Приложение
к ООП НОО МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
Приказ №222 от 31.08.2023 г
Рабочая программа среднего общего образования
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 10 - 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного среднего образования учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» составлена в соответствии с Требованиями обновлённого Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС ОСО) и с
учётом Примерной основной образовательной программы основного среднего образования
(ПООП ОСО), а также Примерной программы воспитания. Она конкретизирует и определяет
содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по
разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и
приборов, для организации и проведения учебных сборов, а также военно-профессиональной
ориентации и военно – патриотического воспитания школьников.
Главной целью программы является ее ориентация на личную безопасность человека в среде
обитания путем выработки у него навыков и умений применять правила (алгоритмы) безопасного
поведения в условиях угроз и опасностей. В связи с этим логика построения программы
заключается в том, чтобы школьники научились правильно оценивать обстановку и умело
действовать в системе следующих понятий: опасность —>причина опасности —> последствие
опасности —>действие.
Программа направлена на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях
и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни,
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать
в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,
оказывать первую медицинскую помощь.
военно-патриотическое воспитание учащихся, воспитание сознательного отношения к
подготовке к службе в Вооружённых Силах РФ и защите своего Отечества
Программа предусматривает объём 34 учебных часа в каждом классе или 1 час в неделю.
В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков
программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с
юношами 10 класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на
базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)
в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (35 часов учебного
времени).
1. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества, государства.
Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Представление об
уровнях взаимодействия человека и окружающей среды.
Общие принципы (правила) безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности.
Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие.
Действия, позволяющие предвидеть опасность.
Действия, позволяющие избежать опасности.
Действия в экстремальной и опасной ситуации.
Риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного поведения.
Защита прав потребителя. Правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий в экстренных случаях.
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму
(спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и др.). Первая помощь при ушибах,
переломах, кровотечениях.
Основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими приборами. Последствия
электротравмы. Порядок проведения сердечно-легочной реанимации.
Основные правила пожарной безопасности в быту.
Термические и химические ожоги. Первая помощь при ожогах.
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд; лифт; мусоропровод; придомовая территория;
детская площадка; площадка для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии.
Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними. Действия в экстренных случаях.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости. Риск-ориентированный подход к обеспечению
безопасности на транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле,
автобусе. Ответственность водителя. Ответственность пассажира.
Представления о знаниях и навыках, необходимых водителю.
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников).
Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения. Порядок действий при
возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого
типа. Общие правила безопасного поведения.
Опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление
агрессии; криминальные ситуации; случаи, когда потерялся человек).
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы
самопомощи. Особенности поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения. Порядок действия при попадании в
опасную ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой человек; человек с ментальными
расстройствами). Порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека.
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым
пребыванием людей (лечебные, образовательные, культурные, торгово-развлекательные учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций.
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения террористического акта.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на
водоёмах.
Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS).
Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Источники опасности в автономных условиях. Сооружение убежища; получение воды и питания; способы защиты от перегрева
и переохлаждения в разных природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера
(предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться
помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила безопасного поведения. Последствия
природных пожаров для людей и окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации геологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций гидрологического характера.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций метеорологического характера.
Влияние деятельности человека на природную среду. Причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса. Чрезвычайные ситуации экологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика».
Биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
здоровье человека.
Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие.
Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы передачи инфекционных
заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации.
Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения
вакцины для человечества.
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения
сердечно-сосудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска возникновения
заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры профилактики
неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний.
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт; сердечный
приступ; острая боль в животе; эпилепсия и др.).
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье
и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств;
минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой помощи. Алгоритм первой помощи. Оказание
первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств;
первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Действия при прибытии скорой медицинской помощи.
11 класс
Раздел1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)
Нравственность и здоровье. Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни. Инфекции, передаваемые
половым путем. Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе. Семья в современном обществе. Беременность и гигиена беременности.
Уход за младенцем.
