Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
Адаптированная рабочая
образовательная программа
учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
7 класс (ФГОС, вариант 2)
Учитель ИЗО: Панова Ксения Ивановна
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Актуальность.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное
отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации,
лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности
материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает
работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности;
-формирование умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приемам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
При изучении учебного предмета«Изобразительная деятельность» особое внимание обращается на практическую направленность
знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социальнобытовой адаптации.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и
художественно-творческой деятельности помогут учащимся при освоении смежных дисциплин, что будет готовить их к овладению
социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей
формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при обязательном осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка
уровне.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, показ, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с
учебником, самостоятельная работа и др. Обучение рисованию невозможно без пристального, внимательного отношения к развитию
моторики рук учащихся. На уроках рисования важно учить детей пальчиковым гимнастикам и разминкам, упражнениям с предметами.
При обучении используются следующиепринципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и
развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Программа в целом определяет оптимальный объём
знаний и умений по изобразительной деятельности, который доступен большинству учащихся.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на предмет «Изобразительная деятельность» отводится 4 часа в неделю (136 ч/в год). Сроки реализации программы с
1.09.2022 г. по 31.05.2023 г.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Технологии обучения:
Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая
гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее). Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве,
метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).
Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических
средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности).
Основными видами деятельности обучающихся на уроке являются:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося.
Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на
уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение
носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающихся соблюдения четких правил.
Методы и формы обучения:
обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для
повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;
детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они
объединяются в целое;
большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки,
пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих
способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке
своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство
во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамо той
в рамках изучаемого курса.
В результате освоения программы
Метапредметные результаты:
передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться
вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая
их объем и окраску;
проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять
построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные
предметы с учетом их зрительного уменьшения;
проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Предметные результаты:
видам работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
отличать признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративноприкладное творчество);
освоению средств выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
особенностям некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза,
мрамор, гранит, дерево, фарфор);
отличительным особенностям произведений декоративно-прикладного искусства.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
Наименование раздела
Лепка, рисование, аппликация
Количество часов
136 часов
Итого: 136 часов
1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина
(теста, глины). Раскатывание теста(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от
целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура).Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания
формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в
жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между
ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия
прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом,
тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка.
Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
2. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры,
палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение
последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса
кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение
точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение
всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных
(геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование
орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами
(объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.
Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по
образцу 8 (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием
нетрадиционных техник.
3. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение)
инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание
бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по
контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание
деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Тема урока
Композиция «Цветы на нашей клумбе» (рисование тампоном + аппликация из готовых форм).
Богатый урожай (рисование + аппликация).
Разноцветный листопад. Узор в полосе( срисовать)
Разноцветный листопад. Узор в полосе( срисовать)
Веточка рябины. Узор в квадрате (рисование + лепка).
Веточка рябины. Узор в квадрате (рисование + лепка).
Разноцветный листопад. Узор в круге (печатание + рисование).
Разноцветный листопад. Узор в круге (печатание + рисование).
Радуга-дуга, не давай дождя! (рисование + лепка).
Радуга-дуга, не давай дождя! (рисование + лепка).
У леса подарков много (рисование + лепка грибов и ягод).
У леса подарков много (рисование + лепка грибов и ягод).
Все деревья в золото одеты (рисование по опорным точкам + примакивание).
Все деревья в золото одеты (рисование по опорным точкам + примакивание).
Рисование на тему: «Парк осенью»
Беседа по картинам об осени И. Левитан «Золотая осень»
Озорная дымка (рисование по трафарету + вырезание + пластилинография).
Озорная дымка (рисование по трафарету + вырезание + пластилинография).
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Пластилиновая аппликация
Пластилиновая аппликация
Аппликация из гербария.
Аппликация из гербария.
Рисование по трафаретам
Рисование по трафаретам
Лепка плоскостных фигур.
Лепка плоскостных фигур.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
«Снегопад» (рисование + аппликация ).
«Снегопад» (рисование + аппликация ).
Вот зима, кругом бело (рисование на тонированной бумаге + аппликация).
Вот зима, кругом бело (рисование на тонированной бумаге + аппликация).
Снеговики (рисование + аппликация ).
Снеговики (рисование + аппликация ).
