Изобразительное искусство

Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол №1 от 30.08.2022

Утверждено приказом
директора МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ»
Приказ №208 от 31.08.2022

Рабочая программа
по адаптированной основной образовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)(вариант1)
по предмету
«Изобразительное искусство»
3 класс
2022-2023 учебный год

Составитель: учитель начальных классов
Медведева Т.А.

Пояснительная записка
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:



Воспитание интереса к изобразительному искусству.



Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека



Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.



Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического

кругозора;



Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.



Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.



Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе

экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.



Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).



Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной

деятельности.



Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.



Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
2



Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения

результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Примерное содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие
умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусмотриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему; декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
3

предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения
народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила
организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть,правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра;
ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование
навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке;
направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией»дляразвития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
4

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу,
наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных
линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование
предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная
штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма:примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
5

Обучение действиям с шаблонами итрафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор»,
«орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача
разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения
из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный,
зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении
всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами
6

цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светлозеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла
прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и
графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М.
Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы
использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами
скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год
7

1
2
3
4

33
34
34
34

1
1
1
1
Всего:

33
34
34
34
135

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Количество
часов

Раздел

3

Подготовительный период обучения

8

Обучение композиционной деятельности.

10

Основные виды деятельности обучающихся
1 класс
Рисовать точки, разнохарактерные линии, предметы несложной формы
с использованием этих линий, карандашом. Дорисовывать несложные
изображения, выполнять штриховку внутри контурного изображения.
Рисовать геометрические и предметные формы, сравнивать их по
величине.

Составлять аппликацию из вырезанных изображений объектов или их
частей. Составлять узор в полосе из вырезанных геометрических
форм, листьев. Рисовать по памяти, по представлению с помощью
шаблонов. Рисовать с
помощью опорных точек.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать Лепить фрукты и овощи. Лепить игрушки. Лепить сложные объекты
форму предметов, пропорции, конструкцию.
(поэтапно, под руководством учителя). Составлять аппликацию из
квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из цветной
бумаги (с дорисовыванием окон и
других элементов карандашом, фломастером). Рисовать с натуры
предметы простой формы. Рисовать с натуры

8

10

Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в рисунке с помощью красок.

2

Обучение восприятию произведений искусства.

2

Подготовительный период обучения

10

Обучение композиционной деятельности.

вылепленные предметы. Рисовать выполненную аппликацию. Рисовать
по памяти нарисованные с натуры предметы.
Рисовать кистью. Раскрашивать изображение предметов, нарисованных
ранее. Расписывать силуэтные изображения игрушек, вырезанных
учителем из бумаги. Обводить шаблоны, раскрашивать их. Рисовать
кистью без предварительного рисования простым карандашом.
Выполнять графический диктант. Изображать фризом. Создавать
элементарную композицию на заданную тему на
плоскости.

Обсуждать содержание художественных произведений
2 класс
Резать бумагу по прямой линии, зигзагом, волнообразно,скругляя
углы. Составлять целое изображение из частей.
Размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных
изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Вырезать
силуэты предметов и располагать их на листе по заданию: середина
листа, край листа. Рисовать виды деревьев, составлять рисунок,
правильно размещать на листе. Вырезать силуэты предметов
симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составлять узор в
полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов.
Объединять предметы в группы по смыслу при рисовании. Объединять
предметы в группы по смыслу в лепке. Передавать в рисунках основную
форму
предметов,
устанавливать
сходство
с
известными
геометрическими формами. Передавать форму предметов, выделять
этапы очередности в лепке. Передавать в рисунках основную форму
предметов, устанавливать сходство
с известными геометрическими формами.

