Приложение
к ООП НОО МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
Приказ №222 от 31.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Вероятность и статистика»
для обучающихся 7-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка
важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А
для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации
необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей
умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления
данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к
общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации
перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с
основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций
в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности
обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой
информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность
и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательнометодические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность»,
«Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой
для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа
данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с
данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать,
аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами,
вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и
процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей
и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое
значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными
моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При
изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления
вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный
курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и
основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения
задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят
разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
1. Содержание учебного курса «Вероятность и статистика 7-9 класс»
7 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение
и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков
реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и
интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана,
размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие.
Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина,
ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о
связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент
множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение,
дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения. Использование графического представления множеств
для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение
рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов.
Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные
события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями.
Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными
событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность
пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события.
Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события.
Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения.
Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм
Эйлера.
9 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и
факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с
использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки
из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача.
Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий
в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей.
Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия
случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе
больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона
больших чисел в природе и обществе. Достижения Нижнего Тагила в Таблицах. Опрос
общественного мнения в диаграммах о роли пионерского движения. День защитников
Отечества на языке математики.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Вероятность и статистика 7-9
класс»
Освоение учебного предмета «Вероятность и статистика», как раздела курса
"Математики"
должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и
статистика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений,
процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
снега нет готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в
деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых
умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных
планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов,
задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в
искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической
науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для
развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как
средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для
окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей
их
решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и
статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными
действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение логических, исследовательских операций, умений работать с
информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий;
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать
собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов
и обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются
следующими умениями.
7 КЛАСС
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики:
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических
величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической
устойчивости.
8 КЛАСС
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и
мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
среднее
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы
множеств; применять свойства множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для
описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных
предметов и курсов.
9 КЛАСС
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в
виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
— Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов.
— Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том
числе средние значения и меры рассеивания.
— Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха,
в сериях испытаний Бернулли.
— Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
— Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в
случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п Наименование разделов Количество часов
и тем программы
всег
КР
ПР
о
1.1.
Представление данных в
таблицах, графиках.
1
0
1.2.
Практические
вычисления по
табличным данным.
1
0
1.3.
Извлечение и
интерпретация
табличных данных.
Чтение графиков
реальных процессов.
1
0
1.4.
Практическая работа
«Таблицы».
1
0
Программное
содержание.
Основные виды деятельности
обучающихся
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Представление данных - 7часов
0
Осваивать способы представления https://resh.edu.ru/subject
Извлечение
информации из статистических данных
и числовых /lesson/3751/start/198164
диаграмм,
массивов с помощью
таблиц и
/
графиков
и диаграмм
с
использованием
таблиц
актуальных
и
важных
данных
Представление (демографические
данные,
данных в виде производство
промышленной и
таблиц,
сельскохозяйственной
продукции,
диаграмм
общественные и природные явления).
1
Изучать методы работы с табличными https://resh.edu.ru
и географическими представлениями
/subject/lesson/37
данных с помощью цифровых ресурсов в
51/start/198164/
ходе
практических работ.
0
Осваивать
способы
представления https://foxford.ru/wiki/mate
статистических данных и
числовых matika/tablitsy- variantov
массивов
с
помощью таблиц и
диаграмм с использованием актуальных
важных
данных
(демографические
данные, производство промышленной
и
сельскохозяйственной
продукции, общественные и природные
явления).
1
Изучать методы работы с табличными и https://resh.edu.ru/subject
географическими представлениями
/lesson/3751/start/198164
данных с помощью цифровых ресурсов /
9
1.5.
Графическое
представление данных в
виде круговых,
столбиковых
(столбчатых) диаграмм
1
0
0
в ходе практических работ.
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1988/start/
https://foxford.ru/wiki/m
atematika/stolbchatye-ikrugovye-diagrammy
1.6.
Чтение и построение
диаграмм. Примеры
демографических
диаграмм.
1
0
0
https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1988/start/
https://foxford.ru/wiki/mate
matika/stolbchatye-ikrugovye-diagrammy
1.7.
Практическая работа
«Диаграммы».
1
1
0
Осваивать способы представления
статистических данных и числовых
массивов
с помощью таблиц и
диаграмм с использованием актуальных
и важных данных (демографические
данные, производство промышленной и
сельскохозяйственной продукции,
общественные и природные явления).
