутри одной работы не пропускаются, между
домашней и классной работой оставляют 2 линейки.
3.9. Текст каждой новой работы начинается с «красной строки» на той же странице
тетради, на которой написана дата и наименование работы.
3.10.Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по математике, физике, химии,
географии, биологии, истории пишется арабскими цифрами на полях:
Например: 21.12.03. (без буквы “г”).
3.11. Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются в
специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, поэтому слова
«контрольная работа» не пишутся: в тетрадях по русскому языку записывается
только вид работы (например, диктант). То же относится и к обозначению
кратковременных работ, выполняемых в общих тетрадях.
3.12. Обучающиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная
или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании,
составлении графиков и т. д. Обучающимся запрещается писать в тетрадях красной
пастой.
4. Количество контрольных работ.
4.1.Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем
предметам устанавливается программными требованиями и рабочими программами
по предмету.
4.2.Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на
принципах целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к
обучению.
4.3. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее
значимых тем программы; - в конце учебной четверти, полугодия;
4.4.Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения
перегрузки учащихся определяется графиком, составленным заместителем
директора в соответствии с рабочими программами и по согласованию с учителями.
В общешкольный график включаются также и текущие контрольные работы, на
выполнение которых отводится целый урок. Не допускается выполнение двух
контрольных работ в день одним классом или одним учащимся
. 4.5. Изменение графика контрольных работ осуществляется только по
согласованию с заместителем директора по УВР.
Оформление письменных работ по русскому языку.

1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки
(пишем на третьей).
2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца).
Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов
с 1-го класса.
3. В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении
письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней
строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
4. Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу
слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце
каждой строки быть не должно.
5. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В
первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или
обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца.
6. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и
полное название месяца.
7. Например: 1 декабря.

4

8. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается
прописью:
Например: Первое декабря.
9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по
центру и оформляется как предложение.
Например:

Классная работа.
Диктант.
Сочинение.
Изложение.
Работа над ошибками.
10. При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется:
Домашняя работа. (дата не пишется)
11. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно
указывать.
Например: Упражнение 56.
12. Все подчеркивания, условные обозначения, чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро
заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без
линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы простым карандашом.
Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом или пастой зелёного цвета.
13. В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
14. В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со
строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия
падежей обозначаются с большой буквы (И.п.).
15. Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I).
16. Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
17. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный
знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой
горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
18. Для обучения письму в первом классе и во втором классе введена тетрадь, разлинованная в
две линейке. Для обучающихся, начиная с третьего класса и по 11 класс введена тетрадь по
русскому языку, разлинованная в одну линейку.
19. Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна
проводиться дифференцированно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной
школе.
20. Упражнение по чистописанию выполняются обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы
букв в 1 классе прописывает учитель, во 2-4 классах они прописываются выборочно с
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учителю следует прописывать
индивидуально учащимся те элементы букв, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
Объем работы - две строки в 1 классе во втором полугодии, 2-3 строки - во 2 классе, 3-4
строки - в 3-4 классах.
21. В ходе проверки учителем прописанных обучающимися букв необходимо исправлять
неправильно прописанные буквы и выносить образцы их написания на полях (подчеркнуть
неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и
для прописывания на новой строке). Также учителю необходимо исправлять неправильные
написания в классных и домашних работах.
22. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.

IV. Оформление письменных работ по математике, физике, химии, географии.
1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать
следующую работу).
2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать).
3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки
вправо, писать на четвертой.
4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать
посередине строки.
5

5. В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы
посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца - прописью.
Например: 1 декабря.
А через клеточку - вид работы.
Например: Классная работа.
6. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами.
Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер задания писать во 2-11 классах
посередине.
Например: № 15.
8. При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа.
9. Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же
строке посередине пишется: Контрольная работа № 3. 15.10.11. по теме «,,,,»
I – вариант.
10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак
зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки.
11. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно
простым карандашом, а в случае необходимости - с применением линейки или циркуля.
12. В тетрадях для практических и контрольных работ по физике, химии, географии, биологии
указывается номер работы и название.
Например:
Контрольная работа №1 по теме «,,,»
Практическая работа №1 по теме «,,,,»

V. Оформление письменных работ по другим предметам.
1. Письменные работы по другим предметам ведут учащиеся, согласно общим положениям о
ведении тетрадей. Однако, при оформлении письменных работ по английскому языку
имеются свои особенности:
2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11 классах вести в клетку.
3. Словарь ведется в общей тетради с указанием темы.
4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ обязательно проводится работа над
ошибками:
Mistakus work.
5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на полях отмечается “р” (речевая ошибка).
6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим образом: неверно прописную букву или
пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой линией, часть слова, предложения зачеркнуть
только горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать нужные буквы, слова,
предложения; не заключать неверное написание в скобки.









