География

Рассмотрено:

Утверждено приказом директора МАОУ

на заседании МС

«Нижнеаремзянская СОШ»

Протокол №1 от 30.08.2022

Приказ №208 от 31.08.2022

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «География»
основного общего образования
7 класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Рябцева Татьяна Геннадьевна, учитель географии,
первой квалификационной категории

Пояснительная записка
Рабочая программа «География для 7 класса» составлена на основе программы "География" Т.М. Лифановой из сборника "Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М. Бгажноковой.
Цель предмета географии – формирование и закрепление знаний по географии государств мира и родного края.
Задачи географии: - формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации учащихся; - повышать уровень общего
развития обучающихся по географии материков, стран СНГ, родного края. Подготовке к будущей жизни; - корректировать недостатки
психофизического развития учащихся для формирования самостоятельности. Географический материал в силу своего содержания
обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся
анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит
абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический
запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии нашей страны по специальной (коррекционной) программе VIII вида расширяет представления детей с нарушением
интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для
развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты
и явления, понимать причинно- следственные зависимости.
Корректировать зрительно-пространственную ориентацию обучающихся воспитанников путем работы с картой:
3. Проводить экологическое, нравственное, эстетическое воспитание.
4.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической,
элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна

2

изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание
следует уделить экологическим проблемам.
При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической,
политико-административной и картой природных зон России).
На изучение «Географии России» отведен весь учебный год, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)
II. Природные зоны России
Учителю необходимо рационально распределить время на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I
блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных
природных зон.
При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая
культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы — развитие крупнейших городов, центров науки,
малых городов и сел.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю, всего – 68 ч. в
год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей
методологической установкой, в значительной мере, определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является
установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного
развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у обучающихся основной школы должны быть
сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
3

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской
Федерации, житель своего региона);
-осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и
стран;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам
современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
-любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
-уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов,
толерантность;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «География» для учащихся 6 класса включают
индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
На уроках географии будут формироваться личностные результаты, отражающие
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
4

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной
учителем;
Формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас, рабочая тетрадь, словарь, учебник);
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни;
- воспитание навыков безопасного поведения в природе.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и
планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания
на печатной основе, интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать,
исключать и обобщать учебный материал.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для начального курса
физической географии; характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
- формирование интереса к изучению географии;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.

5

Содержание учебного предмета «География»
1.Введение
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных
процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Знать: что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых
географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев.
Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение
Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России),
Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и
глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).
Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические
методы исследования Земли. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна.
Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения
Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса
освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений
природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
1.Особенности природы и хозяйства России
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России.
Водные ресурсы, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское
хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
2.Природные зоны России.
6

Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного
мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Знать: горизонт, линию и стороны горизонта;
Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы.
3.Зона арктических пустынь
Коррекция познавательной деятельности обучающихся. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному
учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция восприятия времени.
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Знать: основные формы земной поверхности;
Уметь: выявлять на местности особенности рельефа.
4.Зона тундры
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми
высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные
зависимости.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города тундры: Мурманск, Архангельск. Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.
Знать: виды водоёмов, их различия; меры по охране воды от загрязнений; правила поведения в природе;
Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.
5.Лесная зона
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать
выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному
учителем плану. Развитие пространственного восприятия.
7

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и
лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и
сельское хозяйство центральной России. Города центральной России. Особенности развития хозяйства северо-западной России. Города:
Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной
зоны. Леса.
Знать: отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и
основные знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте
полушарий;
Уметь: делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.
Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам,
определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план
местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник
информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и
меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение
географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
6.Зона степей
Дать представление о распределении суши и воды на Земле, о материках и океанах; познакомить детей с картой полушарий.
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия
(расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации. Развитие и
коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие
умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград. Города
степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие
шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос; имена первых
космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и
8

минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на
земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины.
Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и
абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение
относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый
склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового
океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе:
основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение,
многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища.
7. Зона полупустынь и пустынь
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города зоны полупустынь и пустынь
8. Зона субтропиков
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты.
9. Высотная поясность в горах
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и
экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири.
Хозяйство. Население и его основные занятия
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения
использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы
учителя. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
10. Региональный компонент
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на
природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие
9

