Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «География»
основного общего образования
6 класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Рябцева Татьяна Геннадьевна, учитель географии,
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа «География для 6 класса» составлена на основе программы "География" Т.М. Лифановой из сборника "Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М. Бгажноковой.
Цель предмета географии – формирование и закрепление знаний по географии государств мира и родного края.
Задачи географии: - формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации учащихся; - повышать уровень общего
развития обучающихся по географии материков, стран СНГ, родного края. Подготовке к будущей жизни; - корректировать недостатки
психофизического развития учащихся для формирования самостоятельности. Географический материал в силу своего содержания
обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся
анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит
абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический
запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии нашей страны по специальной (коррекционной) программе VIII вида расширяет представления детей с нарушением
интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для
развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты
и явления, понимать причинно- следственные зависимости.
Корректировать зрительно-пространственную ориентацию обучающихся воспитанников путем работы с картой:
3. Проводить экологическое, нравственное, эстетическое воспитание.
4.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
В 6 классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные
географические знания, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем
окружении.Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим
положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагает проведение экскурсий с целью
формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы
«Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование
элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о
планете Земля и ее оболочках
2
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю, всего – 68 ч. в
год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей
методологической установкой, в значительной мере, определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является
установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного
развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у обучающихся основной школы должны быть
сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской
Федерации, житель своего региона);
-осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и
стран;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам
современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
-любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
-уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов,
толерантность;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
3
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «География» для учащихся 6 класса включают
индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
На уроках географии будут формироваться личностные результаты, отражающие
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной
учителем;
Формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас, рабочая тетрадь, словарь, учебник);
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни;
- воспитание навыков безопасного поведения в природе.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и
планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания
на печатной основе, интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать,
исключать и обобщать учебный материал.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для начального курса
физической географии; характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
- формирование интереса к изучению географии;
4
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
Содержание учебного предмета «География»
.
1.Введение
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных
процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых
географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение
Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России),
Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и
глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические
методы исследования Земли. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна.
Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения
Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса
освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений
природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Тема: География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Тема: Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.
Тема: Явления природы. Меры предосторожности.
Тема: Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.
2.Ориентирование на местности
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного
мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
5
Знать: горизонт, линию и стороны горизонта;
Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы.
Тема: Горизонт. Практическая работа №1 по теме: «Линия горизонта»
Тема: Стороны горизонта.
Тема: Компас и правила пользования им.
Тема: Ориентирование.
3.Формы поверхности Земли
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному
учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция восприятия времени.
Знать: основные формы земной поверхности;
Уметь: выявлять на местности особенности рельефа.
Тема: Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Тема: Рельеф местности, его основные формы Практическая работа №2 по теме: «Рельеф местности»
Тема: Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Тема: Овраги, их образование.
Тема: Горы. Понятие о землетрясениях, извержениях вулканов.
4.Вода на Земле
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные
зависимости.
Знать: виды водоёмов, их различия; меры по охране воды от загрязнений; правила поведения в природе;
Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.
Тема: Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.
Тема: Родник, его образование.
Тема: Колодец. Водопровод.
Тема: Река, её части. Горные и равнинные реки.
Тема: Использование рек.
Тема: Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
Тема: Болота, их осушение
Тема: Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.
Тема: Острова и полуострова. Практическая работа №3 по теме: «Изготовление макета»
Тема: Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
6
5.План и карта
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать
выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному
учителем плану. Развитие пространственного восприятия.
Знать: отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и
основные знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте
полушарий;
Уметь: делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.
Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам,
определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план
местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник
информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и
меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение
географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Тема: Рисунок и план предмета.
Тема: Масштаб. Использование плана в практической деятельности человека.
Тема: План класса
Тема: План школьного участка.
Тема: Условные знаки плана местности. Практическая работа № 4 по теме «План местности»
Тема: План и географическая карта.
Тема: Условные цвета физической карты.
Тема: Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей
6.Земной шар
Дать представление о распределении суши и воды на Земле, о материках и океанах; познакомить детей с картой полушарий.
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия
(расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и
коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие
умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие
шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос; имена первых
космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и
7
минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на
земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины.
Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и
абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение
относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый
склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового
океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе:
основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение,
многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища.
Тема: Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне.
Тема: Планеты. Практическая работа №5 «Планеты – гиганты»
Тема: Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Тема: Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Тема: Физическая карта полушарий.
Тема: Распределение воды и суши на земле.
Тема: Океаны на глобусе и карте полушарий.
Тема: Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
Тема: Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
Тема: Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи).
Тема: Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Тема: Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Тема: Природа тропического пояса.
Тема: Природа умеренных и полярных поясов.
7.Карта России
Тема: Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва.
Тема: Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Тема: Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Тема: Моря Тихого и Атлантического океанов
Тема: Острова и полуострова России.
Тема: Работа с контурными картами.
Тема: Рельеф нашей местности. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
Тема: Работа с контурными картами.
8
Тема: Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Тема: Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Тема: Работа с контурными картами.
Тема: Река Волга.
Тема: Реки: Дон, Днепр, Урал.
Тема: Реки Сибири: Обь, Енисей.
Тема: Реки: Лена и Амур.
8. Региональный компонент
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения
использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы
учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на
природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие
стран. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.
Сохранение качества окружающей среды в Тюменской области. Основные типы природопользования Тюменской области. Источники
загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования Тюменской области.
Тема: Погода Тюменской области. Практическая работа №6 «Описание погоды своего края»
Тема: Климат Тюменской области
Тема: Человек и природа
Тема: Наш край на физической карте России.
Тема: Наш край на физической карте России
Тема: Человек и природа. Природа Тюменской области
Тема: Природа Земли
9
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
Тема раздела и урока
Количество
часов
1
Введение
4
География - наука о природе Земли,
населении и его хозяйственной
деятельности.
Основные виды деятельности учащихся
1
Знакомство с учебником, атласом. Работа со словарём.
Ознакомление с составом слова «география», высказывание
и обоснование своих предположений; с условными
знаками, анализ символов, перенос в тетрадь определения
«география». Слушание рассказа учителя о первых
мореплавателях.
Работа с учебником. Просмотр и разбор видеоролика о
Земле. Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание объяснений учителя «Что изучает география».
Работа в тетради. Перенос в тетрадь условных знаков
календаря погоды; определение «метеорология» из словаря.
Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы
(причины смены времен года; дня и ночи).
Беседа о народных приметах (по погоде).
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
1
Беседа об уже известных ученикам явлениях природы:
ветер, гроза, осадки. Слушание объяснений учителя о
штормах, ураганах, смерчах.
Перенос определений в тетрадь. Просмотр видеоролика.
Беседа о правилах поведения и мерах предосторожности
при опасных явлениях природы. Просмотр видеоролика о
мерах предосторожности.
Работа с учебником, анализ иллюстраций.
Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
Наблюдения за изменениями высоты
Солнца и погоды. Признаки времен
года.
Явления природы. Меры
предосторожности.
10
Географические сведения о своей
местности и труде населения.
Экскурсия.
1
2
Ориентирование на местности
4
Горизонт. Практическая работа №1 по
теме: «Линия горизонта»
1
Беседа: «Что нас окружает на школьном дворе».
Слушание объяснения учителя о горизонте, о линии
горизонта. Перенос в тетрадь понятий «горизонт», «линия
горизонта». Работа с учебником.
Просмотр видеоролика. Работа в тетради, зарисовка линии
горизонта
Самооценка. Рефлексия.
1
Беседа: «С какой стороны поднимается солнце, где оно
садится». Размышление над понятиями «восток» и «запад».
Слушание объяснений учителя. Ознакомление со схемой
ориентирования на местности по полуденной тени, об
основных сторонах горизонта; о промежуточных сторонах
горизонта.
Работа в тетради. Работа с учебником Беседа о значении
умения ориентироваться на незнакомой местности.
Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание объяснений учителя о компасе, его устройстве и
Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
Беседа:1) Как называется наш город?2) Какие населенные
пункты есть за городом, как они называются? 3) В каких
деревнях вы были, какая там природа?
Слушание объяснений учителя «Омская область».
Работа с демонстрационным материалом - природа родного
края.
Беседа о месте работы родителей; о предприятиях города,
городском транспорте; о тружениках села и о том, что они
производят.
Слушание объяснений учителя об экологических
проблемах родного края.
Просмотр видеороликов.
