Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
Адаптированная рабочая
образовательная программа
учебного предмета
«Музыка и движение»
7 класс (ФГОС, вариант 2)
Учитель музыка: Панова Ксения Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету, коррекционному курсу «Музыка и движение» составлена на основанииследующих
нормативно-правовых документов и программно-методического обеспечения:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребёнка.
3. Декларация ООН о правах ребёнка.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образованиив Российской Федерации".
5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся сумственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерстваобразования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
6. ПисьмоМинобрнаукиРоссииот29.04.2014.г.№08-548учебников».
7. ПисьмоМинобразованияРФот27.03.2000г.№27/901-6педагогическом консилиуме образовательного учреждения».
8. Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере защиты прав детейот 13 ноября 2015 г. № 07-3735
«Методические рекомендации по выявлению ираспространению наиболее эффективных практик образования детей с
ограниченнымивозможностями здоровья».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р«Концепция развития дополнительного
образования детей»
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "Овведении ФГОС ОВЗ"
11. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспеченияусловий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,а также оказания им при этом необходимой помощи"
13.СанПиН2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологическиетребованияорганизации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
образовательнуюдеятельностьпоадаптированнымосновнымобщеобразовательнымобучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья"
Цель:Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровыхумений, освоение игре на доступных
музыкальных инструментах, эмоциональное ипрактическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, приобщение к музыкальнойкультуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) какк неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- формировать интерес к музыкальным занятиям;
- формировать потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средстваобщения для обогащения чувственного
опыта и умения фиксировать полученныевпечатления в речи;
-научить слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
- научить приемам игры на музыкальных инструментах, сопровождать мелодии игрой намузыкальных инструментах.
- научить узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
- научить проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельноймузыкальной деятельности.
- развивать стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- научить использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,спектаклях, др.
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- научить определять характер и содержание произведения;
- научить определять силу звучания (громко, тихо);
- формировать представления о плавном и отрывистом звучании;
- формировать представления о различных музыкальных инструментах;
- активизировать творческие способности детей.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса.
Рабочая программа по музыке и движению составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
«Музыка и движение» — учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных
способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Музыкально - образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, комплексности обучения, доступности,
систематичности и последовательности, наглядности.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающимися являются музыкально-ритмические движения, которые
сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов.
Особое внимание обращается на стимулирование обучающихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе
уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности обучающегося.
Актуальность. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект
развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма. Музыкальное развитие обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы. Уроки «Музыка и
движение» стимулируют эмоциональное развитие обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики и совершенствованием взаимодействия различных
анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на предмет «Музыка и движение» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы с 1.09.2022 г. по
30.05.2023 г.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Технологии обучения:
Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая
гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее). Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве,
метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).
Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических
средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности).
Основными видами деятельности обучающихся на уроке являются:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность обучающегося. Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в
данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических
действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающихся соблюдения четких
правил. Методы и формы обучения:
обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для
повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;
детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они
объединяются в целое;
большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных
особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных
технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного
мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса
к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство
во
взаимосвязи
с
жизнью,
со
специальной
терминологией
и ключевыми
понятиями
музыкального
искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности,
включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
Наименование раздела
1. Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
2. Игра на музыкальных инструментах.
3. Музыкально - ритмические движения.
4. Пение.
Итого:
Количество часов
18 часов
14 часов
21 час
15 часов
68 часов
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен.
Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, голоса птиц, животных, шум моря и др. Выбор такого же музыкального
инструмента или картинки, его отображающей. Знакомство с фрагментами музыкальных произведений, написанных для детей. Знакомство
учащихся с музыкальными произведениями трехчастной формы. Развитие восприятия учащимися отдельных звуков и музыкальных фраз,
сыгранных в разных регистрах. Стимулирование желания учащихся играть в музыкальные игры (при организующей помощи учителя). Игры
на узнавание в мелодиях образов людей, животных, представителей растительного мира и т.п. Сравнение музыкальных произведений.