Осваивать способы представления
статистических данных и числовых
массивов
2.1.
Числовые наборы.
2.2.
Среднее
арифметическое
числового набора.
Описательная статистика- 8 часов
1
0
0
Описательная
Осваивать
понятия:
числовой
статистика:
набор, мера центральной тенденции
среднее
(мера центра), в том числе среднее
арифметическо арифметическое, медиана;
1
0
0
е,
медиана, Решать задачи.
наибольшее и
наименьшее
значение
в
наборе
числовых
данных
10
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/37
51/start/198164/
https://www.yaklass.ru/
p/algebra/9klass/elementykombinatoriki-statistiki-iteorii-veroiatnostei10205/elementystatistiki-metodyobrabotki-informatcii10215
2.3.
Медиана числового
набора.
1
0
0
2.4.
Устойчивость медианы
1
0
0
Описывать статистические данные с https://resh.edu.ru
помощью среднего арифметического /subject/lesson/37
медианы;
51/start/198164/
Решать задачи.
2.5.
Практическая работа
«Средние значения».
1
0
1
2.6.
Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора.
1
0
0
Измерение
рассеивания
данных.
Описывать статистические данные с
помощью среднего арифметического и
медианы;
Решать задачи;
Изучать свойства средних, в том числе с
помощью цифровых ресурсов, в ходе
практических работ;
Решать задачи; Осваивать
понятия:
наибольшее и наименьшее значения
числового массива, размах.
2.7.
Размах.
1
0
0
Размах.
https://www.yaklass.ru/
p/algebra/9klass/elementykombinatoriki-statistiki- iteorii-veroiatnostei10205/elementy-statistikimetody-obrabotkiinformatcii-10215
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/37
51/start/198164/
Осваивать понятия:
наибольшее и https://foxford.ru/wiki/mate
наименьшее
значения
числового matika/razmahchislovogo-ryada
массива, размах;
Решать задачи на выбор способа
описания данных в соответствии с
природой
данных
и
целями
исследования.
11
2.8.
Контрольная работа по
теме «Представление
данных. Описательная
статика».
3.1.
Анализ результатов
контрольной работы.
Случайная
изменчивость
(примеры).
Частота значений в
массиве данных.
3.2.
Измерение
Применять на практике измерение
рассеивания
рассеивания данных. Размах
данных. Размах Описательная статистика: среднее
Описательная
арифметическое, медиана, наибольшее
статистика:
и наименьшее значение в наборе
среднее
числовых данных
арифметическое,
медиана,
наибольшее и
наименьшее
значение в наборе
числовых данных
Случайная изменчивость- 6часов
1
0
0
Измерение
Осваивать понятия: частота значений в https://resh.edu.ru
рассеивания
массиве данных, группировка данных, /subject/lesson/37
данных. Размах гистограмма.
51/start/198164/
1
1
0
1
0
0
3.3.
Группировка.
1
0
0
3.4.
Гистограммы.
1
0
0
https://www.yaklass.ru/
p/algebra/9klass/elementykombinatoriki-statistiki- iteorii-veroiatnostei10205/otnositelnaiachastota-istatisticheskaiaveroiatnost-sobytiia12692
Строить и анализировать гистограммы, https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/1556/start/
подбирать подходящий шаг
группировки.
Строить и анализировать гистограммы,
подбирать подходящий шаг
группировки;
12
https://obrazovaka.ru/mat
ematika/stolbchatayadiagramma-primery-6klass.html
3.5.
3.6
Построение
гистограмм. Шаг
гистограммы. Решение
задач
Практическая работа
«Случайная
изменчивость».
1
0
1
1
0
1
Граф. Вершина. Ребро.
Представление задач с
помощью графа.
Степень (валентность)
вершины.
4.2.
Число ребер и
суммарная степень
вершин. Цепь и цикл.
1
0
0
4.3.
Путь в графе.
Представление о
связности графа.
1
0
0
5.1.
Обход графа (эйлеров
путь). Представление
об ориентированных
графах.
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
Введение в теорию графов- 4 часа
1
0
0
Осваивать понятия: граф, вершина https://resh.edu.ru/subject
Измерение
/lesson/3751/start/198164
графа, ребро графа, степень
рассеивания
/
данных. Размах (валентность вершины), цепь и цикл.
4.1.
4.4.
Осваивать графические представления
разных видов случайной изменчивости,
в том числе с помощью цифровых
ресурсов, в ходе практической работы;
Представление
данных в виде
таблиц,
диаграмм,
графиков
Решать задачи на поиск суммы
степеней вер шин графа, на поиск
обхода графа, на поиск путей в
ориентированных графах.