стран. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.
Сохранение качества окружающей среды в Тюменской области. Основные типы природопользования Тюменской области. Источники
загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования Тюменской области.
Погода Тюменской области. Практическая работа №6 «Описание погоды своего края». Климат Тюменской области. Человек и природа.
Наш край на физической карте России.Человек и природа. Природа Тюменской области.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№

Тема раздела и урока

Количество
часов

1

Особенности природы России

11

Географическое положение России на карте мира

1

Знакомство с учебником, атласом. Работа со
словарём. Ознакомление с составом слова
«география», высказывание и обоснование
своих предположений; с условными знаками,
анализ символов, перенос в тетрадь определения
«география». Работа с учебником. Просмотр и
разбор видеоролика о Земле. Самооценка.
Рефлексия.

1

Работа с политической и физической картами
РФ, определение поясов освещенности в РФ;
климат в РФ; сухопутные и морские границы
РФ; граница между Европейской и Азиатской
частями России.

Европейская и Азиатская часть России

10

Основные виды деятельности учащихся

Работа с контурной картой: провести морскую
границу России (Баренцево море); провести
сухопутную границу на западе; провести
сухопутную границу на юге; обозначить
Восточно-Европейскую (Русскую) равнину;
обозначить Западно-Сибирскую, СреднеСибирское плоскогорье; обозначить Дальний
Восток; столицу – город Москва.
Административное деление России

1

Беседа:1) Как называется наш город?2) Какие
населенные пункты есть за городом, как они
называются? 3) В каких деревнях вы были,
какая там природа.
Работа с демонстрационным материалом природа родного края.
Беседа о месте работы родителей; о
предприятиях города, городском транспорте; о
тружениках села и о том, что они производят.
Слушание объяснений учителя об
экологических проблемах родного края.
Просмотр видеороликов.
Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

Просмотр и обсуждение видеоролика о разных
формах Земли. Слушание объяснений учителя о
рельефе местности; формулирование вывода о
том, что форма поверхности Земли разная.
Слушание объяснений учителя о равнинах и их
видах

Разнообразие рельефа

11

Перенос в тетрадь понятий: «рельеф»,
«низменности», «возвышенности»,
«плоскогорье».
Работа с учебником. Работа в тетради –
зарисовка
Самооценка. Рефлексия
Полезные ископаемые и их основные месторождение
Практическая работа № 1 по теме: «Полезные
ископаемые России»

1

Климат России

1

Актуализация знаний: работа с картой и
глобусом. Слушание объяснений учителя о
жарких, умеренных, холодных поясах.
Демонстрация поясов показ на карте и глобусе.
Ознакомление с картой поясов освещенности,
их границы. Работа с контурной картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Работа с
учебником.
Самооценка. Рефлексия.

1

Актуализация знаний: показ и называние морей
Северного Ледовитого океана; какая погода на
севере нашей страны; почему Россию называют
великой морской державой.
Слушание объяснений учителя о морях Тихого
океана.
Работа в тетради – фиксация всех названий
морей.
Работа с контурной картой – обозначить моря.

Водные ресурсы России и их использование

12

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

Слушание объяснений и показ учителя о морях
Атлантического океана на контурной карте.
Просмотр и обсуждение видео «Чем похожи и
отличаются моря разных океанов». Работа с
учебником. Самооценка. Рефлексия.
Население России. Народы России.
1

Беседа об уже известных ученикам явлениях
природы: ветер, гроза, осадки. Слушание
объяснений учителя о штормах, ураганах,
смерчах.
Перенос определений в тетрадь. Просмотр
видеоролика.

1

Формировать знания о промышленности
России: деление на отрасли. Раскрыть
особенности отраслей промышленности..

1

Раскрыть особенности сельского хозяйства
России, деление с\х на отрасли. Продолжить
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой.

Промышленность– основа хозяйства, ее отрасли

Сельское хозяйство. Его отрасли.

Транспорт. Экономическое
развитие европейской и азиатской части России
1

2

Природные зоны России

2
13

Раскрыть взаимосвязь транспорта и с\х России.
Познакомить с важными портами России.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой.