9

11

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать Проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
форму предметов, пропорции, конструкцию.
волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также
вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии.
Дорисовывать ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении.
Передавать форму предметов, применять
разные способы лепки (раскатывать, отщипывать). Составлять целое
изображение из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых
деталей, соответствующих определенной форме части тела
изображаемого объекта. Рисовать с натуры, передавая все признаки и
свойства изображаемого объекта. Называть народный и национальный
промысел Дымково. Применять разные способы лепки: сплющивать,
прищипывать, отщипывать. Рисовать с натуры, передавая все
признаки и свойства изображаемого объекта.
Рисовать сразу кистью, гуашью. Работать кончиком кисти и всей еѐ
поверхностью. Рисовать с акварелью в технике
«примакивание». Закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось). Узнавать
и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет
изображаемого объекта.
Обсуждать содержание художественных произведений.
3 класс
Правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами,
кистью,
красками),
правильно
располагать изобразительную
поверхность на столе.

9

Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в рисунке с помощью красок.

2

Обучение восприятию произведений искусства.

1

Подготовительный период обучения

10

10

10

Обучение композиционной деятельности.

Использовать в рисунке теплые и холодные цвета. Передавать с
помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние
(радость, грусть). Строить растительный орнамент в полосе, применяя
чередование элементов по форме, цвету, располагая по краям, углам,
центру. Составлять целое изображение из деталей, вырезанных бумаги.
Различать и находить общее в орнаменте, узоре. Различать виды
орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и т.д.
Различать и находить общее в орнаменте, узоре. Различать виды
орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и т.д.
Рисовать предметы несложных форм. Соотносить формы предметов с
геометрическими фигурами.
Использовать цветовые сочетания для создания образов. Применять
цвета для передачи графических образов в

рисовании.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина.
форму предметов, пропорции, конструкцию.
Передавать пропорции строения тела животных. Рисовать с натуры.
Применять приемы и способы передачи графических образов в
аппликации. Соотносить формы предметов с геометрическими
фигурами при лепке. Передавать пропорции тела человека при лепке.
Рисовать с натуры. Составлять узор в квадрате из нескольких объектов с
фиксацией на плоскости листа. Рисовать с натуры предметы несложных
форм. Рисовать по образцу и наблюдению (упражнения в рисовании
прямых, вертикальных, горизонтальных,
дугообразных,
спиралевидных,
зигзагообразных
линий).
Составлять узор в квадрате по образцу композиции из нескольких
деталей без фиксации на
плоскости листа.

11

10

Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в рисунке с помощью красок.

3

Обучение восприятию произведений искусства.

10

Обучение композиционной деятельности.

Рисовать по образцу и наблюдению. Рисовать с натуры, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта. Смешивать краски на
палитре для получения запланированного оттенка. Раскрашивать
нарисованные с натуры предметы. Рисовать элементы городецкой
росписи на заданную тему. Рисовать по представлению. Рисовать с
натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.

Обсуждать содержание художественных произведений.
4 класс
Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого
объекта. Обследовать предметы, выделять их признаки и свойства,
необходимые для передачи в рисунке. Уметь строить орнамент в
полосе. Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами
(метод обобщения). Уметь строить орнамент в квадрате, треугольнике.
Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать
виды
орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию:
геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. Использовать
разнообразные технологические способы выполнения аппликации.
Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю,
углам, в центре. Рисовать по воображению. Лепить предметы из
отдельных деталей и целого куска пластилина. Составлять целое
изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Рисовать по опорным
точкам, дорисовывать, обводить шаблон,
самостоятельно рисовать формы объекта.

10

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска
форму предметов, пропорции, конструкцию.
пластилина. Лепить с натуры, передавая все признаки и
свойства изображаемого объекта. Составлять целое
изображение из частей, передавать основную форму
предметов. Чередовать элементы по форме, цвету,
12

10

4

Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в рисунке с помощью красок.

Обучение восприятию произведений искусства.

располагать элементы по краю, углам, в центре. Знать
название некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Гжель. Применять разные
способы лепки. Рисовать изображение головы человека в
статике. Рисовать с натуры, передавать все признаки и
свойства изображаемого объекта. Составлять целое
изображение из деталей,
вырезанных
из
бумаги.
Дорисовывать формы объекта. Лепить предметы из
отдельных деталей и целого куска пластилина. Знать название
некоторых
народных
и
национальных
промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково.
Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу.
Применять цвета для передачи графических образов в
декоративном рисовании. Применять цвета для передачи
графических образов в декоративном рисовании. Рисовать по
мокрому листу акварельными красками. Применять цвета для
передачи
графических
образов
в
рисовании
по
представлению.
Подбирать цветовые сочетания при создании образов.
Передавать с помощью цвета характер персонажа. Передавать
с помощью цвета эмоциональное состояние персонажа.
Передавать
движения
различных
одушевленных
и
неодушевленных предметов.
Обсуждать содержание художественных произведений.