Осваивать понятия: путь в графе,
эйлеров
путь,
обход
графа,
ориентированный граф.
Осваивать способы представления
задач из курса алгебры, геометрии,
теории вероятностей, других предметов
с помощью графов
(карты,
схемы, электрические цепи,
функциональные соответствия) на
примерах.
Вероятность и частота случайного события- 4часа
1
0
0
Описательная
Осваивать понятия: случайный опыт и
Случайный опыт и
статистика:
случайное событие, маловероятное и
случайное событие.
среднее
практически достоверное событие.
Вероятность и
арифметическое,
частота события.
1
0
0
13
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/2117/start/
5.2.
Роль маловероятных и
практически
достоверных событий в
природе и в обществе.
1
0
0
5.3.
Монета и игральная
кость в теории
вероятностей.
1
0
0
5.4.
Практическая работа
«Частота выпадения
орла».
1
0
1
6.1.
Повторение.
Представление данных
1
6.2.
Повторение.
Описательная
статистика.
Повторение.
Вероятность
случайного события.
1
Повторение. Итоговая
контрольная работа.
1
6.3.
6.4.
1
медиана,
Изучать
значимость
наибольшее и
маловероятных событий в природе и
наименьшее
обществе на важных примерах (аварии,
значение в наборе несчастные
случаи,
защита
числовых данных. персональной информации, передача
данных).
Изучать
роль
классических
вероятностных
моделей
(монета,
игральная
кость)
в
теории
вероятностей.
Наблюдать и изучать частоту событий в
простых экспериментах, в том числе с
помощью цифровых ресурсов, в ходе
практической работы.
Обобщение и контроль- 5 часов
0
0
Повторять изученное и выстраивать
Представление
данных в видесистему знаний;
задачи
на
таблиц, диаграмм.Решать
представление и описание данных с
Извлечение
помощью изученных характеристик.
информации
из
диаграмм,
графиков и таблиц
0
0
Описательная
статистика:
среднее
арифметическое, Повторять изученное и выстраивать
0
0
медиана,
систему знаний;
наибольшее и
Обсуждать
примеры случайных
наименьшее
событий, мало вероятных и практически
значение в наборе
достоверных случайных событий, их
1
0
числовых данных
роли в природе и жизни человека;
14
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/21
17/start/
Интерактивная
презентация
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2117/start/
Интерактивная
презентация
Интерактивная
презентация
Интерактивная
презентация
6.5.
Обобщение и
коррекция знаний по
курсу "Вероятность и
статистика" 7 класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
0
34
3
6
Повторять изученное и выстраивать
Описательная
систему знаний.
статистика:
среднее
арифметическое
, медиана,
наибольшее и
наименьшее
значение в
наборе числовых
данных
15
Тематическое планирование 8 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Основные виды деятельности
обучающихся
Количество
Программное
часов
содержание
всег
К
ПР
о
Р
Повторение курса 7 класса- 4часа
1.1 Представление
1
0
.
данных.
Описательная
статистика.
0
Дисперсия и стандартное Повторять изученное и
отклонение
Измерение выстраивать систему знаний.
рассеивания
данных. Решать задачи на представление
Размах
и описание данных с помощью
изученных характеристик.
Решать задачи на представление
группированных данных и
описание случайной
изменчивости.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1989/start/
1
0
0
Случайная
https://resh.edu.ru
изменчивость.
/subject/lesson/19
Средние
89/start/
числового
набора.
1.3. Случайные
1
0
0
Решать задачи на определение
https://resh.edu.ru/s
события.
частоты случайных событий,
ubject/lesson/1989/s
Вероятности и
обсуждение примеров случайных tart/
частоты.
событий, маловероятных и
1.4. Классические
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject
практически достоверных
/lesson/1989/start/
модели теории
случайных событий, их роли в
вероятностей:
природе и жизни человека.
монета и
игральная кость
Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных- 4 часа
2.1 Отклонения
1
0
0 Дисперсия и стандартноеОсваивать понятия: дисперсия и https://resh.edu.ru/subje
.
отклонение, ct/lesson/1988/start/
отклонение
Измерениестандартное
рассеивания
данных.использовать эти характеристики https://resh.edu.ru/subje
для описания рассеивания данных.
Размах.
ct/lesson/1556/start/
Выдвигать гипотезы об отсутствии
2.2 Дисперсия
1
0
0
или наличии связи по диаграммам https://resh.edu.ru/subject/le
.
