Речевая практика

Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол №1 от 30.08.2022

Утверждено приказом директора
МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ»
Приказ №208 от 31.08.2022

Рабочая программа
по адаптированной основной образовательной программе
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)(вариант1)
по предмету
«Речевая практика»
3 класс
2022-2023 учебный год

Составитель: учитель начальных классов
Медведева Т.А.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год и следующих нормативно - правовых
документов:
1.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4.
Постановление от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5.
Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
умственной отсталостью муниципального автономного образовательного учреждения
6.
Введение в программу «Русский язык» предмета «Речевая практика» обусловлено
несовершенством речевой практики обучающихся с нарушением интеллекта, что задерживает речевое
развитие их речи как средства общения и затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей
использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в
различных ситуациях.
Задачи:
1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.
2.Коррекция обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
3. Формирование выразительной стороны речи.
4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.
5.Воспитание культуры речевого общения.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи»,
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал
которых постепенно расширяется и усложняется

Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует
формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта: развитие речи
как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты.
Содержание раздела «Аудирование и дикция»предполагает развитие у обучающихся
способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости
произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на
слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись
информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством
учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо
произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании
мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу
коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности –
силы голоса, темпа, тона речи.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно
отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на
каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания
других разделов. Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся
продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса»,

«Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются
предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков,
как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в
использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией
проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является
раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под
руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные
варианты речевого поведения. Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих
знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его
содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане – образовательная область
«Язык и речевая практика». Согласно учебному плану общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся с ОВЗ на изучение
предмета «Речевая практика» в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю:
Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

итого

количество
часов в неделю

2

2

2

2

8

количество часов
в год

66

68

68

68

270

Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с
умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-о ознание языка как основного средства человеческого общения;
-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры
человека;
- особность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Речевая практика»
на конец обучения в 1 классе
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
 выполнять по словесной инструкции учителя  выполнять задания по словесной инструкции;
действия, повторяющиеся каждый день;
 называть предметы и действия, соотносить их
 называть предметы и соотносить их с с картинками;
картинками;
 внятно выражать просьбы, употреблять

 употреблять
«вежливые»
слова
при
обращении к другим людям;
 правильно здороваться при встрече и
прощаться при расставании;
 сообщать своё имя и фамилию, имена и
отчества
учителей,
воспитателей,
имена
ближайших родственников.

«вежливые» слова;
 соблюдать правила речевого этикета при
встрече и прощании;
 сообщать своё имя и фамилию, имена и
отчества
учителей,
воспитателей,
имена
ближайших родственников.

Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой —
составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют
дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе,
детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и писать;
-наблюдать;
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
-называть предметы и соотносить их с картинками;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других
носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной
ситуации.

Содержание учебного предмета
Аудирование и дикция.
Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань
книгу», «Возьми тетради и раздай их»
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога),
близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша –
мам моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному
предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирал пыль. Шура вытирала пыль; Лена поднималась
на горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по
мере изложения текста.
Выразительность речи.
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного
аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с
указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение тихой и громкой речи в игре. Выбор и использование правильной силы голоса в
индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение
темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса
учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной
интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего
выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я
за порогом дома», «Я и мои товарищи» и.т.д.
Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Терем-теремок»,
«Петушок и бобовое зернышко», «Покупаем школьные принадлежности», «В магазине игрушек»,
«Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Зимняя прогулка», «Помощники», «Спокойной
ночи», «Доброе утро».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на
иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине,
форме, вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной
лексики. Сравнение двух предметов или изображений по заданному признаку.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов
и предложений в ролевой игре по теме речевой ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным
использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на
доске, макетного тетра.
Культура общения.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до
свидания. Пока. Использование выразительных средств речи и невербальных средств, выражающие
внимание к партнеру.
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

№

Название раздела

1-3

Школьная жизнь

Кол-во
часов
3ч

Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности
Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод)
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций,
выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление
предложений, ответы на вопросы)
Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят
друг

на

друга,

первым

представляется

старший

(тренировочные

упражнения

в

изображении

доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование
диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик)
Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями,
моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации)
4-7

Знакомство во дворе

4ч

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций,
выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление
предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание чистоговорки
Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по
теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации)
Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение»)

8-10

Играем в сказку

3 ч.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные
картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное
рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки

11-15

Знакомство

5ч

в гостях

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций,
составление предложений, работа с условно-графическими изображениями)
Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные
упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов
учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации)
Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.)
Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений
Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости»
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план

16-21

Школьные

6 ч.

