Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ДОМОВОДСТВО
7 КЛАСС
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Рябцева Татьяна Геннадьевна, учитель технологии,
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основании адаптированной основной
общеобразовательной программы (далее АООП) дляобучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями
федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных
по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития.Программа предназначена для работы с
учащимися 7 класса. Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Цели:
социальная адаптация учащихся;
подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование умений обращаться с инвентареми электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Общая характеристика учебного предмета
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их
приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное
существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке,
сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном
уровне. Предмет «Домоводство» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Профильный труд», «Окружающий социальный
мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с
другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. На уроках по формированию
математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по экономике ведения домашнего
хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией своего быта. Уроки домоводства имеют
ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение, позволяющее формировать
коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот процесс осмысленным, а
социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс
7 класс
Количество часов в неделю
5 часов
Итого в год
170 часа
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса «Домоводство» направлены на формирование представлений о близких и конкретных фактах
общественной жизни, труда и быта людей. Контрольный учёт теоретических знаний учащихся осуществляется путём бесед, устного и
письменного опросов, тестирования. Отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков в различных областях
жизни осуществляется в процессе выполнения коллективных и индивидуальных практических работ.
Задачи занятий по «Домоводству» — научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с
самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном)
окружении. Домоводство — прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения,
естествознания, географии и других предметов, должны найти применение и практическое воплощение на уроках домоводства, которые 3
могут быть дополнены и некоторыми элементарными знаниями из физики, химии применительно к использованию техники,
электроприборов, химических и других веществ в быту. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает
зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. самостоятельное выполнение даже простых бытовых
заданий.
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух
групп результатов: - личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты освоения программы:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви,
сервировка стола и др.;
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и др.
- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового
назначения;
- умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать и уметь:
1) Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
2) Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;
Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;
Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность мытья посуды;
Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.
Знать и соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.
Содержание учебного предмета
Раздел
Покупки
Уход за одеждой и обувью
Обращение с кухонным инвентарем
Краткое содержание раздела
Покупки. Как делать покупки. Магазин. Правила поведения в магазине. Упаковка продуктов
в сумки.
Назначение одежды. Сезонная одежда. Ручная стирка белья. Инвентарь для стирки белья.
Выбор моющего средства. Выбор и отмеривание необходимого количества моющего
средства. Этапы стирки одежды. Машинная стирка. Составные части стиральной машины.
Правила безопасного обращения со стиральной машиной. Сортировка белья перед стиркой.
Закладывание белья в машину перед стиркой. Выставление необходимой температуры.
Выбор программы и температуры. Включение машины. Отключение машины, вынимание и
развешивание белья. Глажение белья. Составные части утюга. Правила безопасности при
работе с утюгом. Гладильная доска. Правила безопасности при использовании гладильной
доски. Выбор режима глажения. Последовательность действий при глажении белья.
Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Складывание в шкаф.
Чистка одежды. Инвентарь для чистки. Виды обуви. Уход за обувью. Последовательность
действий при мытье обуви. Инвентарь для чистки обуви. Последовательность действий при
чистке обуви.
Посуда и кухонный инвентарь. Посуда для сервировки стола. Посуда для приготовления
пищи. Кухонные принадлежности. Назначение кухонных принадлежностей. Уход за посудой.
Чистая и грязная посуда. Мытье посуды. Соблюдение последовательности действий при
мытье посуды. Сушка посуды. Определение места посуды на кухне. Виды бытовых кухонных
приборов. Назначение приборов. Правила техники безопасности при пользовании бытовыми
приборами. Уход за бытовыми приборами. Соблюдение последовательности действий при
Приготовление пищи
Уборка помещений и территории
пользовании электробытовым прибором. Мытье и хранение электробытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и посуды при сервировке стола.
Приготовление блюда. Правила гигиена при приготовлении еды. Понятие «Рецепт блюда».
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря для
приготовления блюда. Подготовка продуктов. Мытье овощей. Чистка овощей. Резание
ножом. Нарезание кубиками, соломкой. Натирание на терке. Выбор продуктов для
приготовления салата из свежих овощей. Приготовление салата. Выбор продуктов для салата
из вареных овощей. Этапы предварительной обработки и варки овощей. Приготовление
салата из вареных овощей.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности
мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Соблюдение
последовательности действий при подметании пола. Уборка пола пылесосом. Основные части
пылесоса. Правила безопасной работы с пылесосом. Инвентарь для уборки пришкольного
участка. Уборка пришкольной территории. Подметание территории.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п\п
1
2
3
4
Тема урока
5
6
7
8
Кол-во
часов
Вводный урок. Инструктаж по Т.Б Потребности человека. Мой
1
дом.
