Рассмотрено:
Утверждено приказом директора МАОУ
на заседании МС
«Нижнеаремзянская СОШ»
Протокол №1 от 30.08.2022
Приказ №208 от 31.08.2022
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
«Профильный труд»
7 КЛАСС
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Рябцева Татьяна Геннадьевна, учитель технологии,
первой квалификационной категори
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Профильный труд» (предметная область «Технологии») для обучающихся 7 класса
составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели курса:
- социальная адаптация учащихся;
- подготовка учеников к посильной хозяйственной деятельности в семье, повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности.
Задачи курса:
- развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение
отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями т.д.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической
деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой
деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.
Учащихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в
ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционнотехнических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые
инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Подросток учится организовывать свое рабочее место в
соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием.
Общая характеристика учебного предмета
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся, имеющих особенности развития, показывает большие трудности в их
приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Учащийся часто сам не в состоянии выделить и освоить те социальные компоненты, которые обеспечат ему благополучное
существование в современном социуме. Задача предмета «Домоводство» сориентировать, помочь разобраться в окружающей обстановке,
сформировать осведомленность в бытовых и социальных вопросах, сформировать адаптивные знания, умения и навыки на доступном
уровне. Курс предмета «Профильный труд»,» тесно связан с такими дисциплинами как «Человек», «Домоводство», «Окружающий
социальный мир». Например, на уроках окружающего мира, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. На
уроках по формированию математических представлений, кроме прочего, осуществляется формирование элементарных знаний по
экономике ведения домашнего хозяйства. На уроках домоводства усиливается внимание к вопросам, связанным с организацией своего быта.
Уроки домоводства имеют ярко выраженную коррекционную направленность. Домоводство – это организованное социальное общение,
позволяющее формировать коммуникативные навыки. Как образовательная область предмет домоводства решает задачу сделать этот
процесс осмысленным, а социальное поведение привычным и системным, то есть «привязанным» к определенным жизненным и бытовым
ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс
7 класс
Количество часов в неделю
2 часов
Итого в год
68 часа
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса «Профильный труд» направлены на формирование представлений о близких и конкретных
фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Обучающие овладеют трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Научатся выполнять отдельные
трудовые операции, виды работ. Научатся использовать различные инструменты и материалы, соблюдать элементарные правила техники
безопасности в процессе изготовления изделий. Научатся применять технологические процессы (при выращивании растений, изготовлении
изделий из бумаги, дерева, ткани, в стирке, уборке, работе на кухне и др.).Обогащение положительного опыта и установки на активное
использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.Интерес к трудовой
деятельности и положительное отношение к результатам своего труда.
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух
групп результатов: - личностных и предметных.
Личностные результаты освоения программы:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
- развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты освоения программы:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви,
сервировка стола и др.;
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и др.
- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового
назначения;
- умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать и уметь:
1) Знать места, где можно совершить различные покупки, виды магазинов, совершать мелкие покупки совместно с родителями;
2) Различать виды одежды, головных уборов и обуви по назначению;
3) Выполнять элементарные способы ухода за одеждой и обувью;
4) Уметь использовать в домашнем хозяйстве некоторые виды бытовой техники, соблюдая правила безопасности;
5) Соблюдать санитарно-гигиенические требования к чистоте на кухне;
6) Знать назначение посуды и предметов кухонного инвентаря;
7) Знать и уметь готовить простые блюда под контролем взрослых;
8) Знать и уметь использовать средства для мытья посуды, последовательность мытья посуды;
9) Знать и осуществлять элементарные действия по уборке помещений и территории.
10) Знать и соблюдать правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.
Содержание учебного предмета
Работа с бумагой и картоном.
На уроках закрепляются знания обучающегося о свойствах бумаги и картона; навыки сгибания, разрывания, скатывания, разметки
бумаги с помощью мерочек и по линейке. Закрепляются приёмы складывания бумаги. Расширяются представления о работе с клеем,
инструментами. Систематически повторяются и практически закрепляются правила техники безопасности при работе с ножницами.
