Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол №1 от 30.08.2022
Утверждено приказом директора МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ»
Приказ №208 от 31.08.2022
Адаптированная основная образовательнаяпрограмма
по учебному предмету
«Музыка»
6 класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Панова К.И., учитель музыки
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897),
примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы
«Музыка. 5-7 классы»./Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого
потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях
музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности:
слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего
народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой
и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
Особенности содержания
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие
тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными
образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики,
книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный
образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
Количество часов в год- 34 ч
Количество часов в неделю -1ч
Количество часов в 1 полугодии -16ч
Количество часов во 2 полугодии-18ч
Контрольные уроки:
Обобщающий урок по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
Итоговый урок по темам: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Систематизация и углубление полученных знаний
Расширение опыта музыкально-творческой деятельности
Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов
Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности
Обогащение сферы художественных интересов учащихся
Активное развитие музыкального самообразования
Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных
особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных
технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса
к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство
во
взаимосвязи
с жизнью,
со
специальной
терминологией
и ключевыми
понятиями
музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности,
включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного плана
Наименование раздела
«Музыка души»
Количество часов
2 часа
«Тысяча миров»
8 часов
«Как создается музыкальное произведение»
1 час
«Ритм»
6 часов
«Мелодия»
3 часа
«Гармония»
4 часа
«Полифония»
2 часа
«Фактура»
2 часа
«Тембры»
2 часа
«Динамика»
2 часа
«Чудесная тайна музыки»
2 часа
Итого: 34 часов
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Введение в тему года – 2 ч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
«Музыка души»
Входной контрольный срез
1
1
«Тысяча миров» музыки 8 ч
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство – память человечества.
Какой бывает музыка.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Музыка объединяет людей. .Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока: «Вечные темы
искусства и жизни»
Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки». Урок-концерт
Как создается музыкальное произведение. 1 ч
Единство музыкального произведения.
Ритм 6 ч.
«Вначале был ритм».
О чём рассказывает музыкальный ритм.
О чём рассказывает музыкальный ритм. Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока:
«Авторская песня: прошлое и настоящее.
Барды Калининградской области.»
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
От адажио к престо. Модуль:Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока:Образы камерной
музыки.Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Мелодия 3 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
«Мелодия – душа музыки» Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока: «Джаз – искусство
XX века»
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония 4 ч.
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии. Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока: «Космический пейзаж»
«Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
1
Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
1
1
Полифония
25
26
1
1
1
1
2 ч.
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги. .Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки.
Имя урока: «Образы симфонической музыки. Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».
1
1
Фактура 2 ч.
27
28
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры. Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока: «Ночной пейзаж»
1
1
Тембры 2 ч.
29
30
Тембры – музыкальные краски.
Соло и тутти. Модуль: Мир музыкального театра. Имя урока: Мюзикл Л. Бернстайна «Вестсайдская история»
1
1
Динамика 2 ч.
31
32
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
1
1
Чудесная тайна музыки
33
34
35
3 ч.
По законам красоты.
По законам красоты. Модуль: Мир образов камерной и симфонической музыки. Имя урока: «Образы киномузыки»
«А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»
Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки
1
1
1
Описание материально – технического обеспечения образовательного курса.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, бубен, погремушки, ложки, маракасы),
- ноутбук с аудио и видеозаписями, презентации.
- звуковые игрушки,
- учебно - наглядный материал: книжки, картинки.