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
11
правилах обращения. Знакомство с устройством компаса,
определение по компасу сторон горизонта в классе
Работа в тетради, зарисовка компаса с обозначением сторон
горизонта.
Самооценка. Рефлексия.
Ориентирование.
1
3
Формы поверхности Земли
Слушание объяснений учителя об ориентировании по
признакам природы: по звездам, по деревьям, по пням,
муравейникам, сосулькам, камням.
Работа с учебником. Работа в тетради - зарисовка
Самооценка. Рефлексия.
4
Экскурсия для закрепления понятий о
горизонте и основных направлениях.
1
Слушание объяснений учителя о цели экскурсии,
составлении отчета, правилах поведения и технике
безопасности.
Выполнение подгрупповых заданий: с помощью компаса
определить стороны горизонта; определить стороны
горизонта по полуденной тени, совпадут ли результаты с
показаниями компаса; по каким признакам можно найти
обратный путь от вашего объекта.
Составление отчета по плану. Анализ. Самооценка.
Рефлексия
1
Просмотр и обсуждение видеоролика о разных формах
Земли. Слушание объяснений учителя о рельефе
местности; формулирование вывода о том, что форма
поверхности Земли разная. Слушание объяснений учителя
о равнинах и их видах
Перенос в тетрадь понятий: «рельеф», «низменности»,
«возвышенности», «плоскогорье».
Работа с учебником. Работа в тетради – зарисовка
Самооценка. Рефлексия
Рельеф местности, его основные
формы Практическая работа №2 по
теме: «Рельеф местности»
12
Экскурсия для ознакомления с
формами рельефа своей местности.
1
Просмотр видеоролика об оврагах.
Беседа о причинах их образования и вреде. Перенос
определения «овраг» в тетрадь и схемы «Строение оврага».
Просмотр и обсуждение видео о борьбе человека с
оврагами. Работа с учебником. Работа в тетради
Самооценка. Рефлексия.
1
Просмотр и обсуждение видеоролика. Ответ на вопрос
«Есть ли горы в Тюменской области?». Знакомство со
схемой. Выявление закономерностей.Рассуждение
«Чем отличаются горы от холмов, а чем похожи?»
1
Просмотр видео о землетрясениях, об извержении
вулканов. Беседа о безопасном поведении при стихийных
явлениях природы. Рассуждение: «Возможно ли
извержение вулкана в Омской области? Почему?»
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях,
извержениях вулканов.
4
Вода на Земле
10
Значение воды для жизни на Земле.
Круговорот воды в природе.
1
Родник, его образование.
1
13
Работа с картой полушарий, формулирование вывода о
количестве воды на Земле. Объяснение учителя и просмотр
видео о Мировом океане.
Демонстрация опыта по растворению соли в воде. Беседа о
загрязнении водоёмов и необходимости охраны воды.
Работа с учебником, тетрадью.
Самооценка. Рефлексия.
Беседа о круговороте воды в природе. Объяснение учителя
с показом схемы: «Образование подземных вод», Просмотр
видеоролика.
Понятие слов: «родник», «источник»,
«ключ».
Рассуждение: «Почему вода в роднике чистая?»; «Есть ли
родники в Омской области?».
Работа с учебником. Работа в тетради - зарисовка схемы
«Образование родника».
Самооценка. Рефлексия.
Колодец. Водопровод.
1
Слушание объяснений учителя о колодцах.
Работа со схемой, анализ «Строение колодца»,
(водопроницаемые и водонепроницаемые слои).
Просмотр видеоролика. Рассуждение: «Почему рядом с
колодцем нельзя стирать, мыть посуду, мыть скот?»; «Что
такое водопровод?». Разбор слова «водопровод» по составу
и по смыслу. Работа со схемой «Строение водопровода».
Объяснение учителя об очистке воды. Просмотр видео
«Очистка водопроводной воды» Рассуждение. Работа в
тетради. Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание объяснений учителя о частях реки.
Понятие слов: «река», «исток», «устье», «русло»,
«притоки». Просмотр видео о равнинной, о горной реках.
Анализ рек Омской области.
Слушание объяснений учителя о ГЭС, водохранилищах,
каналах, работа с учебником, работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
Река, её части. Горные и равнинные
реки.
Использование рек.
1
Озёра, водохранилища, пруды.
Разведение рыб, птиц.
