Рабочая программа элективного курса «География»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«География»
для обучающихся 11 классов
на 2023 -2024 учебный год

Составитель:
Рябцева Татьяна Геннадьевна,
учитель географии
первой квалификационной категории

Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 11 класса, изучающих географию на базовом уровне. Учебный курс рассчитан
на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Целью данного курса является:
- расширение и углубление знаний по вопросам, изучаемым в курсе социально - экономической географии;
- дальнейшее формирование необходимого уровня экономической и политической компетентности;
- более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей социально – экономической географии.
Основные задачи курса:
- продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики стран
мира;
- познакомить обучающихся с ролью и местом различных государств, в современной мировой экономической системе;
- проанализировать факторы, определяющие особенности развития хозяйства, международную экономическую
специализацию и интеграцию стран;
- рассмотреть особенности современной экономики различных стран: уровень развития, структуру,
географию, тенденции и направления развития государств;
- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации;
- продолжить формирование умений и навыков по решению практических заданий повышенной сложности и умении
вырабатывать алгоритм решения подобных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с обучающимися и
составляет основу курса. Деятельность преподавателя сводится к консультированию обучающихся, анализу и разбору
наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе
обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возможность интегрировать знания, полученные
по другим предметам (обществознание, экономика) максимально использовать: общеобразовательный и
культурологический потенциал географии как учебного предмета, широкий спектр педагогических технологий;
методическое и техническое обеспечение, формы и методы ведения занятий. В ходе изучения предмета посредством

совместной деятельности обучающихся и преподавателя осуществляется решение исследовательских и ситуационных
задач, при решении которых обучающиеся осваивают методы научного познания и получают опыт самостоятельной
исследовательской деятельности в области социально – экономической географии. Одной из важнейших целей
современного образования является освоение обучающимися культуры проектной деятельности, которая предполагает
формулирование целей и способов их достижения, планирование подготовительного и практического этапов проекта,
реализацию проекта. Учиться проектированию можно в форме деловых игр в рамках самого урока, так и вне его.
Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход. Это означает, что особым
образом структурировано содержание курса: оно имеет как предметный, так метапредметный компонент. Методика
обучения имеет критериальный характер, что позволяет обучающимся знать, что (какие знания и умения) и как (по каким
критериям) оценивается.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по разделу социальноэкономической географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Планируемые результаты освоения элективного предмета:
Личностные
1. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню экономикогеографических знаний в части осознанного отношения к проблемам стран современного мира, места
и роли человека в решении этих проблем;
2. формирование позиции обучающегося в сфере гражданской общественной деятельности «Я –гражданин мира», умения
оценивать и аргументировать собственную точку зрения;
3. формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена общества, осознающего
ценностное отношение к человеку в обществе.
Метапредметные
1. владение умением принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя,
производителя) в условиях относительной ограниченности природных ресурсов в странах мира;
2. владение умением разрабатывать и реализовывать проекты социально-экономического и междисциплинарного характера,
в том числе исследовательские проекты;
3. владение базовыми методами научного познания, используемыми в географии, включая умения:

- осуществлять поиск актуальной географической информации, включая карты, оригинальные тексты, нормативные акты,
научную и учебную литературу,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета
- делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию стран мира;
- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между явлениями и социально-экономическими
процессами:
- прогнозировать и моделировать развитие данных процессов.
4. владение умением решать социально значимые задачи на основе проведения учебной экспертизы.
5. владение умением осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.
Предметные:
1.формирование представления об особенностях современной экономики стран, месте конкретной страны в мировой
экономике
2.формирование умения объяснять причины изменений на политической карте мира
3. овладение системой знаний о социально-экономических проблемах современности, для целостного осмысления
планетарного сообщества людей, единства природы и общества, особенностях этнической, лингвистической,
религиозной структуры человечества; политической анатомии современного мира, культурно-исторических регионов
мира; экономической дифференциации мира.
Основные принципы организации курса:
- научность;
- практикоориентированность;
- открытость;
- активность на основе внутренней мотивации;
- совместная деятельность;
- партнерство.

Содержание программы
Введение
Общая экономико-географическая характеристика стран Европы: географическое положение, природно-ресурсный
потенциал, проблемы развития стран Европы.
Раздел 1. Зарубежная Европа
Изменения на политической карте Европы.
Основные этапы формирования политической карты. Типология стран Европы по формам направления и политикоадминистративному устройству. Распад социалистической системы хозяйства. Качественные и количественные
изменения на политической карте Европы – причины, следствия, тенденции развития государств.
Роль стран Европы в развитии мировой цивилизации.
Древние государства на территории Европы. Средневековая Европа. Политические и экономические события Европы Нового
времени.
Европейская культура на рубеже 20-21 веков. Особенности населения.
Численность населения, демографическая ситуация, проблемы депопуляции и сокращения численности коренного
населения Европы.
Урбанизация, субурбанизация, крупнейшие агломерации. Основная ось расселения. Различия в уровне социальноэкономического развития и уровне жизни народов разных частей Европы. Миграция, виды и направления. Особенности
хозяйства стран Европы.
Ведущие отрасли хозяйства. Факторы, влияющие на специализацию стран Европы. Тенденции изменения международной
специализации стран Европы в 21 веке. Роль и место стран Европы в мировом хозяйстве.
Страны Северной, Западной, Восточной, Южной Европы.
Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, отрасли
специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.
Обобщение знаний. Заключительный семинар «Особенности современной экономики стран Зарубежной Европы».
Раздел 2. Зарубежная Азия
Изменения на политической карте Азии.

