Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий природный мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с
умеренной, тяжелой и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном
мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир»
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений о
явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных
изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям, формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека.
Основные коррекционные задачи:
обогащение чувственного опыта через
целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы; развитие
зрительного, слухового восприятия, а также формирования навыков общения, предметнопрактической и познавательной деятельности; формирование интереса к предметному
рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение
следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных
действий; овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой
основой для самообслуживания, коммуникации, бытовой и трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных
предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе
и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем
процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности
расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том
мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия
существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На четвёртом году
обучения в содержание работы по предмету продолжается пробуждение и развитие у детей
интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период
продолжается накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из
ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением
некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.
Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно,
определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти,
внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на
результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений,
направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей
учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную
активность каждого ребенка на уроке.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный
мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных
изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с
разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой
и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям
среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к
ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к
общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных
объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый,
подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные /
несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни
человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном государственном образовательном стандарте «Окружающий
природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое
значение в системе образования детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми,
множественными нарушениями развития, интегрирован с учётом общих целей изучения
курса с предметами «Окружающий социальный мир», «Человек». В учебном плане предмет
представлен с 1 по 11 год обучения. На его изучение отведено в 1 дополнительном, 1 классах
66 часов в год, 2 часа в неделю, 33 учебные недели в году, во 2-11 классах 68 часов в год, 2
часа в неделю, 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к
природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1. Осознание персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу осознание себя как «Я»
2. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
ограниченном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3. Формирование уважительного отношения к окружающим;
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся мире;
5. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
8.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
Ожидаемые базовые учебные действия освоения АООП с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Базовые учебные действия освоения АООП могут включать:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода
времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами;
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Возможные предметные результаты освоения АООП с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также
специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов:
1) представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- расширение представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля,
огонь, водоемы, формы земной поверхности и других);
- представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- интерес к объектам живой природы;
- расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные,
их виды, понятия "полезные" - "вредные", "дикие" - "домашние" и другие);
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и
другое).
3) элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели, месяцы; соотнесение месяцев с
временем года;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели,
месяца и т.д.