принадлежности

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации

(называние предметных картинок, подбор

прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару»,
«Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание чистоговорки
Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа)
Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации,
моделирование диалогов)
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»)
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.

22-24

Игры и игрушки

3 ч.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок,
подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою
игрушку», работа с условно-графическими изображениями)

Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»
Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение
иллюстрации)
Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование
возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов,
проигрывание диалогов)
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки»)
Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план
25-28

Мы встречаем
Новый Год

4 ч.

Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию)
Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание
ситуации знакомства с Дедом Морозом.
Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении
на праздник.
Разучивание стихотворений новогодней тематики.
Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение
логовых цепочек на мотив песенки.
Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?»
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»

29-35

Мир природы

7 ч.

Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви)
Разучивание чистоговорки
Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке)
Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.
Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией.
Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку.
Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.)
Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план)

36-39

Мойдодыр

4ч

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением К. Чуковского

«Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению.

Разучивание фрагментов стихотворения.
Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации
Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)
40-42

У нас праздник

3ч

Слушание песни на слова Э. Успенского «Папа может..», разучивание стихов для поздравления мамы
Составление поздравления папе и дедушке, мама, бабушке
Инсценирование Игра «У нас гости»

43-47

Мамины
помощники

5ч

Составление диалогов с игровым персонажем Хозяюшкой Варварушкой.
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)
Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание.
Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной
формах)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.
Моделирование диалогов.
Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)
Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

48-50

Играем в сказку

3ч

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные
картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в
аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки

51-56

Мир природы

6ч

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя,

выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)
Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной
интонацией в зависимости от адресата
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Создание видеопоздравления
57-61

«Спокойной ночи!»

5ч

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке.
Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении
пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.
Разучивание колыбельной.
Моделирование диалогов по теме ситуации.
Ролевые игры по теме
Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или
картинный план)

62-63

«Доброе утро!»

2ч

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в
произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д.
Моделирование диалогов по теме ситуации.
Ролевые игры по теме
Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»
Составление коротких рассказов из личного опыта

64-65
66

Я и мои товарищи

2ч

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно». Слушание стихотворения Э.
Мошковская «Не надо больше ссориться».

Мир природы

1ч

Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй, лето!» Экскурсия на школьный двор.

ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная
программа
(базовая)

Учебники

Методический
материал

Дидактический
материал

Дополнительная
литература

Технические средства
обучения

Программа
под
редакцией
кандидата
психологических наук,
профессора
И.М.
Бгажноковой
«Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида. 04
класс».
Москва,
«Просвещение», 2011.

«Устная речь 1 класс»,
автор Комарова С.В. ,
М.:Просвещение,
2016г., допущенный
Министерством
образования и науки
Российской Федерации

Ефремова Л.Н. «
Коррекция устной и
письменной речи
учащихся начальных
классов». –М. Владос,
2001.
Плешакова Е. П. «
Русский язык»
коррекционноразвивающие задания и
упражнения. –
Волгоград: Учитель»
2008.
Методика обучения
русскому языку в
коррекционной школе
А.К.Аксёнова «
ВЛАДОС» 1999
«Весёлая грамматика »
В.В.Волина
издательство « Знание»
1993г
.

Коррекционные
упражнения
Физ.минутки
Речевые разминки
Игровые упражнения
Наглядные пособия.
рисунки, игрушки,
плакаты.
Открытки –
поздравления.
Открытки –
приглашения.
Маски для
театрализованных игр.

Игры по обучению
грамоте и чтению автор
Н.Н.Максимук ООО
«ВАКО» 2004г.
Речевые пятиминутки
автор Н.И.Гридчина.
КАРО Санкт-Петербург
2005г.
Лекции по
Дефектологии.

Наборы сюжетных
картинок.
Мультфильмы.
Видеофильмы
Иллюстрации
Портреты писателей и
поэтов.
Настольные игры.
Ситуативные картинки.
Русские народные
сказки.
Сборник загадок

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Номер

Тема урока

Основное содержание урока и виды работ по теме

БУД (возможные)

урока

план

1

Давайте
познакомимся.
Наши имена.

2

Я- ученик

3

Дата проведения

Давайте
познакомимся.
Экскурсия в
школьные
кабинеты.


Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши
имена», «Приветствие», хоровод)

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций, выбор картинки, соответствующей
предложению, повторение предложений за
учителем, составление предложений, ответы на
вопросы)

Знакомство с основными правилами
поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники
приветливо смотрят друг на друга, первым
представляется старший (тренировочные
упражнения в изображении доброжелательного
выражения лица с использованием зеркал, игра
«Подари улыбку», конструирование диалогов на
основе иллюстраций, моделирование диалогов
учитель-ученик)
Формирование начальных представлений о понятиях
«ученик», «знание». Формировать представление об
учебной деятельности и ее особенностях.
Знать правила поведения в школе.
Развивать познавательный интерес.


