Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
Адоптированная основная образовательная программа
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
7 класс
2022-2023 учебный год
Учитель ИЗО: Панова Ксения Ивановна
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Минобразования и науки РФ от
06.10.2009г. №373)
2. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»
3. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования».
4. СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2015г. № 35847
6.
7. Образовательной программы ФГОС «Изобразительное искусство». 5- 8(9) кл. Автор: Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г., Медкова
Е.С. – Москва: Издательский центр «ВентанаГраф», 2014г.
8. Завершенная предметная линия «Изобразительное искусство» для 5–8 (9) классов общеобразовательных учреждений включает
учебники.
9. «Изобразительное искусство» 7 класс. Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова;
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика
средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и
интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов,
явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами; – содействие развитию
основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения
рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий,
применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики
рук, образного мышления.
Задачи курса изобразительного искусства состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего
обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков
их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей, и
потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях
изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
1)Работа в парах — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
2)Групповая работа по одной теме — объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы.
3)Подготовка сообщения по теме.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса; - обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению
характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу; - максимальное использование сохранных
анализаторов ребенка;
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» включён в обязательную часть учебного плана АООП. Продолжительность изучения
изобразительное искусство в 7 классе - 1 ч в неделю. Курс изучения изобразительного искусства рассчитан на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Учащиеся с ЗПР обучаются в общеобразовательных классах. В классе интегрированного обучения создаются условия,
способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в
отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым осуществляется принцип индивидуального и
дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Коррекционная работа в условиях
интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно
только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая
коррекция основывается на том или ином виде деятельности, это позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает
требованиям социального окружения. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с
учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на
признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно-практической и учебной).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в
общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного
культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки,
пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих
способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке
своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство
во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой
в рамках изучаемого курса.
В результате освоения программы
Метапредметные результаты:
передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться
вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая
их объем и окраску;
проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять
построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные
предметы с учетом их зрительного уменьшения;
проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Предметные результаты:
видам работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
отличать признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративноприкладное творчество);
освоению средств выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
особенностям некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза,
мрамор, гранит, дерево, фарфор);
отличительным особенностям произведений декоративно-прикладного искусства.
назвать крупнейшие музеи страны
Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
Наименование раздела
Рисование с натуры
Количество часов
15
Декоративное рисование
Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве
7
4
8
Итого: 34 часов
Рисование с натуры
Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму,
конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную
последовательность выполнения рисунка.
Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка
правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы.
Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.
Декоративное рисование
Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно
перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми
красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной
роли декоративного рисования в повседневной жизни.
Рисование на темы
Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование
приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения
размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия
о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоциональноэстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об
основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве.
Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема урока
Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы (по выбору)
Рисование с натуры (стопка из 5 - 6 книг)
Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства» (живопись)
Рисование с натуры предмета цилиндрической формы. Карандаш. (Кастрюля или кружка)
Рисование по представлению (торт)
Рисование с натуры. Подсвечник со свечой.
Беседа на тему: «Выразительные средства живописи» (цвет и освещение)
Рисунок. «Осенний лес».
Рисование на тему «Зимний лес»
Рисование на тему: «Посуда» (чашка)
Рисование с натуры предмета усеченной формы: «Ваза».
Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства» Скульптура.
Народная скульптура. Дымковские игрушки.
Дымковская игрушка
Беседа на тему: «Архитектура твоего города» (экскурсия, рисунок)
Декоративное рисование. «Пригласительный билет»
Рисование на тему: «Зимний лес».
Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства». «Графика» (плакат, книга)
Рисование эскиза для обложки книги (шрифт)
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты)
Рисование с натуры предметов округлой формы (овощи)
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза)
Декоративное рисование. Составление узора для вазы.
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (молоток)
Декоративное рисование. Составление узора для кухонной доски.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства». «Декоративное рисование».
Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник)
Разработка эскиза плаката ко Дню Победы.
Беседа об изобразительном искусстве. Картины о войне (рисунок).
Выполнение эскиза медали о спорте.
Иллюстрация отрывка из литературного произведения (по выбору).
Рисование на тему: "Весенние цветы"
Обобщающий урок. Выставка работ. Беседа.
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34 часов
Описание материально – технического обеспечения образовательного курса.
1. Классная магнитная доска;
2. Персональный компьютер с принтером;
3. Мультимедийный проектор;
4. Экран для мультимедийного проектор.