Первая помощь при неотложных состояниях Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте, при
ранениях. Основные правила оказания первой помощи. Правила остановки артериального кровотечения. Способы
иммобилизации и переноски пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при
травме черепно-мозговой, груди, живота, в области таза, повреждении позвоночника и спины. Первая помощь при остановке
сердца.
Раздел 2. Основы военной службы (24 ч)
Вооруженные силы Российской Федерации – основа обороны государства Основные задачи и международная деятельность
Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести Боевое знамя, ордена, военная форма одежды Воинская обязанность Основные понятия о
воинской обязанности. Организация воинского учета, первоначальная постановка. Обязанности граждан по воинскому учету.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Требования к индивидуальным качествам специалистов, подготовка по
военно-учетным специальностям. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского
освидетельствования. Профессиональный психологический отбор. Увольнение с военной службы.
Основы военной службы Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного
права. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной, комендантской и
караульной служб. Строевой устав.
Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества Основные виды и особенности воинской деятельности. Требования
воинской деятельности. Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего. Военнослужащий – специалист.
Военнослужащий подчиненный. Основные обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации Порядок вручения Боевого знамени, приведения к присяге. Порядок
вручения личному составу вооружения, военной техники, оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага.
Прохождение военной службы по призыву Призы и порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.
Прохождение военной службы по контракту Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Ключевые воспитательные задачи:
∙ установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
∙ побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
∙ привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
∙ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
∙ применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания 17 обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
∙ включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
∙ организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; ∙ инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны способствовать процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и
проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов
и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества,
бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального
народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила
безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и
территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью
жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и
устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в
области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и
боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской Федерации, прошлое и
настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской
славы, боевым традициям Вооружённых сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения
безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное
поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска
возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России,
принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства,
обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности
личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и
разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности,
современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных
областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по
возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение
универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства,
обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в
различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в
области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с
учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их
различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей
задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения
различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать
оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным
состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их
корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности
жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников
разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи;
самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в
повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять
признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию
конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого
участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать
процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с
позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в
конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения
научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить
коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения.
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку
свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения,
правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на
практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка
действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической
безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического
здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии,
в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства
экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы
вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения
террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых
сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в
области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении
безопасности.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
10 класс (34 часа)
№
п/
п
1
Тема
Модуль
"Культура
безопасности
жизнедеятель
ности в
современном
обществе"
Вс
ег
о
ча
со
в
2
КР
ПР Программное содержание
0
0
Понятие
«культура
безопасности», его значение
в жизни человека, общества,
государства. Соотношение
понятий «опасность»,
«безопасность»,
«риск»
(«угроза»)
Соотношение
понятий «опасная ситуация»,
«экстремальная ситуация»,
«чрезвычайная
ситуация»
Представление об уровнях
взаимодействия человека и
окружающей среды
Общие принципы (правила)
безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой,
общественногосударственный
уровни
Основные виды
деятельности
обучающихся
Объясняют смысл понятий
«опасность»,
«безопасность»,
«риск»
(«угроза»),
«культура
безопасности»,
«опасная
ситуация»,
«экстремальная
ситуация», «чрезвычайная
ситуация» Объясняют их
взаимосвязь Анализируют
актуальные
проблемы
безопасности
жизнедеятельности
Приводят
примеры
решения
задач
по
обеспечению
безопасности в повседневной
жизни
Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)
решения
задачи
обеспечения безопасности.
2
Модуль
"Безопасность
в быту"
3
Модуль
"Безопасность
на
транспорте"
0
0
Источники опасности в быту,
их классификация. Общие
правила
безопасного
поведения
Защита прав потребителя.
Правила
безопасного
поведения
при
осуществлении покупок в
Интернете.