Закрепление полученных знаний (экскурсии в
школьные кабинеты с целью знакомства с
учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с
использованием игрушек, как героев ситуации)

Л. осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга.
К. обращаться за помощью и принимать
помощь;
Р. адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.)
П. Знакомство обучающихся с правилами
поведения на уроках

Л. осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга.
К. обращаться за помощью и принимать
помощь;
Р. адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.)
П. Знакомство обучающихся с правилами
поведения на уроках
Р .ориентироваться в пространстве класса
(зала, учебного помещения)
Л .правильно здороваться при встрече и
прощаться при расставании;
К. вступать в контакт и работать в коллективе

факт.

Знакомство во
дворе.

Помочь учащимся перенести полученные знания о
ситуации «Знакомство» в новые условия. Правила
поведения при знакомстве: ровеснику при знакомстве
можно подавать руку и говорить «Привет!».
Понимание личной ответственности за свои поступки
на основе представлений об этических нормах и
правилах поведения в современном обществе, о
правилах поведения при знакомстве.
Уметь знакомиться с ровесниками. Общаться с
детьми своего возраста.

Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Р. адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
П. Закрепление правил поведения при
знакомстве. Составление рассказа по теме
ситуации.

5

Что такое
вежливость.

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного
опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций,
выбор картинки, соответствующей предложению,
повторение предложений за учителем, составление
предложений, ответы на вопросы, работа с условнографическими изображениями)
Формировать у детей нравственные представления о
вежливости. Развивать у детей желание быть
вежливыми и культурными.
Развитие логических операций: анализа и синтеза при
обсуждении вопросов темы.

Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Р. адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
П. Закрепление правил поведения при
знакомстве.

6

Что такое дружба.

Содействовать формированию добрых отношений
между детьми в классе, развивать стремление быть
терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к
одноклассникам.
Формирование у детей правильного отношения к
окружающим людям.
Воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества
(коллективизма), умения быть внимательным к
окружающим людям, умение думать о других.
Воспитывать доброту, отзывчивость; развивать
разговорную речь, умение выражать свои мысли
связно, последовательно, полным предложением.

Л. положительное отношение к окружающей
действительности
К. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Р. адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
П. Закрепление правил поведения при
знакомстве.

4

7

Мы идём во двор
гулять.

Расширение представления детей о правилах
поведения при знакомстве. Использование в диалоге
вопросительных предложений «Как тебя зовут?»
«Хочешь с нами играть?» Расширение представления
детей о правилах поведения при знакомстве.
Уметь правильно обращаться к незнакомому
человеку. Приветствовать взрослых и ровесников.

Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Р. адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
П. Закрепление правил поведения при
знакомстве. Составление рассказа по теме
ситуации.

8

«Терем –
Теремок».
Рассказывание
сказки.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией,
отгадывание загадки)
Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок,
всем найдется уголок»
Знакомство со сказкой (устное рассказывание
учителем с опорой на иллюстрации)

9

«Терем –
Теремок».
Инсценировка
сказки.


Закрепление содержания сказки (выборочный
пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин,
разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки,
коллективное рассказывание сказки, прослушивание
сказки в аудиозаписи, просмотр
мультипликационного фильма)

Л. осознавать себя как гражданина России,
имеющего определенные права и обязанности
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Разучивание чистоговорки. Знакомство со
сказкой.
П.Инсценирование сказки.

10

Играем сказку
«Теремок»


Инсценирование сказки
Обобщающая беседа

Л. осознавать себя как гражданина России,
имеющего определенные права и обязанности
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач

П. Разучивание чистоговорки.
Знакомство со сказкой.
.

11

Приглашаем
гостей.

Слушание детской песни «К нам гости пришли»
Ролевая игра «Кукла встречает гостей».
 Диалоги с гостями.

12

Правила
знакомства в
гостях

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного
опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций,
составление предложений, работа с условнографическими изображениями)
Сообщение правил этикета при знакомстве со
взрослым в гостях

13

Ролевая игра
«Кукла встречает
гостей»

Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает
гостей и др.)
Коллективное составление рассказа с опорой на
иллюстрации и условно-графические схемы
предложений

14

Мы встречаем
гостей.

Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в
гости»
Составление рассказов из личного опыта по теме
ситуации с опорой на символический план

П.Закреплять умение составлять рассказ из
личного опыта. Тренировочные упражнения в
изображении приглашающего жеста в
сопровождении слов «Добро пожаловать!»
П.Слова-приветствия. Слова-приглашения.
Слова благодарности.
К.Составление рассказа из 3-4 предложений по
сюжетной картинке и схемам предложений.
Л. способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Сообщение правил этикета при знакомстве
со взрослым в гостях. Ролевые игры по теме
ситуации. Коллективное составление рассказа.
Беседа с привлечением личного опыта.
Л. способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Сообщение правил этикета при знакомстве
со взрослым в гостях. Ролевые игры по теме
ситуации. Коллективное составление рассказа.
Беседа с привлечением личного опыта.
Л. способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Р. принимать и сохранять цели и задачи

15

Провожаем
гостей.

Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все,
все…»
Диалоги при расставании. Ролевая игра «Кукла
провожает гостей»

16

Бережное
отношение к
учебникам.

17

Школьные
принадлежности.


Уточнение и обогащение словарного запаса
по теме ситуации (называние предметных картинок,
подбор прилагательных, составление
словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой
(ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку»,
работа с условно-графическими изображениями)

Разучивание чистоговорки

Знакомство с правилами поведения в
магазине (беседа с элементами рассказа)

Закрепление полученных знаний
(конструирование возможных диалогов в магазине с
опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)

Ролевые игры по теме ситуации («Магазин
«Школьник»)

Составление рассказов из личного опыта по
теме ситуации с опорой на символический план

Обогащение лексического запаса учащихся
словами, называющими школьные вещи, их
основные признаки и действия с ними.

Уточнение и обогащение словарного запаса
по теме ситуации (называние предметных картинок,
подбор прилагательных, составление
словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой
(ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку»,
работа с условно-графическими изображениями)
Разучивание чистоговорки. «Расскажи мне про

решения типовых учебных и практических
задач
П. Сообщение правил этикета при знакомстве
со взрослым в гостях. Ролевые игры по теме
ситуации. Коллективное составление рассказа.
Беседа с привлечением личного опыта.
П.Расширять представления учащихся о
правилах поведения при прощании с
ровесниками и старшими
Р Учить школьников правильно вести себя при
прощании со старшим по возрасту, с
ровесниками
КСоставление диалога при прощании с
гостями
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Разучивание чистоговорки. Знакомство с
правилами поведения в магазине. Ролевые
игры по теме ситуации.

Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П Описание предметов по картинно-

покупку». Отгадывание загадок «Что в моем ранце»

графической схеме (размер, цвет, форма.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Знакомство с правилами поведения в
магазине. Ролевые игры по теме ситуации.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Познакомить школьников с основными
правилами поведения в магазине
Использование слов: пожалуйста, спасибо.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать

18

Бережное
отношение к
учебникам.

Развивать фразовую и разговорно-диалогическую
речь. Учить детей беречь книги, научить делать
закладки, уметь пользоваться ими. Знать название
учебных предметов. Уметь правильно использовать их
(по назначению)
Обогащать словарь новыми словами. Уметь
применять на практике полученные знания.

19

Покупка
школьных
принадлежностей

Формировать у детей представления о правилах
поведения в магазине. Учить первоклассников
строить инициирующие и ответные реплики в диалоге
с продавцом магазина.
Уметь ориентироваться в ассортименте магазина
канцелярских товаров.

20

Правила
поведения в
магазине
школьных
принадлежностей.

Правила поведения в магазине школьных
принадлежностей.
Уметь делать покупки. Обращаться за помощью к
работнику магазина. Уметь использовать на практике
полученные знания.

21

Экскурсия в
магазин
школьных
принадлежностей

Учить строить инициирующие и ответные реплики в
диалоге с продавцом магазина. Основные правила
поведения в магазине (обращаться к продавцу чётко,
достаточно громко, доброжелательно смотреть на
продавца, можно использовать указательный жест).