1
14
Рассуждение: об озёрах, прудах (из своего опыта).
Слушание объяснений учителя о сточных и бессточных
озерах.
Работа в тетради, перенос определения «озеро»; зарисовка
сточного и бессточного озера.
Рассуждение о хозяйственном значении озер, прудов.
Слушание объяснений учителя о прудах, их отличии от
озер.
Рассуждение: как образуется водохранилище; разбор слова
по составу и по смыслу; о пользе и вреде водохранилищ
(Есть ли водохранилище в Омской области?) - работа со
схемой. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия.
Болота, их осушение.
1
Актуализация знаний о болотах. Слушание объяснений
учителя об образовании болот, работа со схемой.
Демонстрация коллекции «Торф», рассуждение о его
образовании и использовании; зачем и как осушать болота.
Слушание объяснений учителя об осушении болот, о
болотах Омской области и вреде вторжения людей в
экологическую природную среду.
Работа с учебником. Просмотр и обсуждение видео о
болотах. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
1
Беседа об океанах и морях. Слушание объяснений учителя,
работа с картой полушарий, нахождение океанов и морей.
Перенос в тетрадь понятия «океан».
Знакомство со схемой «Виды морей», рассуждение об
окраинных и внутренних морях.
Работа с картой России (внутренние и окраинные моря).
Рассуждение: «Чем отличается морская вода от речной?»,
«Какие животные обитают в морях и океанах?».
Просмотр видео о морских животных и растениях.
Работа с учебником. Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание
объяснений
учителя
об
островах
и
полуостровах. Демонстрация схемы «Берег моря».
Анализ понятий «островов», «полуостровов».
Перенос в тетрадь определений: остров, полуостров, залив,
пролив, материк.
Работа с картой России показ острова, полуострова,
заливы, проливы, береговую линию.
Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание
Океаны и моря. Явления природы:
ураганы, штормы, цунами.
Острова и полуострова. Практическая
работа №3 по теме: «Изготовление
макета»
Водоёмы в нашей местности. Охрана
15
объяснений
учителя
о
водоёмах
Омской
вод от загрязнения.
5
План и карта
области. Работа с атласом (виды водоёмов, их обитатели).
Беседа об ООПТ Омской области.
Работа в тетради, перенос названий рек и озер Омской
области. Дискуссия о мерах по охране водоёмов.
Просмотр и обсуждение видео о реке Иртыш.
Работа с учебником, перенос в тетрадь вывода.
Самооценка. Рефлексия.
9
Рисунок и план предмета.
1
Слушание объяснений учителя о разных способах
изображения участков поверхности Земли.
Анализ фото и рисунка местности, объяснение различий.
Демонстрация плана местности, слушание объяснений
учителя об особенностях плана и его отличия от
фотографии и рисунка.
Работа в тетради. Работа с атласом.
Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание объяснений учителя о масштабе.
Перенос в тетрадь определения «масштаб».
Работа с картой полушарий и картой Омской области обозначение масштаба.
Слушание объяснений учителя об алгоритме вычерчивания
простейшего плана (парты).
Работа в тетради. Взаимооценка. Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание алгоритма выполнения начертания плана класса
в масштабе 1:100 см.
Работа в парах. Самопроверка. Взаимопроверка.
Рефлексия.
1
Анализ алгоритма для выполнения начертания плана
школьного участка. Ознакомление с планом школьного
участка, с условными обозначениями в учебнике.
Масштаб. Использование плана в
практической деятельности человека.
План класса.
Контрольная работа. План школьного
участка.
16
Работа в
Рефлексия.
Работа над ошибками.Условные знаки
плана местности. Практическая работа
№ 4 по теме: «План местности»
Самопроверка.
Взаимопроверка.
1
Работа с атласом - повторение известных условных знаков
плана местности, знакомство с новыми условными
знаками. Анализ фото и условных знаков плана местности.
Понятие «условные». Работа с атласом - заполнение
таблицы условных знаков плана местности.
Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия.
1
Знакомство с новым планом местности, рассуждение.
Слушание объяснений учителя о карте. Работа с картами
атласа, перенос определений в тетрадь. Рассуждение о
назначении разных карт.
Работа с учебником.
Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание объяснений учителя о карте полушарий,
условных цветах, шкале высот и шкале глубин, масштабе;
о правилах работы с картой.