числового
рассеивания. Строить диаграммы sson/1988/start/
набора.
рассеивания
по
имеющимся https://resh.edu.ru/subject/le
1.2
.
16
данным, в том числе с помощью sson/1556/start
компьютера.
2.3
.
Стандартное
отклонение
числового набора.
1
0
0
2.4
.
Диаграммы
рассеивания.
1
0
0
Множество,
подмножество
1
0
Операции над
множествами:
объединение,
пересечение,
дополнение.
3.3 Свойства операций
.
над множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное
, включения
3.4. Графическое
представление
множеств
1
0
1
0
1
0
3.1
.
3.2
.
4.1. Элементарные
события.
Случайные
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1988/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1556/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1988/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1556/start/
Множества- 4 часа
0 Представление данных в Осваивать понятия: множество,
виде таблиц, диаграмм, элемент
множества,
графиков
подмножество.
Выполнять
операции
над
множествами:
объединение,
пересечение,
0
дополнение.
Использовать
свойства:
переместительное,
сочетательное,
распределительное, включения.
0
Использовать
графическое
представление
множеств
при
описании реальных процессов и
явлений, при решении задач из
других учебных предметов и
0
курсов
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1307/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/126/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/612/
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/137/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1295
Вероятность случайного события- 6 часов
1
0
0 Частота события,
Осваивать понятия: элементарное https://resh.edu.ru/subject
вероятность
событие, случайное событие как /lesson/4089/start/131703
/
17
события.
4.2. Благоприятствую
щие
элементарные
события.
4.3. Вероятности
событий.
1
0
0
1
0
0
4.4. Опыты с равновозможными
элементарными
событиями.
1
0
0
4.5. Случайный выбор.
1
0
0
4.6. Практическая
работа «Опыты с
равновозможными
элементарными
событиями»
1
0
0
5.1. Дерево.
1
5.2
.
Свойства дерева:
един ственность
пути.
1
5.3
.
Свойства
дерева:
существование
висячей
вершины, связь
между числом
вершин и числом
1
совокупность благоприятствующих
элементарных событий, равновозможные элементарные события.
Решать задачи на вычисление
вероятностей
событий
по
вероятностям
элементарных
событий
случайного
опыта.
Решать задачи на вычисление
вероятностей событий в опытах с
Равновозможные события равновозможными
и подсчёт их вероятности элементарными событиями, в том
числе с помощью компьютера.
Проводить и изучать опыты с
равновозможными
элементарными событиями (с
использованием монет, игральных
костей, других моделей) в ходе
практической работы
Введение в теорию графов- 4часа
0
0 Перебор вариантов,
Осваивать понятия: дерево как
комбинаторное правило граф без цикла, висячая вершина
умножения
(лист), ветвь дерева, путь в
0
0
дереве, диаметр дерева. Изучать
свойства дерева: существование
висячей вершины, единственность
пути между двумя вершинами,
0
0
связь между числом вершин и
числом рёбер. Решать задачи на
поиск и перечисление путей в
дереве,
определение
числа
вершин или рёбер в дереве, обход
бинарного дерева, в том числе с
18
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2116/start
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/4089/start/131703
/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/4079/start/38319/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/4079/start/38319/
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/3751/start/1981
64/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/37
51/start/198164/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/37
51/start/198164/
применением правила умножения
рёбер.
5.4
.
Правило
умножения
1
0
6.1
.
Противоположное
событие.
Диаграмма Эйлера.
1
0
6.2
.
Объединение и
пересечение
событий.
1
0
6.3
.
Несовместные
события
1
0
6.4
.
Формула сложения
вероятностей.
1
0
6.5
.
Правило
умножения
вероятностей
Условная
вероятность.
Независимые
события.
Представление
случайного
эксперимента в
виде дерева
1
0
1
0
1
0
1
0
6.6
.
6.7
.
6.8
.
0
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/3751/start/198164
/
Случайные события-8 часов
0 Перебор
вариантов, Осваивать
понятия:
взаимно
комбинаторное правило противоположные
события,
умножения
операции
над
событиями,
Независимость событий. объединение
и
пересечение
0 Операции над
событий,
диаграмма
Эйлера
событиями. Формула
(Эйлера—Венна), совместные и
сложения вероятностей. несовместные события. Изучать
0 Условная вероятность и теоремы
о
вероятности
умножение вероятностей
объединения
двух
событий
(формулы
сложения
0
вероятностей). Решать задачи, в
том числе текстовые задачи на
определение
вероятностей
0
объединения
и
пересечения
событий с помощью числовой
прямой,
диаграмм
Эйлера,
0
формулы сложения вероятностей.
