Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол «№1» от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
Рабочая программа
по учебному предмету
«Астрономия»
10 класс
Составитель Ганиева З.С.,учитель астрономии
высшей квалификационной категории
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В
соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не
передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что
такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных
дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать
свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной
деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
"Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения учебного предмета должны отражать:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах
Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование
астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в
этой области.
Предметные результаты
знать/понимать:
− смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,
комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
− смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
− смысл физического закона Хаббла;
− основные этапы освоения космического пространства;
− гипотезы происхождения Солнечной системы;
− основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики;
уметь:
− приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
− описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
− характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения
расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
− находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея,
Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
− использовать ком использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
− понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
− оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Выпускник на базовом уровне научится:
—
воспроизводить, определять и различать понятия: созвездие, высота и кульминациязвезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и
зимнее время, конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица, Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые
тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты, звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год;
—
перечислять исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; существенные различия природы двух
групп планет и объяснять причины их возникновения;
—
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд
и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; причины возникновения приливов
на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли; сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения; механизм
возникновения на Солнце грануляции и пятен; причины изменения светимости переменныхзвезд; смысл понятий космология, Вселенная, модель
Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;
—
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
—
вычислять, определять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а ихразмеры
—
по угловым размерам и расстоянию; расстояние до звезд по годичному параллаксу; расстояние до звездных скоплений и галактик по
цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; массы
планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; время существования звезд в зависимости от их массы; возраст Вселенной на основе
постоянной Хаббла;
—
формулировать и обосновывать законы Кеплера, основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной
системы из единого газопылевого облака; закон Хаббла; 107 справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения»
в спектрах галактик;
— описывать, характеризовать и объяснять особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с
различным эксцентриситетом; природу Луны и причины ее отличия от Земли; характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников
и колец; явления метеора и болида, процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической
скоростью; последствия падения на Землю крупных метеоритов; внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности; наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; механизм вспышек новых и сверхновых; этапы
формирования и эволюции звезды; движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; природу малых тел
Солнечной системы и причины их значительных различий; физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; физические
особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр; основные
отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;основные параметры Галактики
(размеры, состав, структура и кинематика);
—
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных
изменений природы этих планет; моделей различных типов звезд с моделью Солнца; выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно
модели Вселенной;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; современные данные об
ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
—
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного
населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с
другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в
сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях
Основное содержание обучения
Предмет астрономии
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.
Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии
НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование
компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО
РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое
движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной
системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ
ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Солнечная система
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела
Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.
Методы астрономических исследований
Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных
тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН
СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.
Звезды
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности.
Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И
ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной
атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ
ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика - Млечный Путь
Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. Галактики.
Строение и эволюция Вселенной
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.
Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ
ЭНЕРГИЯ.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
Тема
1
Астрометрия
Звездное небо.
Количество
часов
5
1
2
3
4
5
6
Небесные координаты. Практическая работа №1 «Построение графических моделей небесной
сферы»
Видимое движение планет и Солнца
Движение Луны и затмения
Время и календарь
Небесная механика
Система мира
Законы Кеплера движения планет
Космические скорости и межпланетные перелёты
Контрольная работа №1 по теме «Небесная механика»
Строение Солнечной системы
Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Планета Земля
Луна и ее влияние на Землю
Планеты земной группы
Планеты-гиганты, планеты-карлики
Малые тела Солнечной системы
Современные представления о происхождении Солнечной системы
Астрофизика и звездная астрономия
Методы астрофизических исследований
Солнце
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
Основные характеристики звёзд. Практическая работа №2 «Построение диаграммы ГерцшпрунгаРассела и ее анализ»
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды
Новые и сверхновые звезды
Эволюция звёзд
Контрольная работа №2 по теме «Астрофизика и звездная астрономия»
Млечный путь
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёзные скопления
Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути
Галактики
Классификация галактик
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
7
8
Активные галактики и квазары. Скопления галактик
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной
Модель «горячей Вселенной»
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная энергия
Обнаружение планет возле других звёзд
Поиск жизни и разума во
Вселенной
Итого
1
1
2
1
1
3
1
1
1
34