Требования к результатам освоения учебного материала





Личностные результаты:
формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз, физминутки)
проявлять интерес к изобразительному искусству
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
13






















развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Регулятивные БУД:
Учить понимать учебную задачу
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные БУД:
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с
помощью учителя
Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя
Формировать приемы работы различными графическими материалами
Наблюдать за природой и природными явлениями
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно,
такой, не такой)
Оформлять свои мысли в устной речи
Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
Слушать и понимать речь других
Уметь работать в паре
Умение отвечать на вопросы различного характера
Предметные результаты






Минимально достижимый уровень:
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель
14































следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные,
округлые (замкнутые) линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать
их между собой.
Достаточный уровень:
Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель)
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
применение приемов лепки
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные,
округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
15













передавать в рисунках основную форму предметов;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать
их между собой.
Развитие жизненной компетенции
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
Умение ценить красоту народной игрушек
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Рабочая программа по рисованию для 1-класса.
2. Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
3. Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т. Н. Просняковой.
4. Таблицы по изобразительному искусству
5. Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»
6. Видеофильм «Народное творчество»
7. Копилка электронных презентаций по темам программы.
8. Печатное пособие «Развиваем моторику»
9. Репродукции картин художников.
10. Фотоальбомы о художниках.
11. Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.
12. Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.
13. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 1 класса коррекционной школы VIII вида
Материально – техническое обеспечение:
1. Мольберты.
2. Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов).
16

3. Интерактивная доска.
4. Компьютер.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства
http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticle...sn=20&st=40 учимся рисовать.
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Na...yePromysly.html Народные промыслы

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Дата
План Факт

Тема

Основной вид учебной деятельности обучающихся
Подготовительный период

1.

2.
3.

3 часа

Рисование точек и разнохарактерных линий карандашом,
Рисовать точки, разнохарактерные линии, предметы несложной
фломастероми кистью. «Капли дождя», «Дорожки», «Забор».
формы с использованием этих линий, карандашом.
Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих
линий (по образцу)
Дорисовывание несложных изображений: яблоко, груша, гриб.
Дорисовывать несложные изображения, выполнять штриховку
Штрихование внутри контурного изображения; правила
внутри контурного изображения
штрихования; приемы штрихования.
Рисование карандашом геометрических и предметных
Рисовать геометрические и предметные формы, сравнивать их
по величине.
форм всравнении по величине.
Обучение композиционной деятельности
8 часов

1.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов
или их частей. «Яблоки и груши на тарелке»

Составлять аппликацию из вырезанных изображений
объектов или их частей.

2.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов
или их частей. «Большие и маленькие рыбки в аквариуме».

Составлять аппликацию из вырезанных изображений
объектов или их частей.

3.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов
или их частей. «Листопад».

Составлять аппликацию из вырезанных изображений
объектов или их частей.

5.

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, Составлять узор в полосе из вырезанных геометрических
листьев. «Коврик для игрушек».
форм,листьев
Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов.
Рисовать по памяти, по представлению с помощью шаблонов.
«Листопад».
Рисовать по памяти, по представлению с помощью шаблонов.

6.

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов.
«Грибы на пеньке».
Рисование с помощью опорных точек. «Кораблик на воде».

Рисовать с помощью опорных точек.

4.

7.

Рисование с помощью опорных точек. «Флажки на веревке».

Рисовать с помощью опорных точек.

8.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10 часов

Лепка (натура даѐтся в сравнении). Яблоко и груша. Морковь и
свекла.

Лепить фрукты и овощи.

Лепка игрушек. «Русская матрѐшка».

Лепить игрушки.

Лепка игрушек. «Утѐнок».

Лепить игрушки.

4.