Демонстрация таблиц, фиксирование их в тетради,
слушание объяснений учителя. Работа с картой атласа.
Самооценка. Рефлексия.
1
Слушание объяснений учителя об условных знаках
физической карты, демонстрация таблицы.
Объяснение и показ учителя о правилах работы с картой,
учебник «правила работы с картой». Работа с атласом, с
картой. Работа в тетради - зарисовка условных знаков
физической карты.
Самооценка. Рефлексия.
План и географическая карта.
Условные цвета физической карты.
Условные знаки физической карты.
Физическая карта России. Значение
географической карты в жизни и
деятельности людей.
парах.
Обобщение и закрепление представлений о физической
карте. Работа с картой. Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
1
17
6
Земной шар
15
Краткие сведения о Земле, Солнце и
Луне.
1
Беседа: о небесных телах, звездах, планетах. Демонстрация
плаката «Солнечная система».
Размышление: «как называется наука, изучающая звезды и
планеты». Перенос в тетрадь определения «астрономия».
Демонстрация карты звездного неба. Слушание объяснений
учителя о Луне.
Анализ ситуации: смена времен года; смена дня и ночи.
Беседа - описание настоящего времени года. Просмотр и
обсуждение видео о космосе
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
1
Работа в тетради. Взаимопроверка, взаимооценивание
Слушание краткие сообщения одноклассников о планетах
Солнечной системы (демонстрация презентации).
Слушание объяснений учителя об астероидах.
Демонстрация и обсуждение видео об астероидах.
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
1
Беседа о форме Земли, демонстрация фото Земли из
космоса. Слушание объяснений учителя о том, как в
древности представляли себе Землю.
Размышление: «Почему сейчас никто не оспаривает, что
Земля – шар?», «Что вы знаете о космосе?», «Что такое
орбитальная станция».
Просмотр и обсуждение фильма об освоении космоса.
Рефлексия: кто хотел бы полететь в космос и зачем.
Самооценка.
1
Демонстрация глобуса (глобус – шар).
Слушание объяснения учителя о том, как пользоваться
глобусом.Работа в тетради: перенос понятий «глобус»,
«земная ось», «полюс», «экватор»; зарисовка глобуса.
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
Планеты. Практическая работа №5 по
теме: «Планеты – гиганты»
Земля – планета. Доказательство
шарообразности Земли. Освоение
космоса.
Глобус – модель земного шара. Земная
ось, экватор, полюса. Особенности
изображения суши и воды на глобусе.
18
Физическая карта полушарий.
1
Вспомнить правила демонстрации объектов на настенной
карте (экватор, северное и южное полушарие, восточное и
западное полушарие, условные цвета и т.д.).
На настенной карте показ изученных объектов.
Взаимооценка. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.
1
Демонстрация карты полушарий. Слушание объяснений
учителя об отличии материка и части света. Ознакомление
с диаграммой «Суша и вода на Земле».
Слушание объяснений учителя о Мировом океане, (схема
«Мировой океан»). Работа с учебником, обсуждение
иллюстраций. Слушание объяснений учителя о правилах
работы с контурной картой.
Работа с атласом, с настенной картой. Взаимооценка.
Самооценка. Рефлексия.
1
Анализ схемы «Материки»; отличие материка от части
света. Работа с настенной картой, атласом, контурной
картой – обозначение материков.
Провести анализ расположения материка по настенной
карте и на глобусе. Работа с учебником
Самооценка. Рефлексия.
1
Повторение и обобщение сведений об океанах и материках,
работа у настенной карты полушарий и с глобусом.
Выполнение самостоятельной работы по картинкам;
задания (индивидуальные, в парах, в группах).
Слушание объяснений учителя о делении материка Евразия
на две части света: Европу и Азию (граница между
Европой и Азией).
1
Актуализация опорных знаний: какую форму имеет Земля;
как люди узнали, что Земля круглая; что такое
путешествие; зачем путешествовать; какое путешествие
называется кругосветным; как (на чем его можно
Распределение воды и суши на земле.
Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте
полушарий (Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка,
Австралия, Антарктида).
Первые кругосветные путешествия
(Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).
19
совершать).
Слушание объяснений учителя о первых кругосветных
путешественниках и их открытиях.
Работа в тетради – фиксация фамилий и годы путешествий.
Просмотр и обсуждение видео о кругосветных
путешествиях.