Уметь делать покупки. Обращаться за помощью к
работнику магазина. Учить первоклассников строить
инициирующие и ответные реплики в диалоге с
продавцом магазина. Ролевая игра «Магазин
«Школьник»

22

«Игрушки»


Уточнение и обогащение словарного запаса по
теме ситуации (составление и называние разрезных
картинок, подбор прилагательных, составление
словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой
(ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условнографическими изображениями)

23

«Моя любимая
игрушка»

Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю
свою лошадку»
Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением
личного опыта учащихся
Составление рассказов из личного опыта по теме
ситуации с опорой на символический план
Игра «Назови ласково»

24

«Магазин
игрушек»


Введение в ситуацию (беседа на основе личного
опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение
иллюстрации)

Перенос полученных знаний о правилах
поведения в магазине в новую ситуацию
(конструирование возможных диалогов в магазине
при покупке игрушек с опорой на иллюстрации,
моделирование диалогов, проигрывание диалогов)

Ролевые игры по теме ситуации («Магазин
«Игрушки»)

помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Разучивание чистоговорки. Знакомство с
правилами поведения в магазине. Ролевые
игры по теме ситуации.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Р. адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
П Ответы на вопросы учителя.
Диалог «Давай поиграем»
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. Составление предложений, как можно
играть с этой игрушкой.
Р. Описание игрушки по картиннографическому плану.
П. Разучивание стихотворения. Ролевые игры
по теме ситуации. Беседа «Моя любимая
игрушка». Составление рассказов из личного
опыта
Л. Конструирование возможных диалогов
между продавцом и покупателями в магазине
«Игрушки» с опорой на содержание картинки.
Ролевая игра «Магазин игрушек»
К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Р. адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
П. Разучивание стихотворения. Ролевые игры
по теме ситуации. Беседа «Моя любимая
игрушка». Составление рассказов из личного

опыта
25

Готовимся к
празднику

26

Новогодние
чудеса

27

Новогодние
чудеса

 Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с
опорой на иллюстрацию)
 Перенос полученных знаний о правилах
поведения при знакомстве в условия новой ситуации:
проигрывание ситуации знакомства с Дедом
Морозом.
.

 Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по
вопросам учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки, из двух,
произнесенных учителем)
 Перенос полученных знаний о правилах
поведения при знакомстве в условия новой ситуации:
проигрывание ситуации знакомства на карнавале
 Разучивание чистоговорки
 Конструирование диалогов поздравления и
ответной реплики, моделирование и проигрывание
диалогов
 Беседа с привлечением личного опыта «Что мне
запомнилось на новогоднем празднике?»
 Составление рассказа по теме ситуации
(составление предложений о новогоднем празднике с
последующим использованием для коллективного
рассказа)
 Конструирование диалогов поздравления и
ответной реплики, моделирование и проигрывание
диалогов

Л. бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны
К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Учить первоклассников отвечать на вопросы в
беседе и инициировать общение.
Р. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе
П .Составление диалогов по сюжетным
картинкам. Составление письма Деду Морозу с
опорой на условно-графические схемы
Использование в письме слов: здравствуйте,
поздравляю вас, желаю вам, до встречи.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях
Р. соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных
недочетов
П. Разучивание чистоговорки..

Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию

.

28

Новогодние
поздравления.

29

Зимняя погода.

 Беседа с привлечением личного опыта «Что мне
запомнилось на новогоднем празднике?»
 Составление рассказа по теме ситуации
(составление предложений о новогоднем празднике с
последующим использованием для коллективного
рассказа)
Составление новогодних поздравлений.
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с торжественной интонацией
Разучивание стихотворений новогодней тематики.
Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась
ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение
логовых цепочек на мотив песенки.
Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю
на новогодний праздник?»Выбор на рисунке
ситуации, соответствующей реплике, произнесенной
учителем
Развивать умение наблюдать, устанавливать
причинно-следственные связи в природе

К. вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях
П. Составление рассказа по теме ситуации.

Р.Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с торжественной интонацией (на
основе подражания речи учителя).
К.Учить первоклассников строить репликипоздравления, сопровождающие вручение
подарков. Выражение благодарности
П. Составление приглашений на новогодний
праздник. Моделирование возможных
диалогов между героями картинки при
преподнесении подарков Разучивание
стихотворений. Слушание и разучивание
песенки «В лесу родилась ёлочка..»
Р.принимать цели и произвольно включаться
в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
Л.активно
участвовать
в
контролировать свои действия

деятельности,

П. Разучивание чистоговорки.
Конструирование возможных реплик в диалоге

30

Зимняя одежда.


Название предметов зимней одежды и обуви.
Ведение в тему (беседа, называние предметных
картинок с изображениями зимней одежды и обуви)
Тренировочные упражнения в произнесении
реплике
интонацией просьбы.
Уметь строить высказывания содержащие просьбу.
Использовать интонацию просьбы в связи с
ситуацией.

Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных

.

31

Зимняя обувь.


Ведение в тему (беседа, называние предметных
картинок с изображениями зимней одежды и обуви)
Формирование навыков взаимопомощи. Расширить
словарный запас школьников, обозначающие
предметы, используемые при уходе за обувью и
одеждой.
Уметь ориентироваться в выборе обуви в
соответствии с погодой.