Обучающиеся учатся вырезыванию по различным линиям, симметричному вырезыванию. При изготовлении аппликаций, изделий,
используютсяразличные приёмы работы с бумагой. В процессе обучения, обучающиеся учатся готовить к работе своё рабочее место,
наводить порядок в конце урока; учатся оценивать свою работу и работу одноклассников.
Батик
Подготовка рабочего места. Подготовка ткани к работе. Нанесение контура рисунка на ткань. Подготовка красок. Раскрашивание
внутри контура. Уборка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при изготовлении: натягивание ткани на подрамник,
рисование эскиза, нанесение контура рисунка на ткань, раскрашивание внутри контура, сушка ткани, глаженье изделия.
Керамика
Различение свойств глины. Подготовка рабочего места. Отрезание куска глины. Разминание глины. Раскатывание глины скалкой.
Катание колбаски. Катание шарика. Набивка формы. Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка, присоединение мелких деталей,
придание фактуры). Покрытие изделия глазурью (краской). Уборка рабочего места.
Растениеводство
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив
растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье
горшков и поддонов. Выращивание лука на перо.
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву.
Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка
семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Чистка и мытье садового инвентаря.
Работа с тканью
Ручное шитье. Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной
длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями). Выполнение
шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край». Уборка рабочего места.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении салфетки: обработка краев изделия способом вытягивание нитей
(бахрома), вытягивание нитей для мерёжки, вышивание по уголкам цветов способом «вперёд иголка».
Работа с бисером
Продолжать работать с бисером, вызывать познавательный интерес к работе с бисером. Правила техники безопасности при работе с бисером,
организация рабочего места, правильное положение рук и туловища при работе. Нанизывание бусин и бисера. Закреплять приём
скручивания концов проволоки в петлю.Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Тематическое планирование учебного предмета «Профильный труд» 7 класс
Работа с бумагой и картоном (3ч.)
1.
Правила поведения на уроках труда.
Соблюдение правил техники безопасности при
работе с инструментами, клеем.
Бумага и картон. Виды бумаги (внешний вид,
свойства и назначение).
3.
Приёмы фальцовки. Сгибание листа бумаги
пополам, вчетверо;
по
диагонали .
Батик (3ч.)
2.
4.
5.
6.
по факту
№п/п
Содержание ( раздела, тема урока)
по плану
Дата
Основные виды деятельности учащихся
Знать правила поведения на уроках труда; правила техники
безопасности при работе с инструментами
Таблица «Правила техники безопасности при работе с
инструментами.
Знать назначение бумаги и картона
Картон, бумага
Уметь сгибать бумагу
бумага
Вводное занятие. Знакомство с техникой «
Батик»
Нанесение контура рисунка на ткань.
Выделение рисунка составом ( воск, контур)
Учить наносить контур на ткань
Презентация по теме урока
Учить наносить контур на ткань
Ткань, контур, рису-нок.
Подготовка красок, раскрашивание внутри
контура «Цветик- семицветик».
Учить раскрашивать контур по ткани
Ткань, краски, кисти, вода.
Керамика (3ч.)
7.
Вводное занятие. Знакомство с техникой «
Керамика» Свойства глины.
Учить отрезать кусок глины
Презентация по теме урока
Подготовка рабочего места. Отрезание куска
глины. Разминание куска глины.
9.
Отрезание куска глины. Разминание куска
глины.
Работа с тканью (3ч.)
10
Игла. Правила техники безопасности при
работе с иглой.
8.
11.
Отрезание нити определённой длины.
Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка
12.
Шитьё по проколам способом «игла вверхвниз».
Учить отрезать кусок глины
Глина, дощечки, стеки.
Знать правила техники безопасности при работе с иглой
Предметная картинка, игла,
Знать правила работы с иглой, уметь вдевать нитку в
иголку
Нитки, иголки
образец
Знать правила работы с иглой, уметь вдевать нитку в
иголку, шить по готовым проколам
Нитки, картон с проколами, иголки,
образец
Работа с бисером(4ч.)
13.
Правила техники безопасности при работе с
бисером и проволокой
14.
Нанизывание на проволоку бисера Изделие из
бисера: «Бабочка».