Работа с контурной картой – отметить маршрут
кругосветного путешествия Ф. Магеллана.
Работа с настенной картой, комментирование маршрутов
кругосветных путешествий русских мореплавателей.
Самооценка. Рефлексия.
Значение Солнца для жизни на Земле.
Различие в освещении и нагревании
Солнцем земной поверхности
(отвесные, наклонные и скользящие
солнечные лучи).
1
Актуализация знаний: «Какое значение имеет Солнце для
жизни на Земле?»; «Что такое земная ось, как она
расположена?». Демонстрация схемы «Падение солнечных
лучей». Слушание объяснений учителя о разном
нагревании Земли, зависимости от высоты Солнца, падения
солнечных лучей.
Работа в тетради. Работа с учебником, изучение
иллюстраций, часть «Для любознательных». Самооценка.
Рефлексия.
1
Актуализация знаний: «От чего зависит смена времени
года». Слушание объяснений учителя о климате, его
отличии от погоды. Демонстрация схемы «От чего зависит
климат».
Работа с картой – обозначить экватор, полюса.
Слушание объяснений учителя что такое: северный тропик;
южный тропик; северный полярный круг; южный
полярный круг. Нахождение на карте, глобусе, атласе
условных обозначений.
Размышление о климате (одинаковый или различный он
будет в разных местах).
Формирование понятия о климатических поясах.
Работа в тетради. Работа с учебником, комментирование
Контрольная работа. Понятие о
климате, его отличие от погоды.
20
иллюстраций
Самооценка. Рефлексия.
Работа над ошибками. Понятие о
климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий,
умеренные, холодные. Изображение их
на глобусе и карте полушарий.
1
Актуализация знаний: работа с картой и глобусом.
Слушание объяснений учителя о жарких, умеренных,
холодных поясах. Демонстрация поясов показ на карте и
глобусе. Ознакомление с картой поясов освещенности, их
границы. Работа с контурной картой. Самопроверка,
взаимопроверка. Работа с учебником.
Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация знаний. Работа с глобусом, атласом.
Просмотр и обсуждение видео о тропиках, пояснения
учителя. Работа в тетради. Понятия: «саванна», «пустыня»,
«национальный парк». Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация знаний. Демонстрация карты поясов
освещенности, крепят к карте иллюстрации растительного
и животного мира тропического пояса.
Объяснение, как растения и животные приспособились к
жаркому климату.
1
Рассматривают и рассказывают о животных и растениях
этих поясов. Крепят к карте поясов освещенности
иллюстрации животных и растений умеренных и холодных
поясов. Работа в тетради, фиксация определений: степи,
бураны. Просмотр и обсуждение видео о природе России
(северного умеренного пояса). Работа с учебником.
Самооценка. Рефлексия.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных
поясов.
7
Карта России
15
Положение России на глобусе, карте
полушарий, физической карте нашей
страны. Столица России – Москва.
1
21
Актуализация знаний: нахождение на политической карте
мира Россию и Москву; показ на карте полушарий
расположение России; пояснение на каком материке
расположена Россия; в каких частях света она находится.
Слушание объяснений учителя о границе между Европой и
Азии на территории России.
Работа в тетради. Работа с картой в учебнике. Работа с
контурной картой: обозначение границ между Европой и
Азией, подпись Европа и Азия как часть России.
Работа с картой России, отвечают и показывают границы
России, границу между Европой и Азией.
Повторение условных цветов и знаков географической
карты. Самооценка. Рефлексия.
Границы России. Сухопутные границы
на западе и юге.
1
Работа с политической и физической картами РФ,
определение поясов освещенности в РФ; климат в РФ;
сухопутные и морские границы РФ; граница между
Европейской и Азиатской частями России.
Работа с контурной картой: провести морскую границу
России (Баренцево море); провести сухопутную границу на
западе; провести сухопутную границу на юге; обозначить
Восточно-Европейскую (Русскую) равнину; обозначить
Западно-Сибирскую
низменность
и
город
Омск;
обозначить Средне-Сибирское плоскогорье; обозначить
Дальний Восток; столицу – город Москва.
Просмотр и обсуждение видео о Москве.
Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация знаний: что такое море; какое море называют
окраинным, внутренним; что такое государственная
граница; какой океан расположен у Северного полюса;
показывают на карте Северный Ледовитый океан.