Размещение природных зон на территории России

Карта природных зон России
Зона арктических пустынь

3

1

Объяснить, что наша страна занимает большую
территорию, и поэтому природные условия
неодинаковы. Изучить закономерности
природных зон России. Продолжить
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

5

Положение на карте
Климат

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Познакомить учащихся с особенностями
растительного и животного мира Арктики.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

Растительный и животный мир

Население и его основные занятия
1

Северный морской путь

1
14

Познакомить учащихся с особенностями
населения Арктики и его основными занятиями.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Познакомить учащихся с историей

возникновения Северного морского пути.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
4

8

Зона тундры
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1

Сформировать представление о природной зоне
тундры, ознакомить с г.п., дать понятие
“острова, полуострова, выявить особенности
поверхности и полезных ископаемых.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой
Сформировать у учащихся понятия “Арктика”.
Познакомить с положением моря и острова на
карте. Продолжить формирование
самостоятельных навыков при работе с картой,
учебником.

1

Сформировать представление о климате и
водоемах тундры. Продолжить формирование
самостоятельных навыков при работе с картой,
учебником.
Развивать внимание.

1

Раскрыть особенности природы тундры и
растительного мира в условиях вечной
мерзлоты.

1

Раскрыть особенности природы тундры и

Климат. Водоемы тундры

Растительный мир

Животный мир. Практическая работа № 2 по теме
15

«Растительный и животный мир тундры» выполнение
рисунков в тетради

растительного мира в условиях вечной мерзлоты

Хозяйство. Население и его основные занятия
1

Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка,
рефлексия

1

Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка,
рефлексия

1

Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка,
рефлексия

Контрольная работа. Города тундры: Нарьян - Мар,
Норильск, Анадырь
Работа над ошибками. Экологические проблемы севера.
Охрана природы тундры
Лесная Зона

5

17

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка,
рефлексия

1

Познакомить с реками и озерами,
протекающими на территории лесной зоны.

1

Сформировать у учащихся представления о

Реки. Озера. Каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Смешанные и лиственные леса
16

растительном мире. Выявить особенности
смешанных и лиственных лесов. Продолжить
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником.
Животный мир

Пушные звери
Значение леса. Практическая работа № 3 по теме:
«Растительный мир тайги»
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
промышленность и сельское хозяйство центральной
России

Города центральной России.
Особенности развития хозяйства северо-западной России

17

1

Сформировать у учащихся представления о
животном мире смешанных лесов. Продолжить
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником.

1

Познакомить учащихся с разновидностями
пушного зверя.

1

Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка,
рефлексия

1

Сформировать у учащихся представление о
промышленности, ознакомить с экологическими
проблемами леса, которые возникли по вине
человека, сохранной деятельностью людей,
воспитывать любовь к природе, развивать
познавательный интерес.

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Раскрыть культуру населения лесной зоны,
особенности их занятий.

Города: Санкт-Петербург, Новосибирск, Псков,
Калининград

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой.

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.
Раскрыть особенности Западной Сибири.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Раскрыть особенности Восточной Сибири.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Раскрыть особенности Дальнего Востока.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Познакомить с расположением лесной зоны, ее
протяженностью.

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса
Лесная зона
6

Зона степей

7
18

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Реки.
Растительный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Работа с текстом учебника, картой.
Самопроверка, взаимопроверка. Самооценка,
рефлексия

1

Раскрыть особенности природы зоны степей и
растительного мира

1

Раскрыть культуру населения зоны степей,
особенности их занятий.

Города лесостепной и лесной зоны: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск
1

Контрольная работа. Города степной зоны: Самара,
Саратов, Волгоград.
1

Раскрыть особенности городов зоны степей.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Раскрыть особенности городов зоны степей.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Закрепить знания об охране природы.

Работа над ошибками. Города степной зоны: Ростов-наДону, Ставрополь, Краснодар

Охрана природы зоны степей.
19

Раскрыть особенности городов зоны степей.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

Зона полупустынь и пустынь

7

6

Положение на карте. Практическая работа № 4 по теме: «
Рельеф и полезные ископаемые»

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Раскрыть особенности водоемов зоны пустынь и
полупустынь. Развивать познавательный
интерес. Продолжить формирование
самостоятельных навыков при работе с картой,
учебником.