Осваивать
понятия:
правило
0
умножения
вероятностей,
условная
вероятность,
0
независимые события дерево
случайного
опыта.
Изучать
свойства
(определения)
независимых событий. Решать
задачи
на
определение
и
19
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2571/start/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/25
71/start/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/25
71/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2571/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2571/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2571/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2571/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/2571/start/
использование
событий.
независимых
Обобщение и контроль-4 часа.
7.1
.
Представление
данных
1
0
0
7.2
.
Описательная
статистика. Графы
1
0
0
7.3
.
Вероятность
случайного
события.
1
0
0
7.4
.
Элементы
комбинаторики
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34 0
Дисперсия и
стандартное отклонение
Измерение рассеивания
данных. Размах
Частота события,
вероятность
Описательная
статистика. Частота
события, вероятность.
Решение
комбинаторных задач:
перебор вариантов,
комбинаторное правило
умножения
0
20
Повторять
изученное
и
выстраивать
систему
знаний.
Решать задачи на представление
и описание данных с помощью
изученных характеристик. Решать
задачи с применением графов.
Решать задачи на нахождение
вероятности случайного события
по вероятностям элементарных
событий, в том числе в опытах с
равновозможными
элементарными
событиями.
Решать задачи на нахождение
вероятностей
объединения
и
пересечения событий, в том числе
независимых, с использованием
графических представлений и
дерева случайного опыта. Решать
задачи
на
перечисление
комбинаций (числа перестановок,
числа сочетаний), на нахождение
вероятностей
событий
с
применением комбинаторики, в
том числе с использованием
треугольника Паскаля
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1989/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1989/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1989/start/
https://resh.edu.ru/subject
/lesson/1989/start /
Тематическое планирование 9 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
Программное
часов
содержание
всег
КР ПР
о
Повторение курса 8 класса- 4часа
1.1. Представление
1
0
данных.
1.2. Описательная
1
0
статистика
0
0
Представление
данных
Описательная
статистика
Основные виды деятельности обучающихся
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Повторять изученное и выстраивать систему
знаний. Решать задачи на представление и
описание данных. Решать задачи на
нахождение вероятностей объединения и
пересечения событий, в том числе
независимых, с использованием графических
представлений и дерева случайного опыта.
Решать задачи на перечисление комбинаций
(числа перестановок, числа сочетаний), на
нахождение вероятностей событий с
применением комбинаторики, в том числе с
использованием треугольника Паскаля
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/1989/start/
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/1989/sta
rt/
1.3. Операция над
событиями
1
0
1.4. Независимость
событий.
1
0
0
Частота события,
вероятность
Элементы комбинаторики- 4 часа
2.1. Комбинаторное
1
0
правило
умножения.
0
Перебор вариантов,Осваивать понятия: комбинаторное правило https://resh.edu.ru/
умножения, упорядоченная пара, тройка suject/lesson/1564/
комбинаторное
правило умноженияобъектов, перестановка, факториал числа,
start/
сочетание, число сочетаний, треугольник
в
https://resh.edu.ru/su
Паскаля. Решать задачи на перечисление
других науках иупорядоченных пар, троек, перечисление bject/lesson/1564/star
t/
прикладных
перестановок
и
сочетаний
элементов
сферах.
различных множеств. Решать задачи на
https://resh.edu.ru/sub
применение числа сочетаний в алгебре
ject/lesson/1564/start/
(сокращённое умножение, бином Ньютон
Решать, применяя комбинаторику, задачи на
вычисление вероятностей, в том числе с
Частота события,
вероятность
0
2.2.
Перестановки
. Факториал.
1
0
0
2.3.
Сочетания и
число
сочетаний.
Треугольник
Паскаля
1
0
0
21
https://resh.edu.
ru/subject/lesso
n/1989/start/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/1989/start/
2.4.
Практическая
работа
«Вычисление
вероятностей с
использованием
комбинаторных
функций
электронных
таблиц»
1
3.1.
Геометрическая
вероятность
1
3.2.
Случайный
выбор точки из
фигуры на
плоскости,
Случайный выбор
точки из фигуры
из отрезка.
1
3.3.
1
0
помощью электронных
практической работы).
