Профильный труд, 6 кл (мальчики)

Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол №1 от 30.08.2022

Утверждено приказом директора МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ»
Приказ №208 от 31.08.2022

Рабочая программа
по учебному предмету «Профильный труд» 6 класс (мальчики) с
обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
(вариант 1)
2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель высшей категории
Цейнер А. В.

Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии, ценностное отношение к достижениям
российских инженеров и учёных;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой
работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил
их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими
и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения
деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и
тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных
целей; экономное расходование материалов;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные
и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка
древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение
древесных материалов.
Вводное занятие. Задачи обучения, Повторение базовых знаний и умений, полученных в 5 классе.
Изготовление изделия из деталей круглого сечения (12 часов)
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением
диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра
на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой
продукции.

Строгание. Разметка рейсмусом (14 ч.)
Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила
безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.
Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой
пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и
строгание до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.
Геометрическая резьба по дереву (20 ч.)
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила
безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой,
анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Угловое концевое соединение брусков вполдерева (24 ч.)
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные
свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки
деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности
соединений, прессование (установка соединения в зажимах).
Сверление (8 ч.)
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе.
Зажимной патрон: назначение, устройство.
Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы.

Диаметры.
Инструменты для выполнения больших отверстий.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.
Упражнение. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. (8 ч.)
Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными
деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке
деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении.
Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника.
Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус.
Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым
линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской,
напильником и шкуркой.
Самостоятельная работа
Вводное занятие (2 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Долбление сквозного и несквозного гнезд (18 ч.)
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина,
глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного
пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.

Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность
долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Свойства основных пород древесины (8 ч.)
Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина,
ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение.
Определение древесных пород по образцам древесины.
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (34 ч.)
Теоретические сведения. Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа,
толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).
Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых
сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.
Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей.
Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.
Практическое повторение (16 ч.)
Вводное занятие (2 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы со стамеской.
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 (32 ч.)
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия
прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.
Правила безопасности при выполнении соединения.
Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца.
Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины
с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.

Проектная деятельность 20 часов
Тематический план
№
1

2

3

4

Наименование раздела и тем
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда.
Изготовление изделия из деталей круглого сечения
Планирование работы на изготовление ручки для лопаты,
Разметка и выпиливание заготовки.
Выстрагивание бруска квадратного сечения.
Разметка центра. Скругление углов заготовки.
Отделка изделия.
Строгание.
Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение.
Разметка и выпиливание заготовки.
Строгание лицевой пласти и кромки.
Разметка заготовок по толщине
Строгание пласти заготовок до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине.
Геометрическая резьба по дереву
Резьба по дереву: общие сведения.
Виды орнаментов геометрической резьбы. Построение орнаментов.
Построение геометрических рисунков. Нанесение рисунка на изделие.
Приёмы выполнения геометрической резьбы (на материалоотходах)
Вырезание геометрического орнамента.
Вырезание геометрического орнамента.
Вырезание розеток.
Отделка изделия.
II четверть (42 ч.)
Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.
Угловое концевое соединение брусков вполдерева
Угловое концевое соединение брусков вполдерева: применение, конструктивные
особенности.
Последовательность выполнения углового концевого соединения вполдерева (на
материалоотходах)
Разметка углового концевого соединения вполдерева.

Всего
2
12
2
2
4
2
2
14
2
2
2
2
2
4
20
2
2
2
2
4
2
4
2

Теория
2
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1

Практика

1

7
1
1
3
1
1
8
1
1
1
1
1
3
15
1
1
1
1
4
2
4
1

2
24
2

2
12
1

12
1

2

1

1

2

1

1

5

6

7

8

9

Выполнение шипов, подгонка, сборка соединения.
Свойства столярного клея. Склеивание деталей.
Планирование работы на изготовление подрамника.
Заготовка брусков. Разметка шипов.
Запиливание шипов. Подгонка соединений и разметка для склеивания.
Склеивание подрамника.
Выстрагивание пластей и кромок подрамника.
Отделка поверхности подрамника.
Сверление
Устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы при сверлении.
Свёрла: виды, назначение. Крепление сверла в зажимном патроне.
Сверление отверстий на станке (на материалоотходах).
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки
Криволинейное пиление. Инструменты и приспособления для криволинейного пиления.
Разметка деталей изделия.
Выпиливание деталей изделия.
Обработка криволинейных кромок. Сборка кронштейна.
III четверть (60 ч.)
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. План работы на четверть.
Долбление сквозного и несквозного гнезда
Гнездо как элемент столярного изделия. Инструмент для долбления гнёзд.
Разметка сквозного и несквозного гнезда.
Последовательность долбления гнёзд. Приёмы работы долотом.
Планирование работы на изготовление средника для лучковой пилы.
Разметка и долбление сквозных гнёзд.
Отделка изделия
Свойства основных пород древесины
Свойства основных пород древесины.
Определение древесных пород по образцам.
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3

2
2
2
2
4
2
2
2
8
2
2
4
8
2
2
2
2

1
1
1
1
2
1
1
1
4
1
1
2
4
1
1
1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
4
1
1
2
4
1
1
1
1

2
18
2
4
4
2
4
2
8
4
4
32

2
9
1
2
2
1
2
1
2
2
14

9
1
2
2
1
2
1
6
2
4
18

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной: применение, конструктивные особенности.
Разметка и запиливание шипа (на материалоотходах).
Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалоотходах).
Подгонка, сборка соединения.

2

1

1

2
4
2

1
1
1

1
3
1

10

11

Планирование работы на изготовление скамейки.
Разметка и выпиливание деталей скамейки.
Разметка и выполнение шипов.
Разметка и долбление гнёзд.
Подгонка соединений скамейки.
Изготовление сидения скамейки.
Сборка конструкции скамейки.
Отделка скамейки
IV четверть (50 ч.)
Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментом.
Угловое концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1
Соединение УК-1: применение, конструктивные особенности, последовательность
выполнения.
Разметка и выполнение заготовок.
Разметка и выполнение проушин.
Разметка и выполнение шипа.
Подгонка, сборка соединения УК-1
Планирование работы на изготовление рамки для табурета.
Выполнение заготовок.
Чистовая разметка и обра-ботка заготовок рамки.
Разметка проушин и шипов.
Выполнение шипов на деталях рамки.
Выполнение проушин на деталях рамки.
Подгонка соединений.
Сборка рамки.
Отделка рамки.
Проектная деятельность
Творческий проект. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и
конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в
качестве творческого проекта. Конструирование и проектирование деталей с помощью
ПК.
Подготовка пояснительной записки.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия.
Презентация проекта.

2
4
3
3
2
4
2
2

1
2
1
1
1
2
1
1

1
2
2
2
1
2
1
1

2
28
2

2
14
1

14
1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
2

3

1

2

4
2
2
4

3
1
1
1

1
1
1
3

Итого: 204

87

117


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».