15.
Изделие из бисера: «Бабочка».
16.
Изделие из бисера: «Бабочка».
Растениеводство (2ч.)
Знать правила работы с бисером и проволокой
Бисер,
проволока
Знать правила работы с бисером, уметь нанизывать
пайеткии бисер
на проволоку
Бисер.
Проволока, тряпочка
Знать правила работы с бисером, уметь нанизывать бусины
и бисер
на проволоку
Бусины, бисер, проволока, тряпочка
Знать правила работы с бисером, уметь нанизывать бусины
и бисер на проволоку. Бусины, бисер, проволока, тряпочка
17.
18.
Комнатные растения. Названия. Требования к
размещению.
Полив растения, рыхление почвы.
Мытьё растений, опрыскивание растений.
Работа с бумагой и картоном (2ч.)
19
Правила техники безопасности при работе с
ножницами.
Правила пользования ножницами.
«Новогодние фонарики».
20
«Новогодняя открытка».
1Батик (1ч.)
21
Графическое изображение «Цветикасемицветика». Рисование, приближенное к
реальному.
Композиция.«Цветик-семицветик».
Оформление.
Керамика (1ч.)
22.
Катание колбаски. Катание шарика.
«Баранки к чаю». «Чашка и блюдце»
Работа с тканью (3ч.)
23.
Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя
отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя
отверстиями.
24
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
Знать условия, необходимые для жизни растений
Комнатные цветы Презентация по теме.
Знать правила ухода за растениями, уметь осуществлять
простейший уход за растениями.
Презентация по теме
Знать правила пользования ножницами и уметь правильно
пользоваться инструментами
Бумага, ножницы. Клей.
Уметь резать по намеченным линиям
Картон, ножницы. Таблица по технике безопасности
Учить раскрашивать контур по ткани, оформлять
композицию.
Презентация по теме.
Уметь катать колбаску, шарики из глины.
Глина, дощечки, стеки.
Презентация по теме.
Уметь пришивать пуговицы двумя способами знать
назначение пуговиц
Набор
пуговиц Игла, нитки
Уметь пользоваться иглой, работать по инструкции, уметь
25
Пришивание пуговиц на ножке.
закреплять работу
Набор
пуговиц Игла, нитки.
Работа с бисером (4ч.)
Правила техники безопасности при работе с
бисером и проволокой.
Изготовление объёмного изделия из бисера по
схеме. Колокольчики.
Знать правила работы с бисером и проволокой.
Бисер, бусы, проволока.
Знать правила работы с бисером и проволокой.
Бисер, бусы, проволока, схема
Изготовление объёмного изделия из бисера по
схеме. Колокольчики.
Изготовление объёмного изделия из бисера по
схеме. Колокольчики.
Растениеводство(3ч.)
30
Посадка и выращивание лука на перо в
комнатных условиях.
Знать правила работы с бисером и проволокой.
Знать правила работы с бисером и проволокой.
Бисер, бусы, проволока, схема
26
27
28
29
31
Уход за выращиванием лука на перо в
комнатных условиях.
32
Уход за комнатными растениями. Полив,
опрыскивание.
Работа с бумагой и картоном (4ч.)
33
Свойства картона. Резание картона ножницами
по овалам, по кругам разных размеров.
34
Симметричное вырезывание овощей и фруктов.
Знать условия, необходимые для жизни растений
Презентация по теме.
Почва для посадки, лук, семена, ящик.
Знать условия, необходимые для жизни растений
Презентация по теме.
Почва для посадки, лук, семена, ящик.
Знать правила ухода за растениями, уметь осуществлять
простейший уход за растениями.
Практическая работа.
Уметь резать и вырезать по линиям различной
конфигурации
Кар-тон, ножницы Таблица по технике безопасности
Уметь резать и вырезать по линиям различной
конфигурации
Кар-тон, ножницы Таблица по технике безопасности
35
Аппликация «Корзина с овощами и с
фруктами» на картоне.
36
Аппликация «Корзина с овощами и с
фруктами» на картоне.
Батик (3ч.)
38
Графическое изображение ягод «Клубника».