1
Мой дом. Домашние дела.
1
Семейные заботы.
1
Семейные заботы.
Покупки. Как делать покупки. Магазин.
1
Правила поведения в магазине.
1
Упаковка продуктов в сумки.
1
Упаковка продуктов в сумки.
1
9
10
11
12
Посуда и кухонный инвентарь.
Посуда для сервировки стола.
Посуда для сервировки стола.
Посуда для сервировки стола.
1
1
1
1
Основные виды деятельности учащихся
Соблюдать правила безопасности
Знать: понятие «ежедневное меню».
Подбор блюд для ежедневного меню, с учетом
вкусовых пристрастий всех членов семьи.
Составить меню, составить перечень продуктов
необходимых для приготовления обеда
рассчитать затраты на покупку продуктов.
Правила сервировки стола к обеду
Знание правил гигиены при приготовлении пищи.
Сборка закрытого бутерброда из предложенных
нарезанных продуктов и овощей. Поддержание
дата
13
14
15
16
Посуда для приготовления пищи.
Кухонные принадлежности.
Назначение кухонных принадлежностей.
Назначение кухонных принадлежностей.
1
1
1
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Уход за посудой.
Чистая и грязная посуда.
Чистая и грязная посуда.
Уход за посудой. Чистая и грязная посуда.
Мытье посуды.
Соблюдение последовательности действий при мытье посуды.
Соблюдение последовательности действий при мытье посуды.
Соблюдение последовательности действий при мытье посуды.
Сушка посуды.
Определение места посуды на кухне.
Определение места посуды на кухне.
Сушка посуды. Определение места посуды на кухне.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
35
Виды бытовых кухонных приборов.
Назначение приборов.
Назначение приборов.
Виды бытовых кухонных приборов. Назначение приборов.
Правила техники безопасности при пользовании бытовыми
приборами.
Правила техники безопасности при пользовании бытовыми
приборами.
Соблюдение последовательности действий при пользовании
электробытовым прибором.
Соблюдение последовательности действий при пользовании
электробытовым прибором.
Уход за бытовыми приборами.
Мытье и хранение электробытовых приборов.
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
1
1
1
1
чистоты рабочего места в процессе
приготовления
Знание правил гигиены при приготовлении пищи.
Сборка закрытого бутерброда из предложенных
нарезанных продуктов и овощей. Поддержание
чистоты рабочего места в процессе
приготовления
Уход за посудой. Мытье посуды дома
Узнавание (различение) кухонных
принадлежностей для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Уход за посудой. Мытье посуды дома
Узнавание (различение) кухонных
принадлежностей для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Знание правил гигиены при приготовлении пищи.
Сборка закрытого бутерброда из предложенных
нарезанных продуктов и овощей. Поддержание
чистоты рабочего места в процессе
приготовления
Т.Б при работе с бытовой техникой. Виды
бытовых кухонных приборов.
Т.Б при работе с бытовой техникой. Виды
бытовых кухонных приборов.
Наполнение емкости водой. Выбор моющего
средства. Отмеривание необходимого количества
моющего средства. Замачивание. Полоскание.
Выжимание. Вывешивание на просушку.
Соблюдение последовательности действий при
ручной стирке. Различение составных частей
утюга (подошва утюга, шнур, регулятор
температуры).
Приготовить яйца всмятку, «в мешочек», в
крутую
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Накрывание на стол.
Выбор посуды при сервировке стола.
Выбор посуды при сервировке стола
Накрывание на стол. Выбор посуды при сервировке стола.
Правила гигиена при приготовлении еды.
Правила гигиена при приготовлении еды.
Правила гигиена при приготовлении еды.
Правила гигиена при приготовлении еды.
Правила приготовления бутербродов
1
1
1
1
1
1
1
1
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Понятие «Рецепт блюда».
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Интерьер кухни-столовой. Планировка кухни.
Интерьер кухни-столовой. Планировка кухни.10.12
Планировка кухни.
Планировка кухни.
1
1
1
1
Последовательность приготовления каши. Уметь
определять готовность каши. Уметь подавать на
стол
1
1
1
1
Дизайн праздничного дома.
