Рабочая программа элективного курса «Обществознание теория и практика»

Рабочая программа
Элективного курса
"Обществознание: теория и практика"
10 класс

1. Результаты освоения элективного курса

Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятий;
 устанавливать и конкретизировать примерами взаимосвязь человека и его естественной среды обитания;
 описывать общество как целостную социальную систему, сферы жизни общества и социальные институты;
 объяснять роль социальных институтов в жизни общества;
 характеризовать сущность социальных явлений и процессов;
 находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников;
 исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;
 выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях, связанных с социальной и
деятельностной сущностью человека;
 иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;
 выявлять специфику социальных понятий; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии
личности;
 давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;
 характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном
мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.
Обучающийся получит возможность научиться:
 конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его подсистем, взаимосвязь подсистем
общества;
 оценивать возможности и риски современного общества;

 выявлять причинно-следственные связи в динамике социальных изменений;
 характеризовать факторы процесса глобализации в современном мире;
 прогнозировать последствия влияния глобализации на различные сферы жизни общества;
 анализировать социальные причины и моделировать последствия экономического кризиса;
 описывать и иллюстрировать с помощью материалов средств массовой информации (СМИ) тенденции и перспективы
общественного развития;
 раскрывать на примерах уникальность человека как индивидуальности;
 выделять основания различных классификаций видов деятельности;
 выражать и аргументировать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и человека;
 оценивать, обращаясь к примерам, возможности индивидуальной самореализации;
 исследовать практические ситуации, связные с адекватной и неадекватной самооценкой;
 показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий
жизнедеятельности человека;
 показывать значение свободы совести для развития человека и общества;
 аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;
 оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием,
определять возможные способы противодействия;
 выражать собственное отношение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека;
 находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями культурными ценностями.

2. Основное содержание программы
Введение 1 час
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с
кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ
Модульный блок «Общество» 7 часов
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле.
Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни.
Спецефические черты общества. Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа».
Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние
сфер. Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных
институтов. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды.
Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации. Понятие общественного
прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс».
Особенности прогресса и его критерии. Стагнация. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира.
Основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные
проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления

разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Контрольная работа по модульному блоку
«Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов
Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура».
Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества. Формы и
разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы:
элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную
жизнь общества. Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ. Искусство, его
формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры.
Специфические черты искусства. Функции искусства. Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания.
Функции современной науки. Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции
образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих
функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа.
Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии:
буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии. Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм
морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право:
общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы
современной нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и
тенденции современной культурной ситуации в России. Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества».
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека.
Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие
человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.
Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как
деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности.
Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл
жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.
Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации. Внутренний мир человека.
Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека.
Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание.
Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного. Самопознание. Свобода и ответственность личности.
Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание:
ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Истина и ее критерии.
Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в
процессе познания. Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание.
Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование,
абстракция. Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие
социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. Контрольная работа по
модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Модульный блок «Политика» 9 часов

Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации
(типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть.
Теория разделения властей. Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура.
Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории
происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия,
республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические
режимы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая
партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды
политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России. Политический режим. Типы политических
режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы. Политическая идеология.
Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы
политических идеологий. Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции
политической культуры. Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества.
Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского
общества. Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания
правового государства. Пути формирования правового государства. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей.
Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое
участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности. Контрольная работа по модульному блоку
«Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.
Тематическое планирование
№
п/п

Раздел/тема

Количест
во часов

1

Введение

1
Модульный блок «Общество»

7

2

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты

1

3

Общество и природа. Общество и культура

1

4

Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

1

5

Понятие общественного прогресса.

1

6

Процессы глобализации и становление единого человечества Глобальные проблемы человечества

1

Контрольная работа по модульному блоку «Общество»

2

7-8

Модульный блок «Духовная жизнь общества»

9

9

Культура и духовная жизнь

1

10

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

1

11

Средства массовой информации

1

12

Искусство, его формы, основные направления. Наука

1

13

Социальная и личностная значимость образования

1

14

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.

1

15

Мораль. Нравственная культура

1

16

Тенденции духовной жизни современной России

1

17

Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества»

1

Модульный блок «Человек. Познание»

8

18

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека

1

19

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность

1

20

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.

1

21

Самопознание. Свобода и ответственность личности

1

22

Познание мира. Формы познания.

1

23

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

24

Виды человеческих знаний. Научное познание

1

25

Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание.»

1

Модульный блок «Политика»

9

26

Власть, ее происхождение и виды

1

27

Политическая система, ее структура и функции

1

28

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

1

29

Политический режим. Типы политических режимов

1

30

Политическая идеология Политическая культура

1

31

Гражданское общество Правовое государство

1

32

Человек в политической жизни. Политическое участие

1

3334

Контрольная работа по модульному блоку «Политика»

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».