Основные этапы формирования политической карты. Типология стран Азии по формам правления и политикоадминистративному устройству.
Качественные и количественные изменения на политической карте Азии – причины, следствия, тенденции развития
государств. Горячие точки. Роль стран Азии в мировой цивилизации.
Древние государства на территории Азии. Древние философы Азии, их вклад в мировую культуру. Политические и
Экономические события Азии Нового времени.
Особенности населения.
Численность населения, демографическая ситуация, проблемы роста численности населения Азии. Неравномерность
расселения
Урбанизация, ложная урбанизация, крупнейшие агломерации и мегаполисы. Различия в уровне социально-экономического
развития и уровне жизни народов разных частей Азии.
Миграция, виды и направления.
Страны Восточной, Центральной, Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии
Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно-ресурсные потенциал, особенности населения, отрасли
специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.
Обобщение знаний. Заключительный семинар «Особенности современной экономики стран Зарубежной Азии».
Раздел 3. Страны Северной Америки
История образования государств США и Канады. Особенности формирования населения. Современная демографическая
ситуация. Урбанизация, Мегаполисы. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств
в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.
Раздел 4. Страны Латинской Америки
История освоения континента. Древние цивилизации Америки. Особенности формирования населения. Современная
демографическая ситуация. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой
экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.
Раздел 5. Страны Африки
Колониальное прошлое материка. Распад колониальной системы, образование независимых государств. Современная
демографическая ситуация. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой
экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.

Раздел 6. Место России в современном мире
Численность населения России, её динамика в последние десятилетия. Место России по численности населения среди стран
мира. Государственная демографическая политика России, направленная на повышение рождаемости. Динамика средней
ожидаемой продолжительности жизни.
Практические работы
1. Построение графика, отражающего динамику основных демографических показателей России (рождаемость,
смертность, естественный прирост) за 2—3 последних десятилетия.
2. Анализ внешних миграций населения России за последние годы
Раздел 7. Будущее человечества
Глобальные проблемы как вызовы для современной цивилизации. Глобализация и регионализация — два направления
современных социально-экономических процессов, их влияние на глобальные проблемы. Взаимосвязь глобальных
геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения на разных пространственных уровнях:
планетарном, региональном, страновом, локальном.
Практические работы
1. Проведение анализа конкретной глобальной проблемы на разных пространственных уровнях (планетарном,
региональном, страновом, локальном).
2. Знакомство с одним из сценариев развития человечества по источникам из научной литературы.
Итоговый урок. Зачет
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Тематическое планирование
№

Тема раздела и урока

Раздел 1. Зарубежная Европа
Изменения на политической карте Европы
1
Роль стран Европы в мировой цивилизации
2
Политико- и экономико-географическое положение Европы. Размеры территории и
3
численность населения, доля в мировом населении.
Разнообразие природных условий и ресурсов в зарубежной Европе, их территориальные
4
различия.
Особенности хозяйства стран Европы
5

Количество
часов

1
1
1
1
1

дата

Страны Северной Европы
Динамика населения региона в последние десятилетия. Национальный и религиозный состав,
его изменения в отдельных странах вследствие миграций.
Страны Западной Европы
8
Страны Западной Европы
9
Страны Южной Европы
10
Раздел 2. Зарубежная Азия
Изменения на политической карте Азии
11
Роль стран Азии в мировой цивилизации
12
Особенности населения
13
Площадь, размеры и состав территории региона. Историко-географические этапы
14
политического и социальноэкономического развития
Страны Восточной и Центральной Азии
15
Страны Восточной и Центральной Азии
16
Страны Южной и Юго-Восточной Азии
17
Страны Юго-Западной Азии
18
Разнообразие природных условий и ресурсов в зарубежной Азии, их территориальные
19
различия. Контрасты распределения в регионе минеральных, агроклиматических, водных,
гидроэнергетических, лесных, земельных и рекреационных ресурсов.
Раздел 3. Страны Африки
Изменения на политической карте Африки
20
Особенности населения Африки
21
Природно-ресурсного потенциала и хозяйства стран Африки
22
Раздел 4. Страны Северной Америки
История образования государств США и Канады
23
Особенности населения стран Северной Америки
24
Тенденции в экономическом развитии стран
25
Место государств в мировой экономике
26
Раздел 5. Страны Латинской Америки
История освоения континента Изменения на политической карте Латинской Америки
27
Специфические черты социально-культурного и экономического пространства Латинской
28
Америки
Особенности населения стран Латинской Америки
29
Природно-ресурсного потенциала и хозяйства стран Латинской Америки
30

6
7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 6. Место России в современном мире
Демографический потенциал России
31
Анализ внешних миграций населения России за последние годы»
32
Геоэкономическое положение России. Природно-ресурсный потенциал России.
33
Раздел 7. Будущее человечества
Глобальные проблемы как вызовы для современной цивилизации
34

1
1
1
1

УМК:
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. – М.: Просвещение 2020.
Список литературы:
1. Бахчиевой О.А. «География. 10-11класс» (Региональная география мира) - М: «Вентана Граф»,2018
2. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. М. Роскартография, 2016.
3. Географическая картина мира. В.П. Максаковский. Книга 1. М.:Дрофа, 2014.
4.Е.М. Курнашева. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах 10 класс. М.:Экзамен, 2015
5. Элькин Г. Н. Экономическая и социальная география мира. СПб.: Паритет, 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».