59
60
61
62
Чистка овощей. Резание ножом.
Нарезание кубиками, соломкой.
Натирание на терке.
Натирание на терке.
1
1
1
1
Дизайн праздничного дома.
63
64
65
66
67
68
69
70
Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей.
Приготовление салата.
Выбор продуктов для приготовления салата из свежих овощей.
Приготовление салата
Выбор продуктов для салата из вареных овощей. Этапы
предварительной обработки и варки овощей. Приготовление
салата из вареных овощей.
1
1
1
1
1
1
1
1
Составить ежедневное меню. Рассчитать
стоимость основных продуктов питания для
семьи.
Правила приготовления бутербродов
Т.Б. на кухни
Практическая работа:
Изготовление украшений для дома к празднику
Практическая работа:
Изготовление украшений для дома к празднику
Составить ежедневное меню. Рассчитать
стоимость основных продуктов питания для
семьи
71
72
73
74
Уход за вещами.
Назначение одежды.
Сезонная одежда.
Стирка одежды
1
1
1
1
75
76
77
78
Ручная стирка белья.
Инвентарь для стирки белья.
Выбор моющего средства.
1
1
1
1
79
80
81
82
Выбор и отмеривание необходимого количества моющего
средства. Этапы стирки одежды.
Этапы стирки одежды.
1
1
1
1
83
84
85
86
Машинная стирка.
Составные части стиральной машины.
Правила безопасного обращения со стиральной машиной.
1
1
1
1
87
Сортировка белья перед стиркой.
1
Наполнение емкости водой. Выбор моющего
средства. Отмеривание необходимого количества
моющего средства. Замачивание. Застирывание.
Полоскание. Выжимание. Вывешивание на
просушку. Соблюдение последовательности
действий при ручной стирке. Различение
составных частей утюга (подошва утюга, шнур,
регулятор температуры).Соблюдение правил
безопасной работы. Просушивание обуви.
Наполнение емкости водой. Выбор моющего
средства. Отмеривание необходимого количества
моющего средства. Замачивание. Застирывание.
Полоскание. Выжимание. Вывешивание на
просушку. Соблюдение последовательности
действий при ручной стирке. Различение
составных частей утюга (подошва утюга, шнур,
регулятор температуры).Соблюдение правил
безопасной работы. Просушивание обуви.
Наполнение емкости водой. Выбор моющего
средства. Отмеривание необходимого количества
моющего средства. Замачивание. Застирывание.
Полоскание. Выжимание. Вывешивание на
просушку. Соблюдение последовательности
действий при ручной стирке. Различение
составных частей утюга (подошва утюга, шнур,
регулятор температуры).Соблюдение правил
безопасной работы. Просушивание обуви.
Застирывание. Полоскание. Выжимание.
Вывешивание на просушку. Соблюдение
последовательности действий при ручной стирке.
Различение составных частей утюга (подошва
утюга, шнур, регулятор
температуры).Соблюдение правил безопасной
работы. Просушивание обуви.
Наполнение емкости водой. Выбор моющего
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
Закладывание белья в машину перед стиркой.
Выставление необходимой температуры.
Выбор программы и температуры.
Включение машины.
Отключение машины, вынимание и развешивание белья.
Гладим вещи правильно. Секреты работы с утюгом.
Составные части утюга.
Правила безопасности при работе с утюгом.
Гладильная доска.
Правила безопасности при использовании гладильной доски.
Правила безопасности при использовании гладильной доски.
Выбор режима глажения.
Последовательность
действий
при
глажении
Последовательность действий при глажении белья.
белья.
Складывание белья и одежды.
Складывание белья и одежды.
Вывешивание одежды на «плечики».
Складывание в шкаф.
Чистка одежды.
Инвентарь для чистки.
Виды обуви.
Уход за обувью.
Последовательность действий при мытье обуви.
Соблюдение правил безопасной работы. Просушивание обуви.
Инвентарь для чистки обуви.
Последовательность действий при чистке обуви.
Последовательность действий при чистке обуви.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
средства. Отмеривание необходимого количества
моющего средства. Замачивание.
Наполнение емкости водой. Выбор моющего
средства. Отмеривание необходимого количества
моющего средства. Замачивание.
П.Т безопасности при глажении. Выбор режима
глажения.
П.Т безопасности при глажении. Выбор режима
глажения.
П.Т безопасности при глажении. Выбор режима
глажения.