Слушание объяснений учителя о морях Северного
Ледовитого океана, их показ на карте.
Работа в тетради - фиксация названия морей.
Работа с контурной картой (обозначают названия морей).
Самопроверка и взаимопроверка.
Слушание объяснений учителя о Северном морском пути.
Морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря
Северного Ледовитого океана.
22
Просмотр и обсуждение видео о северных морях.
Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия.
Моря Тихого и Атлантического
океанов
1
Актуализация знаний: показ и называние морей Северного
Ледовитого океана; какая погода на севере нашей страны;
почему Россию называют великой морской державой.
Слушание объяснений учителя о морях Тихого океана.
Работа в тетради – фиксация всех названий морей.
Работа с контурной картой – обозначить моря.
Слушание объяснений и показ учителя о морях
Атлантического океана на контурной карте. Просмотр и
обсуждение видео «Чем похожи и отличаются моря разных
океанов». Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация опорных знаний: показывают морские
границы на севере России; морские границы на востоке;
моря Атлантического океана; что такое остров, полуостров.
Работа с картой атласа, слушание объяснений и показ
учителем островов.
Найти и показать острова на настенной карте, записать
названия в тетрадь. Слушание объяснений учителя о
полуостровах. Работа с атласом и настенной картой –
обозначить острова. Работа в тетради - запись названий
полуостровов. Просмотр и обсуждение видео о природе
островов и полуостровов России. Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
1
Показ на контурной карте границы вдоль берегов России
по морям Северного Ледовитого океана.
Показ острова северных морей, полуостров северных
морей, границы по морям Тихого океана; острова Тихого
океана и полуострова (обозначают их на контурной карте)
Нахождение на карте и в контурной карте полуостров
Крым, мыс Челюскин, мыс Дежнева.
Самопроверка, взаимопроверка. Работа с учебником.
Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами.
23
Рефлексия.
Рельеф нашей местности.
Низменности, возвышенности,
плоскогорья.
1
Актуализация опорных знаний: показывают морские
границы на севере России; морские границы на востоке;
моря Атлантического океана; что такое остров, полуостров.
Работа с картой атласа, слушание объяснений и показ
учителем островов.
Найти и показать острова на настенной карте, записать
названия в тетрадь. Слушание объяснений учителя о
полуостровах. Работа с атласом и настенной картой –
обозначить острова. Работа в тетради - запись названий
полуостровов. Просмотр и обсуждение видео о природе
островов и полуостровов России. Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
1
Показ на контурной карте границы вдоль берегов России
по морям Северного Ледовитого океана.
Показ острова северных морей, полуостров северных
морей, границы по морям Тихого океана; острова Тихого
океана и полуострова (обозначают их на контурной карте)
Нахождение на карте и в контурной карте полуостров
Крым, мыс Челюскин, мыс Дежнева.
Самопроверка, взаимопроверка. Работа с учебником.
Рефлексия.
1
Актуализация знаний: что такое горы; каким цветом
обозначаются горы на карте; горы по высоте одинаковые;
как различаются горы по высоте; что такое шкала высот;
какие горы вы можете назвать на карте.
Слушание объяснений учителя о горах России.
Работа в тетради - запись названий гор.
Работа с контурной картой – обозначение гор России.
Самопроверка, взаимопроверка.
Просмотр и обсуждение видео о горах.
Работа с учебником.
Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай,
Саяны.
24
Самооценка. Рефлексия.
Крупнейшие месторождения полезных
ископаемых (каменного угля, нефти,
железной и медной руд, природного
газа).
1
Актуализация знаний: какие вы знаете полезные
ископаемые; почему они так называются; какие полезные
ископаемые применяются в строительстве; какие полезные
ископаемые применяются как топливо и химическое сырьё;
что изготавливают из железной руды; что могут обозначать
на карте условные знаки.
Работа с учебником, атласом.
Работа в тетради - зарисовка условных знаков полезных
ископаемых. Работа с настенной картой. Работа с
учебником. Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация знаний: какие полезные ископаемые
добывают на Восточной Европейской равнине, Урале,
Сибири; где больше всего добывают нефти, золота.
Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка, рефлексия
1
Актуализация знаний: называют части реки; сравнивают
реки по длине.
Слушание объяснений учителя о реках европейской части
России.
Размышление: «Почему люди всегда селились у рек?»