Лепка сложных объектов (поэтапно, под руководством учителя).
Человек (из скатанных из пластилина полосок).

Лепить сложные объекты (поэтапно, под руководством
учителя)

5.

Лепка сложных объектов (поэтапно, под руководством
учителя). Доми дерево (из скатанных из пластилина полосок)

Лепить сложные объекты (поэтапно, под руководством
учителя).

Составление аппликации дома деревенского и дома городского
из квадратов, прямоугольников, треугольников, вырезанных из
цветной бумаги (с дорисовыванием окон и других элементов
карандашом, фломастером).
Рисование с натуры предметов простой формы. Флажки
квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием
вспомогательных
опорных точек).
Рисование с натуры вылепленных предметов. Барельеф «Дерево».

Составлять аппликацию из квадратов, прямоугольников,
треугольников, вырезанных из цветной бумаги (с
дорисовыванием окон и других элементов карандашом,
фломастером).
Рисовать с натуры предметы простой формы.

Рисование выполненных аппликаций. «Снеговик».

Рисовать выполненную аппликацию.

Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов. Игра
«Кто лучше запомнил?».

Рисовать по памяти нарисованные с натуры предметы.

1.
2.
3.

6.

7.

8.
9.
10

Рисовать с натуры вылепленные предметы.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

10 часов

Рисование сразу всей кистью. «Радуга»

Рисовать кистью.

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее:
овощи, фрукты с ровной окраской.

Раскрашивать изображение предметов, нарисованных ранее.

1.
2.

17

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее:
листья восенней окраске.
Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных
учителем из бумаги. «Русская матрѐшка».
Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных
учителем из бумаги. «Птичка»

Раскрашивать изображение предметов, нарисованных ранее.

Обводить шаблоны, раскрашивать их.

7.

Выполнение цветных кругов с тѐмной и белой «оживкой»,
используемых в современной дымковской росписи, изображение
ягод
«тычком».
Рисование сразу кистью, гуашью. Веточки акации (способом
«примакивание»).

8.

Рисование сразу кистью, гуашью. Цветы: ромашка, василѐк,
одуванчик (способом «примакивание»).

Рисовать кистью без предварительного рисования простым
карандашом.

«Графический диктант» (работа кистью, гуашью).

Выполнять графический диктант

Изображение фризом: травка, дерево, солнце, цветы в траве.

Изображать фризом. Создавать элементарной композиции на
заданную тему на плоскости.

3.
4.
5.
6.

Расписывать силуэтные изображения игрушек, вырезанных
учителем из бумаги.
Расписывать силуэтные изображения игрушек, вырезанных
учителем из бумаги.

Рисовать кистью без предварительного рисования простым
карандашом.

9.
10

Обучение восприятию произведений искусства

2 часа

Обсуждать содержание художественных произведений

1.

Рассматривание репродукции картины В.Ф. Токарева
«Весенняя сказка».
Рассматривание репродукции картины И. Т. Хруцкого
«Цветы и плоды».

Обсуждать содержание художественных произведений

2.

18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№

Дата
План Факт

Тема

Основной вид учебной деятельности обучающихся
Подготовительный период

1.
2

2 часа

Резание бумаги по прямой линии, зигзагом, волнообразно,
скругление углов. Силуэты простых форм. Яблоко. Груша.

Резать бумагу по прямой линии, зигзагом, волнообразно,
скругляя углы.

Складывание целого изображения и его частей. Рыба.

Составлять целое изображение из частей.

Обучение композиционной деятельности

10 часов

1

Коллективная композиция из наклеенных на общий фон Размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных
аппликаций. Игрушки на полке.
изображения или силуэта) на изобразительной плоскости.

2

Коллективная композиция из наклеенных на общий фон Вырезать силуэты предметов и располагать их на листе по
аппликаций. Веселые петрушки.
заданию: середина листа, край листа.
Рисование на тему. Осень в лесу.

Рисовать виды деревьев, составлять рисунок, правильно
размещать на листе.

4

Выполнение аппликации. Ваза с цветами (цветы дорисовать
карандашом).

Вырезать силуэты предметов симметричной формы из бумаги,
сложенной вдвое.