32

Зимняя прогулка.

Обобщить знания детей о зиме .Актуализация
словарного запаса в игре « Кто знает-пусть
продолжает».
Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести
диалог используя вежливые слова.

33

Зимние виды
спорта

Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в
занимательной форме. Развивать творческие
способности учащихся; воспитывать чувства
товарищества, уважения друг к другу.
Знать основные зимние виды спорта. Правила
безопасного поведения при зимних видах спорта.

34

Зимние
развлечения

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в
связи с ситуацией.
Правила безопасного поведения при зимних

недочетов
П. Конструирование возможных реплик в
диалоге.
Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных
недочетов
П. Конструирование возможных реплик в
диалоге.
Р.Моделирование возможных диалогов между .
детьми во время прогулки.
К. Составление рассказа « На прогулке» с
опорой на картинку ответы на вопросы
учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
К.Ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
участие в беседах на темы, близкие личному
опыту ребенка;
Р.Выполнять
задания
по
словесной
инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их
с картинками

Р.Моделирование возможных диалогов между
детьми во время прогулки.
К. Составление рассказа « На прогулке» с

развлечениях.

Уметь использовать на практике полученные
знания. Конструирование возможных реплик в
диалоге, содержащих просьбу.

опорой на картинку ответы на вопросы
учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;

35

Составление
рассказа "За что я
люблю зиму".

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях,
взаимосвязи их с жизнью.
Воспитывать умение внимательно слушать, не
перебивая других. Развивать мышление, слуховое т
зрительное внимание, связную речь и творческое
воображение.
Учить детей строить предложения на заданную тему,
отвечать на вопросы полным предложением.

Р.выполнять
задания
по
словесной
инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их
с картинками;
К.ответы на вопросы учителя по их
содержанию;
Л.активное участие в диалогах по темам
речевых ситуаций;
участие в коллективном составлении рассказа

36

Я умываюсь



37

Я чищу зубы



Л. бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны
К. вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях
Р. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе
П. Составление предложений по теме
ситуации. Моделирование диалогов.
К. вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях
Р. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе
П. Дополнение предложений с опорой на
сюжетные картинки. Активизировать в
словарном запасе школьников слова,
обозначающие предметы гигиены.
Составление короткого рассказа на тему «Я
чищу зубы» и закрепление его действиями.
П.Познакомить детей с режимом дня
школьника, с последовательностью событий
дня. Правильное расположение картинок по
порядку, составление рассказа. по картинкам.





38

Режим дня
школьника




Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку)

Знакомство со стихотворением К. Чуковского
«Мойдодыр». Работа с серий картин к
стихотворению. Разучивание фрагментов
стихотворения.

Диалог с игровым персонажем доктором
Чистюлькиным.
Составление предложений по теме ситуации
(просьба в утвердительной и вопросительной
формах)
Конструирование возможных диалогов,
содержащих просьбу.
Моделирование диалогов.

Слушание стихотворения С. Михалкова «Про
Мимозу»
Ролевые игры по теме с использованием игрушек,
как героев ситуации

Коллективное составление рассказа по теме «Утро
школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

39

Я правильно
одеваюсь

Слушание стихотворения « Вот какой рассеянный…»
Игра «одень Машу»
Диалог на тему «Собираемся на прогулку» с опорой
на сюжетную картинку.

40

Поздравляем папу
и дедушку

Слушание песни на слова Э. Успенского «Папа
может..»

41

Поздравляем
маму.

Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору
учащихся.

Р. Умение строить вопросительные
предложения, давать утвердительные и
отрицательные ответы, разговаривать
спокойным тоном.
К. Составление диалогов с опорой на
картинки, по заданной ситуации.
Л.Активизировать в словарном запасе
школьников слова, обозначающие предметы
гигиены. Составление короткого рассказа на
тему «Я чищу зубы» и закрепление его
действиями.
Л.Расширить словарный запас школьников,
обозначающие предметы одежды .
Р Формирование навыков взаимопомощи.
Употребление слов спасибо, пожалуйста.
К.Высказывание из 3-4 предложений «Как мы
одели Машу» с опорой на символический план
высказывания.
П.Составление поздравления папе и дедушке с
опорой на условно-графические схемы
предложений.
Р.Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с торжественной интонацией (на
основе подражания речи учителя)
Учить строить реплики-поздравления,
сопровождающие вручение подарков.
К.Использование слов: спасибо, пожалуйста
Проигрывание диалогов между учащимися при
преподнесении подарков.
П.Тренировочные
упражнения
в
произнесении
поздравлений
с
торжественной интонацией (на основе
подражания речи учителя).
К.Составление поздравления маме с
опорой на условно-графические схемы
предложений
Р.Учить строить реплики-поздравления,
сопровождающие вручение подарков.

