РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЧЕЛОВЕК»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 2
Составитель:
Кучумова А.И.
Учитель биологии,химии
с. Малая Зоркальцева - 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени,
составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014г.;
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/ М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
4. Учебный план филиал МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»-«Малозоркальцевская СОШ»
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) филиал МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»-«Малозоркальцевская СОШ»
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит
при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными
и близкими.
Цель обучения состоит в формировании представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных
материалов;
формирование организационных умений и навыков; формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Общая характеристика учебного предмета
Уроки по предмету «Человек» проводятся 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие
условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель
подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
2
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную,
подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование,
аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
7 класс - 34 часа.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
Класс
7
Кол-во часов в неделю
1
Кол-во часов в год
34
Количество часов по четвертям
IIIчетверть
Всего за год
Iчетверть
IIчетверть
IVчетверть
9 недель –
9 ч.
7 недель –
10 недель –
8 недель –
34ч.
7 ч.
12 ч.
6ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Человек»
Формирование элементарных представлений о себе способствующих возникновению взаимодействия сдругим людьми, приобщению к
социальному миру. В социальном взаимодействии формируются представления о себе как об отдельном существе, с собственной
объективной реальностью – телом и субъективной реальностью – психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими,
ребенок начинает осознавать и понимать себя.
-формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
-представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на
фотографии, отражением в зеркале;
-представления о собственном теле;
3
-отнесение себя к определённому полу;
-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
-умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя:
принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
-умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать
о болезненных ощущениях взрослому;
-умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после
посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе
АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
● что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
● что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
● насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического
состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление
представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР,
конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
4
Содержание учебного предмета
Рабочая
программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена
тела», «Туалет»,
«Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни, поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках,
возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь
ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение содеждойиобувью» включает задачипо формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать одежду в
чистоте и порядке.
Раздел «Прием пищи» предполагает изучение продуктов питания, режима питания, обучение использованию во время еды столовых
приборов.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Учащиеся учатся соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в
семье.
Представления о себе.
Идентификация
себя. Узнавание (различение) частей тела. Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица
человека. Знание назначения частей лица. Знание строения человека. Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме
тела).Знание назначения внутренних органов. Сообщение о состоянии своего здоровья. Сообщение сведений о себе.
Гигиена тела.
Знание и соблюдение правил личной гигиены. Вытирание рук полотенцем. Сушкарук с помощью автоматической
сушилки.Вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта. Очищение носового хода. Расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Узнавание и различение
средств личной гигиены, их назначение. Соблюдение правил здорового образа жизни.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды. Знание назначения предметоводежды. Узнавание (различение) предметов обуви. Знание
назначения видов обуви. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов. Знание
назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных
уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая,
домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная). Повседневный уход за одеждой, обувью и головными уборами.
5
Туалет.
Утренний и вечерний туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете.
Прием пищи.
Режим питания.Приём пищи. Правила приёма пищи. Рацион питания. Знания в области правильного питания. Соблюдение правил
поведения за столом.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье.
Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Безопасность на улице и дома.
Тематический план 7 класс
Тема
I
Четверть
6ч.
-
Представления о себе
Гигиена тела
Обращение с одеждой и
обувью
Туалет
Приём пищи
3ч.
Семья
-
II
Четверть
III
Четверть
IV
Четверть
За год
7ч.
-
-
6ч.
7ч.
-
8ч.
-
8ч.
-
4ч.
-
6ч.
Итого
2ч.
3ч.
6ч.
34ч.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы по предмету «Человек» учебно-методическое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки,
фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того,
используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления
фотоколлажей и альбомов. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное
оборудование.
6
приложение №1
Календарно-тематическое планирование
1-2.
3.
4-5.
6.
Тема урока
Кол
-во
час
ов
№
п/п
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Формируемые представления
(умения, навыки)
Материалы и
оборудование
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания). Схема
строения
тела
человека
с
внутренними органами
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
I четверть
Представление о
себе
Моё тело. Возрастные
изменения человека.
9
6
2
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Формировать
у
учащихся
представление о себе, как о человеке.
Закрепить представления учащихся о
человеческом облике.
Строение человека.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Формировать
представления
обучающихся о строении человека,
бережного отношения к своему телу.
Сердце.
Органы
кровообращения.
2
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Дать
понятие
«внешнее»
и
«внутреннее» строение тела человека,
познакомить с частями и внутренними
органами
человека,
дать
первоначальное
представление
о
работе внутренних органов.
Сердечно
сосудистые
заболевания и
предупреждение.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Углублять
и
систематизировать
представления учащихся о факторах,
влияющих на
состояние своего
здоровья и окружающих. Формировать
интерес, эмоционально положительное
отношение к здоровому образу жизни.