5

Узор в полосе из листьев и цветов. Красивый коврик. Составлять узор в полосе с соблюдением чередования формы и
Выполнение аппликации.
цвета его элементов.

3

6
7

Рисование на тему «Утки на реке».

Объединять предметы в группы по смыслу при рисовании.

Коллективное составление композиции из вылепленных
человечков. Хоровод.

Объединять предметы в группы по смыслу в лепке.

19

Рисование на тему «Снеговик во дворе».
8

9

Выполнение барельефа. Ветка с вишнями.
Зарисовка барельефа. Ветка с вишнями.

10

Передавать в рисунках основную форму предметов,
устанавливать сходство с известными геометрическими
формами.
Передавать форму предметов, выделять этапы очередности в
лепке.
Передавать в рисунках основную форму предметов,
устанавливать сходство с известными геометрическими
формами.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

1

2

3

4

5

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных
линий карандашом в заданиях Сломанный телевизор.

Проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также
вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии.

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных
линий карандашом в заданиях. Волны на море.

Проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также
вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии.

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных
линий карандашом в заданиях. Забор.

Проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также
вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии.

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных
линий карандашом в заданиях. Лес вдали.

Проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки
волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также
вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии.

Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных
линий карандашом в заданиях. Динозавр.

Дорисовывать ломаными линиями спины, хвоста, зубов в
изображении.

Лепка игрушки. Снеговик.

Передавать форму предметов, применять разные способы
лепки (раскатывать, отщипывать).

Аппликация. Петрушка.

Составлять целое изображение из заранее вырезанных частей:
кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих

6
7

11 часов

20

определенной форме части тела изображаемого объекта.
Аппликация. Сказочная птица.
8

9

Изображение с натуры листьев несложной формы. Акация,
клевер. Работа простым карандашом или фломастером.

10

Знакомство с дымковской игрушкой. Барыня. Лепка женщины в
длинной юбке, в кофте, в фартуке, в головном уборе.

11

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека.
Женщина.

Составлять целое изображение из заранее вырезанных частей:
кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих
определенной форме части тела изображаемого объекта.
Рисовать с натуры, передавая все признаки и свойства
изображаемого объекта.
Называть народный и национальный промысел Дымково.
Применять разные способы лепки: сплющивать, прищипывать,
отщипывать.
Рисовать с натуры, передавая все признаки и свойства
изображаемого объекта.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

9 часов

Рисование сразу кистью. Волны на море.

Рисовать сразу кистью, гуашью. Работать кончиком кисти и
всей еѐ поверхностью.

Рисование сразу кистью. Кораблик плывет по воде.

Рисовать сразу кистью, гуашью. Работать кончиком кисти и
всей еѐ поверхностью.
Рисовать с акварелью в технике «примакивание».

3

Роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из
бумаги. Человек в одежде.

4

Роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из
бумаги. Мама в новом платье.

Закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).

5

Роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из
бумаги. Птичка.

Закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).

6

Роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из
бумаги. Котѐнок.

Закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).

7

Раскрашивание нарисованных с натуры листьев несложной
формы. Акация, клевер.

Закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).

Работа красками в сравнении. Солнышко светит, белые облака.

Узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно
передавать цвет изображаемого объекта.

1
2

8

21

Работа красками в сравнении. Серая туча, идѐт дождь.

Узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно
передавать цвет изображаемого объекта.

9

Обучение восприятию произведений искусства

2 часа

1

Работа по иллюстрациям к сказкам художника А. Васнецова

Обсуждать содержание художественных произведений.

2

Работа по иллюстрациям к сказкам художника В. Конашевича

Обсуждать содержание художественных произведений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС

3
№

1.

Дат
а
План Факт

Тема

Основной вид учебной деятельности
обучающихся

Подготовительный период 1 час
Материалы и инструменты, используемые в процессе
Правильно держать и пользоваться инструментами
изобразительной деятельности, правила их хранения.
(карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Обучение композиционной деятельности 10 часов

1

Рисование. Осень. Птицы улетают.