5. Порядок проверки письменных работ обучающихся
5.1. Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и
домашние работы, проверяются:
по русскому языку и математике:
в 1–5-х классах и первом полугодии 6-го класса – после каждого урока у всех
учеников;
во втором полугодии 6-го класса и в 6–9-х классах – после каждого урока только у
слабых учащихся, а у сильных – лишь наиболее значимые по своей важности, но с
таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись (по
геометрии в 8–9-х классах – один раз в две недели);
в 10–11-х классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных
проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким
расчетом, чтобы два раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
по литературе:
в 5–9-х классах – не реже двух раз в месяц;
в 10–11-х классах – не реже одного раза в месяц;
по иностранным языкам:
6






в 1–5-х классах после каждого урока;
в 6-м классе – два раза в неделю;
в 7-м классе – наиболее значимые классные и домашние работы, но не реже одного
раза в неделю;
в 8–9-х классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных –
наиболее значимые один раз в две недели, а тетради-словари – не реже одного
раза в месяц;
 Словари по иностранному языку проверяются:
во II – IV классах – один раз в четверть.
в V – XI классах – один раз в полугодие
по истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии и
остальным учебным предметам: выборочно не реже 1–2 раз в учебную четверть.
5.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды
контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
5.3. Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–11-х классах
проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; изложения и
сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже
чем через два дня, а в 5–11-х классах – через неделю; сочинения в 9–11-х классах
проверяются не более 5 дней; контрольные работы по математике, физике, химии и
иностранному языку проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом
количестве работ – через 1–2 урока.
5.4. В проверяемых работах по русскому языку и математике в 1–4-х классах учитель
исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующими правилами:
а) зачеркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, надписывает
вверху нужную букву или верный результат математических действий;
б) пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной
пастой;
в) при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку
определенным знаком: I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная (для
удобства подсчета ошибок и классификации).
5.5. При проверке изложений и сочинений в 5–11-х классах (как контрольных, так и
обучающих) кроме орфографических и пунктуационных отмечаются фактические
грамматические и речевые ошибки.
5.6. При проверке обучающих контрольных работ учащихся 5–11-х классов по
русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях
допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик.
5.7. По иностранному языку в 5–11-х классах учитель исправляет ошибку,
допущенную учеником.
5.8. После проверки диктанта, изложения, сочинения дробью указывается
количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях
указывается, кроме этого, количество фактических речевых и грамматических
ошибок; после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка
работы.
5.9. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением
оценок в электронный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы
также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по
усмотрению учителя.
5.10. Проверенные контрольные работы (диктант, изложения) должны быть
возвращены учителем к следующему уроку по данному предмету; сочинения –
через урок в 5–8-х классах, через 10 дней – в 9–11-х классах.
5.11. При оценке письменных работ учащихся учитель должен руководствоваться
соответствующими нормами оценки знаний, умений, навыков школьников.
7

5.12. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению
ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных
ошибок.
. Работа над ошибками.
Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении после
контрольного диктанта, сочинения, изложения работа над ошибками проводится по
мере необходимости.
Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки
классифицируются и выносятся на поля: / - орфографическая ошибка
V - пунктуационная ошибка
Во 2-4 классах обязательна система работы над ошибками в тетрадях по
математике и по русскому языку. В ходе проверки работ обучающихся
рекомендуется зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место
и дать возможность обучающимся самим в классе или дома написать нужный ответ
или орфограмму, хорошо изученную на данном этапе обучения.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку:
- в 5-8 классах орфографическая ошибка зачеркивается косой линией; на полях
выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);
- в 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное написание.
При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак зачеркивается, а при
отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях
выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).
При проверке сочинений и изложений выставляется две оценки: за содержание и
грамотность. Первая отметка - за содержание - включает в себя оценивание за
логическое построение, стиль, фактический материал, речевое оформление. Вторая
оценка за грамотность. При ее выставлении учитывается количество
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 5/4.
После контрольной работы в 5-11 классах проводится работа над ошибками. В
этом случае в тетради указывается и пишут в этой же строке:
Работа над ошибками.
В зависимости от цели проверки работ по всем предметам учитель может исправить
ошибки, подчеркнуть или вынести на поля.

6. Осуществление контроля
6.1. Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет заместитель
директора по УВР или администрация школы.
6.2. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией
школы осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля по
следующей схеме:
 Учитель;
 Класс;
 Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
 Выполнение единого орфографического режима;
 Регулярность проверки;
 Соответствие отметок существующим нормам;
 Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления,
слово учителя в тетради и т.д.);
8



Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация
ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
 Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие
надписи тетрадей);
 Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
 Разнообразие форм классных и домашних работ;
 Дифференцированный подход.
6.3. Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля на
соответствующий учебный год.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».