1
таблиц
в
ходе https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/1564/sta
rt/
Геометрическая вероятность- 4 часа
0
0 Представление о Осваивать
понятие
геометрической
геометрической
вероятности. Решать задачи на нахождение
вероятности
вероятностей в опытах, представимых как
0
0
выбор точек из многоугольника, круга, отрезка
или дуги окружности, числового промежутка
0
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/6121/start/
38474/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6121/star
t/38474/
0
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/6121/sta
rt/38474/
3.4. Случайный выбор
1
0
0
точки из фигуры
на плоскости, из
отрезка, из дуги
окружности
Раздел 4. Испытания Бернулли- 6 часов
4.1. Испытание.
1
0
0
https://resh.edu.ru/s
ubject/lesson/6121/s
tart/38474/
4.2. Успех и неудача.
1
0
0
4.3. Серия
испытаний
до первого
успеха.
1
0
0
Частота события,
вероятность
.
Осваивать понятия: испытание, элементарное
событие в испытании (успех и неудача), серия
испытаний, наступление первого успеха
(неудачи), серия испытаний Бернулли.
Решать задачи на нахождение вероятностей
событий в серии испытаний до первого
успеха, в том числе с применением формулы
суммы геометрической прогрессии. Решать
22
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4929/start/
38412/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4929/start/
38412/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4929/start/
38412/
4.4. Испытание
Бернулли.
4.5.
4.6.
Вероятности
событий в серии
испытаний
Бернулли
Практическая
работа
«Испытания
Бернулли»
1
0
1
0
1
Случайная величина- 6 часов
5.1. Случайная
1
величина и
распределение
вероятностей
5.2. Математическое
1
ожидание и
дисперсия
случайной
величины.
5.3. Примеры
1
математическо
го ожидания
как
теоретического
среднего
значения
величины
5.4. Понятие о
1
законе больших
чисел.
5.5. Измерение
1
вероятностей с
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Частота события,
вероятность
задачи
на
нахождение
вероятностей
элементарных событий в серии испытаний
Бернулли, на нахождение вероятности
определённого числа успехов в серии
испытаний Бернулли. Изучать в ходе
практической работы, в том числе с помощью
цифровых ресурсов, свойства вероятности в
серии испытаний Бернулли
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4929/start/
38412/
Освоить понятия: случайная величина,
значение
случайной
величины,
распределение вероятностей. Изучать и
обсуждать примеры дискретных и не
прерывных случайных величин (рост, вес
человека, численность населения, другие
изменчивые величины, рассматривавшийся в
курсе статистики), модельных случайных
величин, связанных со случайными опытами
(бросание монеты, игральной кости, со
случайным выбором и т. п.). Осваивать
понятия:
математическое
ожидание
случайной величины как теоретическое
среднее значение, дисперсия случайной
величины как аналог дисперсии числового
набора. Решать задачи на вычисление
математического ожидания и дисперсии
дискретной
случайной
величины
по
заданному распределению, в том числе задач,
связанных со страхованием и лотереями.
Знакомиться с математическим ожиданием и
дисперсией некоторых распределений, в том
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/1564/st
art/
23
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4929/start/
38412/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4929/start/
38412/
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/1564/sta
rt/
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/156
4/start/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/1564/start/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/1564/start/
помощью
частот.
5.6.
Применение
закона больших
чисел
1
0
0
Обобщение и контроль -10 часов
6.1. Представление
2
0
данных
0
6.2.
Описательная
статистика.
2
0
0
6.3.
Вероятность
случайного
события
2
0
0
6.4.
Элементы
комбинаторики
2
0
0
2
0
0
Случайные
величины и
распределения.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
6.5
34
0
числе распределения случайной величины
«число успехов» в серии испытаний
Бернулли. Изучать частоту события в
повторяющихся случайных опытах как https://resh.edu.ru/sub
случайную величину. Знакомиться с законом ject/lesson/1564/start/
больших чисел (в форме Бернулли): при
большом числе опытов частота события
близка к его вероятности. Решать задачи на
измерение вероятностей с помощью частот.
Представление
Повторять изученное и выстраивать систему
данных
в
виде знаний. Решать задачи на представление и
таблиц, диаграмм, описание данных. Решать задачи на
графиков
нахождение вероятностей событий, в том
Частота события, числе в опытах с равновозможными
вероятность
элементарными событиями, вероятностей
объединения
и
пересечения
событий,
вычислять
вероятности
в
опытах
с
сериями
Частота события,
вероятность
случайных испытаний
перебор вариантов,
комбинаторное
правило умножения
Частота события,
вероятность
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/1564/sta
rt/
https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/1564/sta
rt/
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/1564/sta
rt/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/1564/start/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/1564/start/
2
24
25