2

Рисование. Иллюстрирование сказки «Колобок». Колобок лежит Передавать с помощью цвета характер персонажа, его
эмоциональное состояние (радость, грусть).
на окне.

3

Рисование. Иллюстрирование
катится по дорожке.

4

Аппликация «Закладка для книг» (узор из растительных форм).

сказки

Использовать в рисунке теплые и холодные цвета.

«Колобок».

Колобок Передавать с помощью цвета характер персонажа, его
эмоциональное состояние (радость, грусть).
Строить растительный орнамент в полосе, применяя
чередование элементов по форме, цвету, располагая по краям,
углам, центру.
22

Коллективная аппликация «Разная посуда» из бумаги,
сложенной вдвое.
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа из
растительных форм (с помощью учителя)

Составлять целое изображение из деталей, вырезанных бумаги.

9

Различать и находить общее в орнаменте, узоре. Различать
виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный
и т.д.
Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа: Различать и находить общее в орнаменте, узоре. Различать
«снежинка» (с помощью учителя).
виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный
и т.д.
Рисовать предметы несложных форм. Соотносить формы
Работа в цвете «Дети лепят снеговика».
предметов с геометрическими фигурами.
Рисование в цвете «Скворечник на берѐзе. Весна».
Использовать цветовые сочетания для создания образов.

10

Рисование в цвете «Деревня. Дома и деревья в деревне летом».

Применять цвета для передачи графических образов в
рисовании.

5
6

7

8

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10 часов

1

Лепка. Зайчик (по мотивам дымковской игрушки).

Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска
пластилина. Передавать пропорции строения тела животных.

2

Рисование с натуры вылепленных игрушек. Зайчик.

Рисовать с натуры.

3

Аппликация «Бабочка» (из бумаги, сложенной вдвое,
дорисовывание фломастером.

Применять приемы и способы передачи графических образов в
аппликации.

4

Лепка «Пирамида из шаров».

Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами
при лепке.

5

Лепка «Человек стоит, идѐт, бежит».

Передавать пропорции тела человека при лепке.

6

Рисование с натуры вылепленного человечка в положении
статики и динамики.

Рисовать с натуры.

7

Аппликация «Узор в квадрате из листьев».

Составлять узор в квадрате из нескольких объектов с
фиксацией на плоскости листа.

23

8

Рисование с натуры разной посуды.

Рисовать с натуры предметы несложных форм.

9

Рисование по образцу и наблюдению «Деревья зимой».

Рисовать по образцу и наблюдению (упражнения в рисовании
прямых, вертикальных, горизонтальных, дугообразных,
спиралевидных, зигзагообразных линий).
Составлять узор в квадрате по образцу композиции из
нескольких деталей без фиксации на плоскости листа.

10

Составление узора в квадрате «Коробочка».

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

10 часов

1

Рисование по образцу и наблюдению «Деревья осенью. Дует
ветер».

Рисовать по образцу и наблюдению.

2

Рисование с натуры 3 шаров, окрашенных в основные цвета.

Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта

3

Рисование с натуры «Апельсин».

Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта

4

Получение на палитре оттенков чѐрного цвета.

Смешивать краски на палитре для получения запланированного
оттенка.

5

Получение на палитре оттенков зелѐного цвета.

Смешивать краски на палитре для получения запланированного
оттенка.

6

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов. Кубики.

Раскрашивать нарисованные с натуры предметы.

7

Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны,
цветы.

Рисовать элементы городецкой росписи на заданную тему.

8

Рисование по представлению. Цветок.

Рисовать по представлению.

9

Рисование с натуры простых предметов. Мяч.

Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта

10

Рисование с натуры «Лист тополя».

Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта

24

Обучение восприятию произведений искусства

3 часа

1

Беседа по картине И. Левитана.

Обсуждать репродукции с картин художников

2

Беседа по произведениям декоративно-прикладного искусства.
Дымковская игрушка. Хохлома.
Беседа по картинам А. Саврасова.

Обсуждать произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Обсуждать репродукции с картин художников

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№

Дата

Тема

Основной вид учебной деятельности обучающихся

План Факт
1

Обучение композиционной деятельности 10 часов
Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства
Рисование с натуры. Натюрморт. «Ваза с цветами».
изображаемого объекта.