Рисование новогодних шаров.
Лепка гирлянды новогодних игрушек.
Рисование узора в полосе (веточки ели и снежинки)
Рисование узора в полосе (веточки ели и снежинки)
Беседа по картине «Зима» рисование зимнего пейзажа.
Рисование зимнего пейзажа.
Самостоятельное рисование новогоднего узора.
Самостоятельное рисование новогоднего узора.
«Колокольчик, солнышко» (рисование +лепка по представлению елочных игрушек )
«Колокольчик, солнышко» (рисование +лепка по представлению елочных игрушек )
Лепка новогодних игрушек.
Лепка новогодних игрушек.
Рисование новогодних шаров.
Рисование новогодних шаров.
Раскрашивание новогодних шаров.
Коллективное рисование новогодней картины.
Коллективное рисование новогодней картины.
Аппликация «Зимняя ночь».
Аппликация «Зимняя ночь».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
Лепка «Снеговик».
Лепка «Снеговик».
Волшебные снежинки.
Волшебные снежинки.
Рисование + аппликация на тему: «Зима».
Рисование + аппликация на тему: «Зима».
Рисование + аппликация на тему «Деревья зимой».
Рисование + аппликация на тему «Деревья зимой».
Аппликация из квадратов.
Аппликация из квадратов.
Аппликация из ватных дисков.
Аппликация из ватных дисков.
Аппликация из салфеток.
Аппликация из салфеток.
Дорожные знаки (рисование + аппликация).
Дорожные знаки (рисование + аппликация).
Служебные машины на улицах города (рисование по образцу+ аппликация.
Служебные машины на улицах города (рисование по образцу+ аппликация.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц.
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц.
Рисование по точкам букв.
Рисование по точкам букв.
Лепка рельефов цифр.
Лепка рельефов цифр.
Аппликация из салфеток.
Аппликация из салфеток.
Аппликация из салфеток.
Аппликация из салфеток.
Рисование на тему: «Весна».
Рисование на тему: «Весна».
Самостоятельное рисование узора.
Самостоятельное рисование узора.
Рисование цикличного узора.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
Рисование цикличного узора.
Изготовление аппликации из природного материала.
Изготовление аппликации из природного материала.
Аппликация из природных материалов.
Плоскостная лепка «Первые цветы».
Плоскостная лепка «Первые цветы».
«Деревья весной» (рисование+ аппликация).
«Деревья весной» (рисование+ аппликация).
Аппликация из круп.
Аппликация из круп.
Аппликация из круп.
Аппликация из семян растений.
Аппликация из семян растений.
Пластилиновая аппликация.
Пластилиновая аппликация.
Аппликация из ниток.
Аппликация из ниток.
Композиция «Цветы на нашей клумбе»
Композиция «Цветы на нашей клумбе»
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Рисование растительного узора в полосе по образцу.
Изготовление аппликации из природного материала
Изготовление аппликации из природного материала
Плоскостная лепка «Первые цветы».
Плоскостная лепка «Первые цветы».
«Деревья весной» ( рисование+ аппликация).
«Деревья весной» ( рисование+ аппликация).
Аппликация из ватных дисков. Весеннее настроение.
Аппликация из ватных дисков. Весеннее настроение.
Аппликация. Складывание вазочки.
Аппликация. Складывание вазочки.
Лепка. Получение формы путем выдавливания формочкой «Ветка с листьями».
Лепка. Получение формы путем выдавливания формочкой «Ветка с листьями».
Составление простейшего растительного орнамента в квадрате.
Аппликация. Составление простейшего растительного орнамента в полосе.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Составление простейшего растительного орнамента в круге.
Аппликация. Дополнение готового орнамента растительными элементами.
Рисование и раскрашивание растительных элементов орнамента.
Лепка. «Матрёшка».
Лепка. «Матрёшка».
Аппликация. Дополнение готового орнамента растительными элементами.
Лепка. «Браслет». Соединение деталей, нанизывание на две нитки.
Рисование сюжетного рисунка «Тёплый день».
Раскрашивание пластилином. «Тёплый день».
Рисование по пунктиру рисунка «Сакура»
Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Сакура».
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами «Прогулка в парке».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 136 часов
Описание материально – технического обеспечения образовательного курса.
Персональный компьютер; шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, пластилин, глина для лепки; графические и печатные
изображения, муляжи овощей и фруктов.