Работа с текстом учебника, отвечают: «Почему Волгу
величают матушкой?»
Работа
с
контурной
картой.
Самопроверка,
взаимопроверка. Просмотр и обсуждение видео о Волге.
Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация знаний: найдите на карте и покажите реки
Дон, Днепр, Урал, покажите их от истока до устья; есть ли
на этих реках водохранилища, если есть, то найдите и
назовите их; как образуется водохранилище, как люди их
Работа с контурными картами.
Река Волга.
Реки: Дон, Днепр, Урал.
25
используют.
Слушание объяснений учителя о каждой реке; обозначают их на контурной карте.
Рассуждение: «Что такое каналы и зачем люди их делают?»
Слушание объяснений учителя о Волго - Донском канале,
о северных реках Печоре и Северной Двине. Работа с
картой. Просмотр и обсуждение видео об изученных реках.
Самооценка. Рефлексия.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
1
Актуализация знаний: где проходит граница между
европейской и азиатской частями России; какие крупные
реки есть в европейской части России, показать на карте;
какие реки есть в азиатской части России, показать на
карте.
Слушание объяснений учителя об особенности природы
сибирских рек, их использовании.
Беседа о реках Омской области, в какой точке города
Омска река Омь впадает в Иртыш.
Работа с картой, с контурной картой – обозначение: Обь,
Иртыш, Енисей, Ангару
Просмотр и обсуждение видео о сибирских реках, их
природе.
Работа с учебником.
Самооценка. Рефлексия.
1
Актуализация знаний: показ на карте рек Обь, Енисей от
истока до устья; притоки Оби и Енисея; чем
характеризуются реки Сибири; какая река протекает через
всю Омскую область и от названия какой реки получил
название наш город.
Слушание объяснений учителя о реках Восточной Сибири:
Лене и её притоках Алдан и Вилюй; также о самой
большой р. Дальнего Востока - Амуре
Работа с контурной картой – обозначить р. Лену, Алдан,
Вилюй, Амур
Реки: Лена и Амур.
26
Просмотр и обсуждение видео о р. Лене и Амуре.
Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия.
8
Региональный компонент
Погода Тюменской области.
Практическая работа №6 по теме:
«Описание погоды своего края»
7
1
Актуализация знаний: в какой части света находится
Тюменская область; на какой низменности; на какой реке;
какой рельеф Тюменской области; в каком поясе
освещенности расположена Тюменская область; какой
климат в Тюменской области.
1
Работа с атласом. Слушание объяснений учителя об
открытии и заселении Тюменской области.
Работа с физической картой области.
Демонстрация изображения герба Тюменской области;
Прослушивание гимна Тюменской области.
Работа с атласом, определение положения Тюменской
области на карте мира и карте РФ.
Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
1
Работа с атласом, определение положения Тюменской
области на карте мира и карте РФ.
Работа в тетради.
1
Актуализация знаний: в какой части света находится
Тюменская область; на какой низменности; на какой реке;
какой рельеф Тюменской области; в каком поясе
освещенности расположена Тюменской область; какой
климат в Тюменской области.
1
Слушание объяснений учителя о природе родного края.
Работа в тетради - запись вывода о многообразии
растительного и животного мира Тюменской области.
Климат Тюменской области
Наш край на физической карте России
Наш край на физической карте России.
Итоговая контрольная работа. Человек
и природа
27
Работа над ошибками. Человек и
природа. Природа Тюменской области
1
Природа Земли
1
Итого
Размышление: «Какие полезные ископаемые есть на
территории нашей области?» Беседа о промышленности и
сельском хозяйстве Тюменской области. Слушание
объяснений учителя о природе родного края. Беседа о
национальном составе и традициях народностей,
проживающих в Тюменской области.
Самооценка. Рефлексия.
Повторение и обобщение представлений, сформированных
в начальном курсе физической географии.
Работа в рабочей печатной тетради.
Географическая викторина; марафоны; задания по разным
темам курса.
Игра «Что, где, когда».
Разгадывание ребусов.
68
Материально-техническое обеспечение
Приложение к учебнику. Географический атлас «Начальный курс» 6 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.: М.:
Просвещение, 2008
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2008 г.
Методические пособия для учителя
Воробьёва Т.Н. География 6 класс: поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М.:«Интеллект – Центр», 2001
28