2

Декоративное рисование. «Полотенце»

3

Декоративное рисование. «Платочек».

4

Декоративное рисование. «Узоры в полосе». Элементы узора –
листья, ягоды рябины.

5

Аппликация на цветном фоне, цветная бумага. «Улица города:
дома, машины». Коллективная работа с помощью педагога.

Обследовать предметы, выделять их признаки и свойства,
необходимые для передачи в рисунке. Уметь строить орнамент
в полосе.
Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами
(метод обобщения). Уметь строить орнамент в квадрате,
треугольнике.
Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать
виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе.
Использовать разнообразные технологические способы
выполнения аппликации.

6

Аппликация на цветном фоне, цветная бумага. «Улица города:
деревья». Коллективная работа с помощью педагога.
Рисование на тему «Дует ветер».

Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы
по краю, углам, в центре.
Рисовать по воображению.

7

25

8
9
10

Декоративная лепка «Барельеф на пластине. Избушка БабыЯги».
Аппликация «Фантастическая (сказочная птица)».

Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска
пластилина.
Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из
бумаги.

Рисование на тему «Ёлки в зимнем лесу. Зайки в лесу. Следы на
снегу».

Рисовать по опорным точкам, дорисовывать, обводить шаблон,
самостоятельно рисовать формы объекта.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10 часов

1

Лепка. Барельеф на картоне. Игрушка «Петушок» по образцу
каргопольской игрушки.

Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска
пластилина.

2

Лепка с натуры предметов симметричной формы «Бабочка».

Лепить с натуры, передавая все признаки и свойства
изображаемого объекта.

3

Аппликация «Овальная салфетка».

Составлять целое изображение из частей, передавать основную
форму предметов.

4

Работа в технике аппликации над образцом дерева.

Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы
по краю, углам, в центре.

5

Выполнение несложных элементов росписи посуды Гжели.

Знать название некоторых народных и национальных
промыслов, изготавливающих игрушки: Гжель.

6

Лепка фигуры человека, головы мужчины, женщины.

Применять разные способы лепки.

7

Рисование головы мужчины, женщины (после выполнения лепки
на ту же тему).

Рисовать изображение головы человека в статике.

8

Рисование с натуры предметов. «Чайник».

Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта.

9

Аппликация с дорисовыванием. «Неваляшка»

Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из
бумаги. Дорисовывать формы объекта.

10

Лепка барельефов на картоне. «Лошадка» (по образцу
дымковской игрушки).

Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска
пластилина. Знать название некоторых народных и
национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок 10 часов
26

1

«Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и сухой бумаге).

Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу.

2

«Сказочные цветы» (акварель, работа по мокрой и сухой
бумаге).

Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу.

3

Гжель. Посуда.

Применять цвета для передачи графических образов в
декоративном рисовании.

4

Гжель. Посуда. Завершение работы.

Применять цвета для передачи графических образов в
декоративном рисовании.

5

«Деревья в зимней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»)

Рисовать по мокрому листу акварельными красками.

6

Рисование по представлению осеннего, зимнего, летнего дерева.

Применять цвета для передачи графических образов в
рисовании по представлению.

7

Рисование. «Праздничный салют».

Подбирать цветовые сочетания при создании образов.

8

Раскрашивание работ, нарисованных карандашом. «Насекомые»

Передавать с помощью цвета характер персонажа.

9

Рисование. «Царевна-лебедь»

Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние
персонажа.

10

Рисование. «Баба-Яга».

Передавать движения различных одушевленных и
неодушевленных предметов.
Обучение восприятию произведений искусства

4 часа

1

Пейзаж. Беседа по картине художника.

Обсуждать содержание художественных произведений.

2

Обсуждать содержание художественных произведений.

3

Беседа. «Как и о чѐм создаются картины?»
А.К. Саврасов «Грачи прилетели».
Экскурсия в музей Васнецовых. Произведения живописи.

4

Экскурсия в музей Васнецовых. Произведения скульптуры.

Обсуждать содержание художественных произведений.

Обсуждать содержание художественных произведений.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».