Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
Адоптированная основная образовательная программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
6 класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Панова К.И., учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», (ред акция
от 07.06.2017г.);
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- с авторской программой: программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия
учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С.
Питерских].- М.: «Просвещение», 2011г. – 129с.
- с возможностями УМК: Изобразительное искусство 6 класс.Неменская Л. А. «Просвещение», 2011 г.
В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной
культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как
необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникаль ной
индивидуальности.Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного
искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, обучающийся сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность
проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и
знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления
индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Цель изобразительного искусства в системе общего образования – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе
личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачамиизучения предмета «Изобразительное искусство» в основной школе являются:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений
искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к см ысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к
анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для
эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
учебный предмет изобразительное искусство входит в образовательную область «искусство» обязательных предметных областей.
Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по
изобразительному искусству.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Технологии обучения:
Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая
гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее). Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве,
метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).
Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических
средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности).
Основными видами деятельности обучающихся на уроке являются:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на
уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение
носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающихся соблюдения четких правил.
Методы и формы обучения:
обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для
повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;
детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они
объединяются в целое;
большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки,
пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих
способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке
своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство
во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной гра мотой
в рамках изучаемого курса.
В результате освоения программы
Метапредметные результаты:
передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться
вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая
их объем и окраску;
проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять
построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные
предметы с учетом их зрительного уменьшения;
проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Предметные результаты:
видам работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, ри сование на тему);
отличать признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративноприкладное творчество);
освоению средств выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
особенностям некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза,
мрамор, гранит, дерево, фарфор);
отличительным особенностям произведений декоративно-прикладного искусства.
назвать крупнейшие музеи страны
Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
Рисование с натуры (14 часов)
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму,
конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную
последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными
линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической,
округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование (5 часов)
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно
перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми
красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной
роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы (7 часов)
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование
приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения раз мещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление поня тия о
зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве (8 часов)
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоциональноэстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об
основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве.
Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема урока раздела
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок - основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Ритм линий и ритм пятен
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре
Скульптура.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
Цвет в натюрморте
1
16
17
18
19
Выразительные возможности в натюрморте
Образ человека - главная тема искусства
Конструкция головы человека и её основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века
Портрет.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображения пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник
Пейзаж в русской живописи
Пейзаж в графике
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Описание материально – технического обеспечения образовательного курса.
Персональный компьютер; шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, пластилин, глина для лепки; графические и печатные
изображения, муляжи овощей и фруктов.