Причины
и
профилактика
бытовых
отравлений. Первая помощь,
порядок
действий
в
экстренных случаях
0
0
История появления правил
дорожного
движения
и
причины их изменчивости.
Рискоориентированный
подход
к
обеспечению
безопасности на транспорте.
6
6
(индивидуальный,
групповой и общественногосудар- ственный уровни)
Рассказывают об общих
принципах
безопасного
поведения,
приводят
примеры.
Раскрывают
источники
опасностей
и
классифицируют бытовые
опасности. Обосновывают
зависимость
риска
(угрозы) их возникновения
от поведения человека.
Объясняют
права
и
обязанности потребителя,
правила
совершения
покупок, в том числе в
Интернете. Оценивают их
роль
в
совершении
безопасных покупок.
Оценивают
риски
возникновения
бытовых
отравлений,
вырабатывают навыки их
профилактики.
Актуализируют
навыки
первой
помощи
при
бытовых отравлениях.
Актуализируют
правила
дорожного движения.
Анализируют изменение
правил
дорожного
движения в зависимости
от
изменения
уровня
Безопасность пешехода в
разных условиях (движение
по обочине; движение в
тёмное
время
суток;
движение с использованием
средств
индивидуальной
мобильности). Взаимосвязь
безопасности водителя и
пассажира.
Правила
безопасного поведения при
поездке
в
легковом
автомобиле,
автобусе.
Ответственность водителя.
Ответственность пассажира.
Представления о знаниях и
навыках,
необходимых
водителю.
0
4
Модуль
"Безопасность
в
общественны
х местах"
6
0
Общественные места и их
классификация.
Основные
источники
опасности
в
общественных
местах
закрытого и открытого типа.
Общие правила безопасного
поведения.
Опасности в общественных
местах
социальнопсихологического характера
(возникновение
толпы
и
давки; проявление агрессии;
криминальные
ситуации;
случаи, когда потерялся
человек).
рисков
(рискориентированный подход).
Оценивают риски для
пешехода при разных
условиях, вырабатывают
навыки
безопасного
поведения. Рассказывают
о
влиянии
действий
водителя и пассажира на
безопасность дорожного
движения. Приво- дят
примеры.
Объясняют
права,
обязанности,
ответственность
пешехода,
пассажира,
водителя
Анализируют,
какие
знания
и
навыки
необходимы водителю.
Перечисляют
и
классифицируют
основные
источники
опасности
в
общественных местах.
Раскрывают
общие
правила
безопасного
поведения
в
общественных
местах,
характеризуют их влияние
на уровень безопасности.
Вырабатывают
навыки
оценки
рисков
возникновения
толпы,
давки. Рассказывают о
Порядок действий при риске
возникновения
или
возникновении толпы, давки.
Эмоциональное заражение в
толпе, способы самопомощи.
Особенности поведения при
попадании в агрессивную и
паническую толпу
5
Модуль
"Безопасность
в природной
среде"
6
Модуль
"Здоровье и
как его
сохранить.
Основы
медицинских
знаний"
0
0
0
0
7
7
Отдых
на
природе.
Источники
опасности
в
природной среде. Основные
правила
безопасного
поведения в лесу, в горах, на
водоёмах.
Общие
правила
безопасности
в
походе.
Особенности
обеспечения
безопасности
в
водном
походе.
Особенности
обеспечения безопасности в
горном походе.
Ориентирование
на
местности
Карты,
традиционные
и
современные
средства навигации (компас,
GPS).
Понятия
«здоровье»,
«охрана
здоровья»,
«здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика».
Биологические, социальноэкономические,
экологические
действиях,
которые
минимизируют
риски
попадания в толпу, давку,
и о действиях, которые
позволяют
минимизировать
риск
получения
травмы
в
случае попадания в толпу,
давку
Выделяют
и
классифицируют
источники опасности в
природной среде.
Раскрывают особенности
безопасного
поведения
при
нахождении
в
природной среде, в том
числе в лесу, на водоёмах,
в горах.