Способы складывание белья и одежды в шкаф
Складывание в шкаф.
Санитарно-гигиенические требования».
Соблюдение правил безопасной работы.
Просушивание обуви.
«Санитарно-гигиенические требования».
Соблюдение правил безопасной работы.
Просушивание обуви.
123
124
125
126
Уборка мебели.
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
Вытирание поверхности мебели.
1
1
1
1
127
128
129
130
131
132
133
134
Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место.
Соблюдение последовательности действий при подметании
пола.
Уборка пола пылесосом.
Основные части пылесоса.
Правила безопасной работы с пылесосом.
Правила безопасной работы с пылесосом.
1
1
1
1
1
1
1
1
135
136
137
138
Инвентарь для уборки.
Уборка своего рабочего стола
Уборка кухни
Уборка комнаты
1
1
1
1
139
140
141
142
Этикетные правила приема гостей
Рассказать о продуктах, которые используют для праздника
Рассказать о продуктах, которые используют для праздника
Этикетные правила приема гостей. Общение с гостями
1
1
1
1
143
144
145
146
Праздничная кулинария
Праздничное тесто
Сервирование праздничного стола
Сервирование праздничного стола
1
1
1
1
Подготовке дома к празднику
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание,
хранение инвентаря.
«План уборки».
«Виды уборки»
«Санитарно-гигиенические требования».
Различение основных частей пылесоса.
Подготовка пылесоса к работе Уборка предметов
с поверхности, вытирание поверхности.
Подготовке дома к празднику
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание,
хранение инвентаря.
«План уборки».
«Виды уборки»
«Санитарно-гигиенические требования».
Подготовке дома к празднику
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание,
хранение инвентаря.
«План уборки».
«Виды уборки»
«Санитарно-гигиенические требования».
Рассказать этикетные правила приема гостей
(внешний вид, речь, прием подарков,
поздравлений, общение с гостями, проводы,
прощание с гостями).
Объяснить, понятие рецепт. Рассказать, как
подобрать рецепты для праздника
Практическая работа: составление меню
Праздничная кулинария (3,5 рецептов).
Объяснить, как выполняют сервировку
праздничного стола
147
148
149
150
151
152
153
154
Украшение праздничного стола в школе
Украшение праздничного стола
Украшение праздничного стола
Украшение праздничного стола дома
Виды ремонта в доме
Виды ремонта в доме
Косметический ремонт
Косметический ремонт
155
159
160
161
162
Закупка необходимых
ремонта
Закупка необходимых
ремонта
Закупка необходимых
ремонта
Закупка необходимых
ремонта
Побелка стен и потолков
Оклеивание стен обоями
Оклеивание стен обоями
Краска для ремонта
Краска для ремонта
163
164
165
166
Мелкий технический ремонт
Мелкий технический ремонт
Генеральная уборка после ремонта
Генеральная уборка после ремонта
1
1
1
1
167
168
169
170
Правила ухода за комнатными растениями
Правила ухода за комнатными растениями
Правила ухода за комнатными растениями
Генеральная уборка дома
1
1
1
1
156
157
158
материалов и
инструментов
для
материалов и
инструментов
для
материалов и
инструментов
для
материалов и
инструментов
для
1
1
1
1
1
1
1
1
Объяснить, как правильно составить меню
1
1
1
1
Необходимых материалов и инструментов для
ремонта потолков, стен, полов (перечень,
стоимость).
1
1
1
1
Рассказать о видах обоев. Объяснить, как
правильно выбрать гамму и рисунок обоев для
разных помещений.
Как правильно подобрать клей для обоев.
Практическая работа: расчет количества трубок
обоев для комнаты 17 кв. м.
Знакомство с профессиями
Знать: виды деятельности, которые выполняют
штукатур - маляр
Научить учащихся самостоятельно
ориентироваться в задание.
Объяснить, как подготовить помещение к
ремонту:
вынос мебели;
упаковка мебели в пленку
Практическая работа: составить список
материалов для ремонта.
Список инструментов.
Уход за комнатными растениями, мытье
растений, протирание пыли.
Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание,
хранение инвентаря.
«План уборки».
«Виды уборки»
«Санитарно-гигиенические требования».
Итого 170
Материально-техническое обеспечение
Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Демонстрационный материал «Столовая посуда», плакат «Сервировка стола», книга рецептов. Мультимедийный проектор
Методические пособия для учителя
Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной школе VIII вида: пособие для
учителя / В. В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2012.