Слушание музыкальных произведений. Вместе с обучающимися слушание фрагментов произведений в исполнении оркестра русских
народных инструментов. При прослушивании музыкальных произведений определение характера музыки, узнавание звучания знакомых
народных музыкальных инструментов, определение характера музыки. Расширение репертуара произведений для прослушивания мелодий
разного характера (веселых, грустных, медленных, быстрых), разных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Узнавать
музыкальные произведения при целостном проигрывании, по отдельным фразам. С помощью видеозаписей концертных программ
знакомство с инструментами симфонического оркестра. Прослушивание фрагментов симфонических произведений.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах происходит с учетом их индивидуальных особенностей. Слушание
(различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на
музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
Музыкально - ритмические движения.
Танцевальные движения с элементами национальных и современных танцев. Обучение учащихся музыкально - ритмическим
движениям в музыкальных драматизациях. Танцы под музыку, которую обучающиеся выбирают сами. Совместных играх и упражнениях.
Побуждение участвовать в музыкальных играх. Привлечение обучающихся к участию в музыкальных играх - драматизациях по сюжетам
сказок, вырабатывая у них навыки речи и движений, интонирования, взаимодействия друг с другом в элементарных диалогах. Демонстрация
театральных драматизаций ученикам младших классов и родителям. Формирование умений, обучающихся выполнять ритмичные движения
под музыку, различные виды ходьбы, бега, прыжков, импровизаций на тему движений людей, животных. Упражнения на развитие общей
моторики под музыку. Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа.
Пение.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подражание характерным звукам животных во время звучания
знакомой песни. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Знакомство обучающихся с особенностями пения в ансамбле.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
Тема урока
Количество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. (18 часов)
Вводный урок. Русская народная песня.
Вводный урок. Русская народная песня.
Жанры и особенности русской народной песни.
Жанры и особенности русской народной песни.
Колыбельная песня.
Колыбельная песня.
Прибаутки, пестушки.
Прибаутки, пестушки.
Трудовые песни.
Трудовые песни.
Обрядовые песни.
Обрядовые песни.
Хороводные песни.
Хороводные песни.
Плясовые песни, частушки.
Плясовые песни, частушки.
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
Игра на музыкальных инструментах. (14 часов)
Вводный урок. Оркестр русских народных инструментов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
Оркестр русских народных инструментов.
Струнные народные инструменты.
Струнные народные инструменты.
Балалайка, домра.
Балалайка, домра.
Духовые народные инструменты.
Духовые народные инструменты.
Баян, аккордеон. Гармошка.
Баян, аккордеон. Гармошка.
Ударные народные инструменты.
Ударные народные инструменты.
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
Музыкально - ритмические движения. (21 час)
Вводный урок. Характер музыки.
Вводный урок. Характер музыки.
Веселый характер музыки.
Веселый характер музыки.
Вивальди «Времена года. Весна»
Вивальди «Времена года. Весна»
Грустный характер музыки.
Грустный характер музыки.
Глюк. «Мелодия»
Глюк. «Мелодия»
Маршевый характер музыки.
Маршевый характер музыки.
Торжественный характер музыки.
Торжественный характер музыки.
Танцевальный характер музыки.
Танцевальный характер музыки.
Танцевальный характер музыки.
Штраус «Вальс»
Штраус «Вальс»
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Пение. (15 часов)
Вводный урок. Легкая и серьезная музыка.
Вводный урок. Легкая и серьезная музыка.
«Песенка друзей» Олег Анофриев, Анатолий Горохов.
«Песенка друзей» Олег Анофриев, Анатолий Горохов.
Чайковский 1 часть «Концерт для фортепиано с оркестром №1».
Чайковский 1 часть «Концерт для фортепиано с оркестром №1».
«Прекрасное далёко» Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
«Прекрасное далёко» Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
«Бу-ра-ти-но» Алексей Рыбников.
«Бу-ра-ти-но» Алексей Рыбников.
«Хорошее настроение». Волшебники двора.
«Хорошее настроение». Волшебники двора.
«Хорошее настроение». Волшебники двора.
Закрепление. Обобщающий урок.
Закрепление. Обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 68 часов
Описание материально – технического обеспечения образовательного курса.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- детские музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, бубен, погремушки, ложки, маракасы),
- игрушки для музыкальных игр, танцев и упражнений (платочки, флажки, ленточки, мишура, мячики),
- мягкие игрушки, резиновые игрушки, набор мелких игрушек для «волшебного мешочка»,
- ноутбук с аудио и видеозаписями, презентации.
- звуковые игрушки,
- учебно - наглядный материал: книжки, картинки.