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Дать представление о необходимости и
важности
регулярного
питания,
соблюдения режима питания.
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Познакомить с правилами поведения за
столом, совершенствовать умения по
подготовке стола к приему пищи.
–
их
7-8.
Прием пищи
Значение
питания.
Пищевые продукты.
3
2
9.
Культура поведения
за столом.
1
7
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
Планируемые
сроки
практические задания).
II четверть
Гигиена тела
Особенности личной
гигиены в жизни
подростка.
7
7
2
12.
Предметы
гигиены.
личной
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
1314.
Кожа и ее роль в
жизни человека. Уход
за кожей.
2
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
1516.
Вредные привычки и
их
влияние
на
здоровье человека.
2
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
17.
III четверть
Туалет
Утренний туалет.
10
2
1
18.
Вечерний туалет.
1
1011.
Обращение с
одеждой и обувью
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Формировать привычку следить за
своим внешним видом, самостоятельно
умываться, мыть руки с мылом перед
едой, по мере загрязнения, после
пользования туалетом и т.д. Довести до
сознания
учащихся
важность
соблюдения гигиенических процедур.
Закреплять
знания
учащихся
о
предметах личной гигиены: расчёска,
мыло, полотенце, зубная щётка,
мочалка, носовой платок и навыках их
использования.
Формировать
у
учащихся
представление об особенностях кожи,
волос, о гигиене тела; продолжать
формировать практические навыки
ухода за своим телом
Расширить представления учащихся о
правилах личной гигиены, отдыха,
рационального питания, закаливания,
двигательном режиме.
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Формировать у учащихся умения и
желания следить за чистотой своего
тела. Развить умения последовательно
выполнять
процедуры
утреннего
туалета.
Формировать у учащихся умения и
желания следить за чистотой своего
тела. Развить умения последовательно
выполнять процедуры
вечернего
туалета.
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
8
8
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
19.
Стиль
одежды.
Назначение.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Формировать умение различать виды
одежды; расширить представление
учащихся об уходе и использовании
одежды.
20.
Уход за одеждой.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Формировать умение различать виды
одежды; расширить представление
учащихся об уходе и использовании
одежды.
21.
Стиль
Назначение.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
22.
Уход за обувью.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
23.
Головные
Назначение.
уборы.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
24.
Уход за головными
уборами.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
25.
Личные вещи. Уход
за личными вещами.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Закрепить
и
обобщить
знания
учащихся об обуви. Учить различать
обувь по виду и назначению, подбирать
обувь по сезону, определять, из чего
изготовлена обувь, знать правила ухода
за обувью.
Закрепить
и
обобщить
знания
учащихся об обуви. Учить различать
обувь по виду и назначению, подбирать
обувь по сезону, определять, из чего
изготовлена обувь, знать правила ухода
за обувью.
Расширить и уточнить представления
учащихся о видах и назначении
различных головных уборов;расширить
представление учащихся об уходе за
головными уборами.
Расширить и уточнить представления
учащихся о видах и назначении
различных головных уборов;расширить
представление учащихся об уходе за
головными уборами.
Развивать умение содержать в порядке
свои вещи и одежду. Формировать
навыки самообслуживания.
26.
Выбор одежды и
обуви в соответствии
с назначением.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
обуви.
Формировать
соответственно
требованиям.
9
умения
одеваться
гигиеническим
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
27.
IV четверть
Семья
Российская семья.
6
6
2
28.
Семейные отношения
29.
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Обобщать и уточнять знания учащихся
о семье, о том, кто такие родные;
формировать представление о составе
семьи, используя модели.
2
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Распределение
обязанностей
по
ведению хозяйства,
бюджета.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
3031.
Организация досуга и
отдыха в семье.
1
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
3234.
Безопасность дома.
2
Слушание объяснений учителя.
Выполнение
дидактических
заданий. Просмотр презентации и
видеоматериалов.
Формировать
у
учащихся
представления о добром, заботливом,
уважительном
отношении
членов
семьи друг к другу. Учить определять
свою социальную роль в семье и
определять социальные роли других
членов семьи.
Формировать
представление
о
профессиональной
деятельности
членов
семьи.
Сформировать
у
учащихся
реалистические
представления
о
мотивах
и
результатах, которые движут людьми в
труде.
Формировать
представление
о
досуговой деятельности членов семьи.
Знакомить учащихся с различными
семейными
традициями;
совершенствовать знания о семейном
досуге.
Формировать у учащихся навыки
безопасного поведения дома. Закрепить
представления учащихся о правилах
безопасного поведения в различных
ситуациях. Закрепить у учащихся
представление об опасных для жизни и
здоровья предметах, с которыми они
встречаются
в
быту,
об
их
необходимости для человека,
о
правилах пользования ими.
10
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
Карточки,
сюжетные
и
предметные
картинки,
пиктограммы.
Интерактивное
оборудование
(презентации,
практические задания).
11