Рассказывают о способах
ориентирования
на
местности. Анализируют
разные
способы
ориентирования,
сравнивают
их
особенности,
выделяют
преимущества
и
недостатки.
Объясняют смысл понятий
«здоровье»,
«охрана
здоровья»,
«здоровый
образ жизни», «лечение»,
«профилактика»
и
выявляют
взаимосвязь
между ними.
(геофизические),
психологические
факторы,
влияющие
на
здоровье
человека.
Составляющие
здорового образа жизни: сон,
питание,
физическая
активность, психологическое
благополучие.
Всего часов
34
0
Оценивают
степень
влияния
биологических,
социально-экономических,
экологических,
психологических факторов
на здоровье.
Оценивают
значение
здорового образа жизни и
его
элементов
для
состояния
человека,
приводят
примеры
из
собственного опыта.
0
11 класс (34 часа)
№
п/
п
1
Тема
Основы
медицинских
знаний и
здорового
образа жизни
Всег
о
часо
в
10
КР
ПР Программное содержание
0
0
Нравственность и здоровье.
Правила личной гигиены.
Нравственность и здоровый
образ
жизни.
Инфекции,
передаваемые
половым
путем. Понятие о ВИЧ –
инфекции и СПИДе. Семья в
современном
обществе.
Беременность
и
гигиена
Основные виды
деятельности
обучающихся
Знать правила личной
гигиены.
Инфекции передаваемые
половым путем и способы
защиты.
Уметь оказывать первую
помощь при неотложных
состояниях.
Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)
0
3
Основы
военной
службы
24
0
беременности.
Уход
за
младенцем.
Первая помощь при
неотложных состояниях
Первая помощь при острой
сердечной недостаточности и
инсульте, при ранениях.
Основные правила оказания
первой помощи. Правила
остановки артериального
кровотечения. Способы
иммобилизации и переноски
пострадавшего. Первая
помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.
Первая помощь при травме
черепно-мозговой, груди,
живота, в области таза,
повреждении позвоночника и
спины. Первая помощь при
остановке сердца.
Вооруженные силы
Российской Федерации –
основа обороны государства
Основные задачи и
международная деятельность
Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Символы воинской чести
Боевое знамя, ордена,
военная форма одежды
Воинская обязанность
Основные понятия о воинской
обязанности. Организация
воинского учета,
Определять
основные
задачи
международной
деятельности
Вооруженных
Сил
Российской Федерации.
Знать символы воинской
части.
Определять
основные
понятия
о
воинской
обязанности.
Знать
основные
особенности службы по
призыву. По контракту и
альтернативную службу.
первоначальная постановка.
Обязанности граждан по
воинскому учету.
Обязательная подготовка
граждан к военной службе.
Требования к
индивидуальным качествам
специалистов, подготовка по
военно-учетным
специальностям.
Добровольная подготовка
граждан к военной службе.
Организация медицинского
освидетельствования.
Профессиональный
психологический отбор.
Увольнение с военной
службы.
Основы военной службы
Правовые основы военной
службы. Статус
военнослужащего. Военные
аспекты международного
права. Общевоинские уставы.
Устав внутренней службы.
Дисциплинарный устав. Устав
гарнизонной, комендантской и
караульной служб. Строевой
устав.
Военнослужащий –
вооруженный защитник
Отечества
Основные виды и
особенности воинской
деятельности. Требования
воинской деятельности.
Военнослужащий – патриот.
Честь и достоинство
военнослужащего.
Военнослужащий –
специалист. Военнослужащий
подчиненный. Основные
обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооруженных сил
Российской Федерации
Порядок вручения Боевого
знамени, приведения к
присяге. Порядок вручения
личному составу вооружения,
военной техники, оружия.
Ритуал подъема и спуска
Государственного флага.
Прохождение военной
службы по призыву
Призы и порядок
прохождения военной службы.
Размещение и быт
военнослужащих.
Прохождение военной
службы по контракту
Особенности военной службы
по контракту. Альтернативная
гражданская служба.
Всего часов
34
0
0