Рисование, приближенное к реальному.
39
«Клубника». Рисование,
приближенное к реальному.
40.
Композиция “Дары природы”. Оформление.
Керамика (2ч.)
41.
Изготовление изделия из глины «Собачка».
42.
Раскрашивать изделия краской.
Уметь чередовать фигуры овощей и фруктов, планировать
свою работу.
Заготовка корзинки, образец аппликации.
Уметь чередовать фигуры овощей и фруктов, планировать
свою работу.
Заготовка корзинки, образец аппликации.
Уметь аккуратно раскрашивать внутри контура.
Ткань, краски, кисти, вода, образец.
Уметь аккуратно раскрашивать внутри контура.
Ткань, краски, кисти, вода, образец.
Уметь катать колбаски из глины в руках, видеть части тела.
Глина, дощечки, вода, стеки, образец.
Уметь аккуратно раскрашивать.
Краски, кисти, вода, образец.
Работа с тканью(4ч.)
43
Вытаскивание нитей для бахромы по краям
салфетки.
Вышивание салфетки способом «Вперёд
иголка» по контуру рисунка.
45
Вышивание салфетки способом «Вперёд
иголка» по контуру рисунка.
46
Вышивание салфетки способом «Вперёд
иголка» по контуру рисунка.
Работа с бисером (5ч.)
47
Изготовление дерева «Клён» из крупных
пайеток в форме кленового листочка по схеме.
44
Знать правила работы с иглой, уметь медленно вытягивать
нить.
Ткань, игла. Таблица по ТБ при работе с иглой.
Знать правила работы с иглой, уметь вдевать нитку в
иголку, вышивать по контуру.
Нитки, картон с проколами,
Уметь нанизывать листочки скручивать проволоку. Знать
ТБ при работе с проволокой.
50
Изготовление дерева «Клён» из крупных
пайеток в форме кленового листочка по схеме.
Изготовление дерева «Клён» из крупных
пайеток в форме кленового листочка по схеме.
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
51
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
48
49
Растениеводство(2ч.)
52.
Приготовление почвы для рассады. Посадка
семян в горшочки для рассады.
53.
Уход, рыхление, полив растения.
Работа с бумагой и картоном( 5ч.)
Проволока, набор листочков, образец.
Знать правила работы с иглой, уметь вдевать нитку в
иголку, бисер.
Канва с рисунком, нитки. Бисер.
Знать условия, необходимые для жизни растений, уметь
осуществлять простейший уход за растениями.
Почва для рассады, горшки, семена палочки для рыхления.
54
Складывание из картона поделки «Дом».
Учить выполнять инструкцию учителя
Технологическая карта, картон готовые детали, клей.
55.
Складывание из картона поделки «заяц».
Учить выполнять инструкцию учителя
Готовые детали, клей.
56.
Складывание из картона поделки «лиса».
Учить выполнять инструкцию учителя
Готовые детали, клей.
Уметь соблюдать последовательность действий в сказке.
Знать содержание сказки.
Композиция сказки «Лиса и заяц».
Композиция сказки «Лиса и заяц».
Оформление.
Батик(2ч.)
59.
Графическое изображение «Бабочка».
Рисование, приближенное к реальному.
57
58
60.
Оформление композиции «Бабочки».
Керамика (1ч.)
61.
Оформление поделки «Собачка».
Работа с бисером (4ч.)
Уметь аккуратно раскрашивать внутри контура.
Ткань, краски кисти, вода, образец.
Знать приёмы оформления.
Ткань, краски.
Уметь доводить дело до конца.
62
63
64
65
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Уметь доводить дело до конца.
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Вышивание бисером по канве «Ветка рябины».
Растениеводство (3ч)
66.
Перекапывание почвы, рыхление почвы.
67
Уход за комнатными растениями
68
Правила ухода за растениями
Знать правила ухода за растениями, уметь выполнять
простейший уход за растениями.
Рассада, семе-на, лейки, лопаты, грабли.
Итого 68
Материально-техническое обеспечение
Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Методические пособия для учителя
Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной школе VIII вида: пособие для
учителя / В. В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2012.