42

Накрываем
праздничный
стол.

Составление диалогов с игровым
Хозяюшкой Варварушкой.
Ролевая игра «Кукла накрывает стол».
Отгадывание загадок. Чистоговорки.

43

Я помогаю маме
прибираться в
доме.

Слушание стихотворения А. Барто «Помощница».
Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с
опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей.

44

Я помогаю маме
прибирать на
кухне .

Отгадывание
загадок.
Составление
диалога
(договориться о распределении обязанностей)

45

Посуда

Слушание отрывка из стихотворения К. И. Чуковского
«Федорино горе». Инсценирование разговора Федоры
с посудой с показом игровых действий.

46

Содержу одежду
в чистоте.

47

Опрятному
человеку нужны
помощники.

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое
хорошо, что такое плохо?»
Составление диалога с опорой на сюжетную
картинку. Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Выполнение инструкций по заданию учителя
(организационные инструкции). Экскурсия в
прачечную.

48

«Петушок и
бобовое
зернышко»

персонажем


Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)

П.Расширить словарный запас школьников, .
обозначающие предметы посуды. Правила
этикета за столом.
К.Использование в речи слов «передайте,
пожалуйста», «подайте, пожалуйста
П.Рисование
«живой»
картины
по
стихотворению. Расширить словарный запас
школьников, обозначающие предметы быта.
Р. Анализ ситуации по вопросам учителя.
Составление предложений по сюжетной
картинке
и
схемам
предложения
Рассматривание картинок.
К.Составление рассказа по картинке
Л.Формирование навыков взаимопомощи.
Употребление слов спасибо, пожалуйста.
К.Составление рассказ из личного опыта
Называние предметов мебели,
посуды,
бытовой техники по сюжетным и предметным
картинкам.
ЛФормирование навыков взаимопомощи.
Употребление слов спасибо, пожалуйста.
Р. Игра с мячом «Один-много».
П.Расширить словарный запас школьников
словами, обозначающие предметы посуды
К.Выражение просьбы, согласия, отказа в
разговоре.
Ответы на вопросы учителя. Расширить
словарный запас школьников, обозначающие
предметы, используемые при уходе за
одеждой.
Знакомство с персоналом.
П. Расширить словарный запас школьников,
обозначающие предметы бытовой техники
Р.Участие в диалоге с работником школьной
прачечной.
К. Употребление слов здравствуйте, доброе
утро, до свидания. Правила поведения при
встрече и прощании..
Л. бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
страны

.

.

Рассказывание
сказки.


Знакомство со сказкой (устное рассказывание
учителем с опорой на иллюстрации)

Обобщающая беседа

К. излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
Р. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе
П. Знакомство со сказкой. Инсценирование
сказки.

49

«Петушок и
бобовое
зернышко»
Инсценировка
сказки.


Закрепление содержания сказки (выборочный
пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин,
разрезные картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание сказки,
прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр
мультипликационного фильма)

50

Играем сказку
«Петушок и
бобовое
зернышко»




51

«К нам весна
шагает…»

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна».
Участие в учебном диалоге.
Составление диалога по сюжетной картинке
«Весенняя экскурсия»

52

Первоцветы

Слушание стихотворения «Подснежник» Е. Серовой.

53

Весенняя
прогулка.

Отгадывание загадок. Экскурсия на школьный двор.

54

По погоде
одевайся.

Чистоговорки. Диалог «В чём пойти на улицу», «Как
одеться, если дождик» с опорой на сюжетные

Л. осознавать себя как гражданина России,
имеющего определенные права и обязанности
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач
П. Драматизация сказки «Репка» с
использованием элементов костюмов
К.Коллективное рассказывание сказки
Р.Развивать интонационные и жестовомимические умения школьников в процессе
инсценировки сказки
П.Игра «Сложи картинку и назови, что
получилось». Расширить словарный запас
школьников, обозначающие признаки весны.
Р.Умение задавать вопросы, слушать вопросы
К. Составление диалога по сюжетной картинке
«Весенняя экскурсия»
П.Расширить словарный запас школьников.
Название первых весенних цветов
К.Составление диалога по сюжетной картинке
и картинно-графической схеме «Первые
цветы»
Р.Умение привлекать внимание собеседника к
интересующему предмету, развитие темы в
диалоге.
К.Признаки весны. Ответы на вопросы.
Р.Умение слушать учителя, задавать вопросы,
отвечать на них.
К.Называние предметов одежды и обуви.
Составление предложений по сюжетным

Инсценирование сказки
Обобщающая беседа

.

