Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
Адаптированная основная образовательнаяпрограмма
по учебному предмету
«Музыка»
7 класс
2022-2023 учебный год
Учитель музыки: Панова Ксения Ивановна
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 7 класса образовательного учреждения составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой по
предмету «Музыка» основного общего образования и авторской программой «Музыка. 5-7 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.
С. Шмагиной. М., Просвещение, 2011г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.7 класс»: Учебник для учащихся 7 класса, М., Просвещение, 2007.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 7 класса , М., Просвещение, 2008.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С.
Шмагина.- М., Просвещение, 2004.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.7 класс» - (CD mp3, М., Просвещение, 2009).
Методика работы с учебниками «Музыка» 5-7 классы. Пособие для учителя: М., Просвещение, 2011г.
В данной программе нашли отражение важнейшие положения художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского,
изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в
обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. В большой степени программа ориентирована на
реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их
духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает
формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются
вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных
жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые
и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется
изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и
исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической
музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса «Музыка».
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении
школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений,
овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и
современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному
самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого
потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального
языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности
(слушание музыки и пение, инструментальное музицирование и музыкально-пластическое движение, импровизация, драматизация
музыкальных произведений, музыкально-творческая практика с применением информационно- коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания
школьниками художественной картины мира себя в этом мире.
Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и
образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с
произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных
культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются:
принцип увлеченности;
принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
принцип интонационности;
принцип диалога культур.
принцип «тождества и контраста», сходства и различия; В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на
социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с ЗПР на предмет «Музыка» отводится 1 час в
неделю (34 ч/в год). Сроки реализации программы с 1.09.2022 г. по 31.05.2023 г.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее
нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из
искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности.
Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной
среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов
музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с
жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение
музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной
творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических
представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление
полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и
мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития
предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его
участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных
особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных
технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса
к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство
во
взаимосвязи
с жизнью,
со
специальной
терминологией
и ключевыми
понятиями
музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности,
включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
Наименование раздела
Классика и современность
Количество часов
5 часов
Героическая тема в русской музыке
Музыкальная драматургия- развитие музыки
10 часов
18 часов
Итого: 34 часов
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Тема урока
Классика и современность
В музыкальном театре. Опера
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»
Опера А. П. Бо-родина «Князь Игорь»
Опера А. П. Бо-родина «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет.
Балет Б. И. Ти-щенко «Яро-славна»
Балет Б. И. Ти-щенко «Яро-славна»
Героическая тема в русской музыке
В музыкальном театре. «Мой народ - амери-канцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
В музыкальном театре. «Мой народ - амери-канцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
Опера Ж. Бизе «Кармен»
Опера Ж. Бизе «Кармен»
Балет Р. К. Щед-рина «Кармен- сюита»
Сюжеты и обра¬зы духовной музыкиМузыкальное «зодчество» России. «Все-нощноебде¬ние» С.
В. Рах-манинова
Рок-опера Л.-Э. Уэббера «Иисус Хрис¬тос - супер-звезда»
Музыка Д. Б. Кабалев¬ского к драма¬тическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ре-визская сказка»
Музыкальная драматургия- развитие музыки
Два направления музыкальной культуры: светская и ду-ховная музыка
Камерная инструментальная, музыка: этюд
Транскрипция. Ф. Лист
Циклические формы инструментальной му-зыки. «Кончер- то гроссо», «Сюита в ста¬ринном
стиле» А. Шнитке
Соната «Патетическая»Л. Бетховена, Соната № 2 С. Прокофьева, Соната № 11 В. Моцарта
Соната «Патетическая»Л. Бетховена, Соната № 2 С. Прокофьева, Соната № 11 В. Моцарта
Симфоническаямузыка
Симфоническая музыка. Симфония №103 "С тремоло литаввр" Й. Гайдна. Симфония №40 В.А.
Моцарт
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
Симфоническая музыка. Симфония №1 "Классическая" С. Прокофьев. Симфония №5 Л. Бетховин.
Симфоническая музыка Симфония №8 "Неоконченная" Ф. Шуберт. Симфония №1 В. Калинников.
Симфоническая музыка. Сомфония №5 П. Чайковский. Симфония №7 "Ленинградская" Д.
Шостокович
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
Инструменталь-ный концерт. Концерт для скрипки с орке-стром А. И. Ха-чатуряна
Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
«Пусть музыка звучит!»
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34 часов
Описание материально – технического обеспечения образовательного курса.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, бубен, погремушки, ложки, маракасы),
- ноутбук с аудио и видеозаписями, презентации.
- звуковые игрушки,
- учебно - наглядный материал: книжки, картинки.