1

Раскрыть особенности природы зоны пустынь и
полупустынь и растительного мира. Развивать
познавательный интерес. Воспитывать
уважительное отношение к природе.

1

Раскрыть особенности населения зоны пустынь
и полупустынь и животного мира. Развивать
познавательный интерес.

1

Раскрыть особенности населения зоны пустынь
и полупустынь и животного мира. Развивать
познавательный интерес.

1

Раскрыть культуру населения городов
Астрахань, Элиста, особенности занятий.
Воспитывать уважительное отношение к разным
национальностям, развивать кругозор.

Климат. Реки

Растительный мир

Животный мир

Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города зоны полупустынь и пустынь

20

8

Зона субтропиков

2

Положение на карте. Климат и природа субтропиков
1

Сформировать представление о природной зоне
тундры, ознакомить с г.п., дать понятие
“острова, полуострова, выявить особенности
поверхности и полезных ископаемых.
Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником.

1

Сформировать представление о климате и
водоемах тундры. Продолжить формирование
самостоятельных навыков при работе с картой,
учебником.
Развивать внимание.

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Продолжить формирование самостоятельных
навыков при работе с картой, учебником

1

Актуализация знаний: что такое горы; каким
цветом обозначаются горы на карте; горы по
высоте одинаковые; как различаются горы по
высоте; что такое шкала высот; какие горы вы
можете назвать на карте.
Слушание объяснений учителя о горах России.

Население и его основные занятия. Города

9

Высотная поясность в горах

5

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Особенности природы и хозяйства северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала

21

Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города
1

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его
основные занятия.
Города
1

10

Региональный компонент

Актуализация знаний: что такое горы; каким
цветом обозначаются горы на карте; горы по
высоте одинаковые; как различаются горы по
высоте; что такое шкала высот; какие горы вы
можете назвать на карте.
Слушание объяснений учителя о горах России.
Работа в тетради - запись названий гор.
Работа с контурной картой – обозначение гор
России.
Самопроверка, взаимопроверка.
Просмотр и обсуждение видео о горах.
Работа с учебником.
Самооценка. Рефлексия.

6

Климат Тюменской области
1

Актуализация знаний: в каком поясе
освещенности расположена Тюменская область;
какой климат в Тюменской области.

1

Работа с атласом. Слушание объяснений
учителя об открытии и заселении Тюменской
области.
Работа с физической картой области.
Демонстрация изображения герба Тюменской

Наш край на физической карте России

22

области; Прослушивание гимна Тюменской
области.
Работа с атласом, определение положения
Тюменской области на карте мира и карте РФ.
Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.
Наш край на физической карте России. Практическая
работа № 5 по теме: «Полезные ископаемые Тюменской
области»

1

Работа с атласом. Слушание объяснений
учителя об открытии и заселении Тюменской
области.
Работа с физической картой области.
Демонстрация изображения герба Тюменской
области; Прослушивание гимна Тюменской
области.
Работа с атласом, определение положения
Тюменской области на карте мира и карте РФ.
Работа в тетради.
Самооценка. Рефлексия.

1

Работа с атласом, определение положения
Тюменской области на карте мира и карте РФ.
Работа в тетради.

1

Слушание объяснений учителя о природе
родного края.
Работа в тетради - запись вывода о
многообразии растительного и животного мира
Тюменской области.

Итоговая контрольная работа. Человек и природа

Работа над ошибками. Человек и природа. Природа
Тюменской области

23

Заповедники Тюменской области. Охрана леса

1

Итого

Повторение и обобщение представлений,
сформированных в начальном курсе физической
географии.
Работа в рабочей печатной тетради.
Географическая викторина; марафоны; задания
по разным темам курса.
Игра «Что, где, когда».
Разгадывание ребусов.

68

Материально-техническое обеспечение
Приложение к учебнику. Географический атлас «География» 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.: М.: Просвещение, 2018
География 7 класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адапт, основное общеобразовательные программы: Т.М.
Лифанова, Е.Н. Соломина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2018 г.
Методические пособия для учителя
Воробьёва Т.Н. География 7 класс: поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».