.

.

картинки и заданные ситуации

55

Я по лужам
прогулялся.

Слушание детской песни «Ангина». Разговор по
сюжетной картинке и заданной ситуации.

56

Мишка заболел.

Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского
«Айболит»

57

Колыбельные
песни.



58

Перед сном.



Знакомство с этикетными формами пожеланий
перед сном. Тренировочные упражнения в
произнесении пожеланий перед сном спокойным
голосом, с ласковой интонацией.
 Разучивание колыбельной.
Знать текст колыбельных песен.
Разучивание чистоговорки «Та-та-та – наступила
темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?»




Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку, дополнение картинки)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о
глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке.

картинкам. Использование в предложениях
Р.Умение договориваться, поддерживать
разговор
П.Закреплять умение составлять рассказ из
личного опыта.
К.Составление предложений по серии
сюжетных картинок. Игра «Кто знает, тот
продолжает»
Р.Выражение слов сочувствия заболевшему.
Адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих
К. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Р. Адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
Составление диалога о помощи заболевшим
домашним животным, игрушкам .
К. слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Л.
Адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
Ответы на вопросы учителя по их содержанию
с опорой на иллюстративный материал
Р. Учить выбирать интонацию и силу голоса
для пожелания перед сном. Слушание и пение
колыбельных песенок
П. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка
о глупом мышонке». Знакомство с этикетными
формами пожеланий перед сном.
Составление диалога по картинкам, по
данному образцу (подготовка ко сну) делать
простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.

59

Постельные
принадлежности.

Виды и назначение постельных принадлежностей.
Уметь применять полученные знания на практике.

60

Гигиена перед
сном.

Формирование представлений о -вания собственного
здоровья. Правила личной гигиены перед сном.
Уметь применять полученные знания на практике.

61

Составление
рассказа «Как я
ложусь спать».

Составление предложений на тему
«Перед сном». Диалог общения ребёнка и мамы перед
сном, в данной ситуации общение должно быть
тихим, спокойным.
Уметь применять полученные знания на практике,
составлять рассказ.

Л. способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе

62

«Доброе утро!»



Л. положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
К. обращаться за помощью и принимать
помощь. Составление предложений по
сюжетным картинкам (договаривание
предложений). Закреплять у школьников
умение составлять короткий рассказ из
личного опыта.
Р. соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами, принимать оценку

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку, дополнение картинки)
 Слушание и воспроизведение чистоговорок:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся, мой сынок,
Встань, дочурка!
 Знакомство с этикетными формами утренних
приветствий и пожеланий. Тренировочные
упражнения в произнесении этикетных форм с
различной интонацией: ласково, бодро и т.д.

П.Активизировать в словарном запасе
школьников выражения, традиционные в
ситуации перед сном.
Р.Участие в беседах на темы, близкие личному
опыту ребенка
Л.Ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный
материал
Л. способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
К. обращаться за помощью и принимать
помощь
Р. принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе



Моделирование диалогов по теме ситуации.

деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных
недочетов
П. Разучивание чистоговорки. Тренировочные
упражнения в произнесении этикетных форм с
различной интонацией.

Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»
Слушание интонации (весело, бодро – вяло,
грустно; приветливо – неприветливо, хмуро)

К.Составление диалогов на основе сюжетных
картинок Участие в беседе «Как начинается
твоё утро»
Л.положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию
Л.Формировать умение школьников
разворачивать диалог в игровых ситуациях.
Игра «Кто быстрее?».
Р. Умение объяснять правила игры своим
товарищам. Умение выбирать интонацию для
того, чтобы договориться с товарищем
Р.Моделирование спорных ситуации и способы
их решения. Дополнение предложений с
опорой на сюжетные картинки.
К.Составление коротких высказываний по
сюжетным картинкам «Как мы поссорились»,
«Как мы договорились» Использование
интонации и вежливых слов при построении
диалога.

63

Занятия людей 
утром.


64

Играем вместе.

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей
играть самостоятельно».

65

Не будем
ссориться.

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо
больше ссориться».

66

Здравствуй лето!

Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй,
лето!» Экскурсия на школьный двор.

П.Использование прилагательных в речи
учащихся для обозначения признаков лета (кто
больше назовет). Расширить словарный запас
школьников, обозначающий признаки лета.
К. Ответы на вопросы, умеет задавать
вопросы, привлекать внимание собеседника к
интересующему предмету, развитие темы в
диалоге.

.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».