Приложение 5
к ОПП НОО МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начальное общее образование
на 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Назначение
плана
внеурочной
деятельности —
психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
План внеурочной деятельности МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» реализует
основную образовательную программу начального общего образования и сформирован в
соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения
Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС начального общего образования);
3.Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 г.N 372 "Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования"( с изменениями от
19.03.2024 г приказ №171)
4.Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
6.Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.368521);
7.Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические
рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
8. Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871 от
17.06.2022 г. «Об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном»;
9.Уставом МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»;
10.Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ».
План внеурочной деятельности составлен
в соответствии с федеральной
образовательной программой начального общего образования и ООП НОО МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ».
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью обязательной частью образовательной деятельности в МАОУ «Нижнеаремзянская
СОШ». МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Под внеурочной деятельностью
следует
понимать
образовательную
деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учетом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией. Осуществляемую в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, секции,
хоровые студии, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
спортивные клубы, общественно-полезные практики и другое.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального
общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной
организации.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации ООП НОО МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» определяет
сама организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школа может использовать
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта).
Для этого заключаются договоры с учреждениями дополнительного образования.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения образовательная организация учитывает:
- особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
- результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы
и трудности их учебной деятельности;
- возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности
информационно-образовательной
среды
образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования используются через реализацию модели плана с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности.
План внеурочной деятельности включает в себя следующие направления:
- информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности;
- занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся;
- занятия, направленные на реализацию профориентационных интересов;
- занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей
обучающихся включая занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных
предметов или модулей;
- занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов;
- занятия, направленные на развитие социальной активности;
- воспитательные мероприятия класса и школы.
План внеурочной деятельности включает в себя две части: часть, рекомендуемая для всех
обучающихся и вариативная часть.
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусмотрена часть,рекомендуемая для всех
обучающихся:
1
час
в
неделю
–
на
информационно-просветительские
занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок); внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине- России, населяющим её
людям, её уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней
позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры
о важном»- разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
понимаем сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением
к собственным поступкам.
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1час в неделю- воспитательные мероприятия класса и школы в рамках рабочей программы
воспитания и плана классного руководителя.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей,
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в
школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах);
часы, отведенные на занятия, направленные на развитие социальной активности («Орлята
России»).
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской
Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 №
ТВ2859/03 МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» реализует третий час физической
активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках
дополнительного образования детей, а также через курсы внеурочной деятельности
«Подвижные игры».
Направления и цели внеурочной деятельности
Направления и цели внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Данное направление
реализуется через кружок в 1-4 классах «Подвижные игры»,
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к
самообразованию.
"Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Выбор направления внеурочной деятельности
Обучающиеся (их законные представители) имеют право выбора программ
внеурочной деятельности в рамках каждого направления. Выбор программ
осуществляется на основе результатов анкетирования. Каждый обучающийся и его
родители (законные представители) выбирают наиболее интересные для ребёнка
направления, которые отвечают его внутренним потребностям, помогает удовлетворить
образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои
таланты, способности.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня. Обучающимся предоставляется возможность
посещать занятия
спортивных секциях, кружках в учреждениях и отделениях
дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей
(законных представителей) обучающихся.
Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества
занятий внеурочной деятельности не допускается.
На одного обучающегося может приходиться до 10 часов в неделю. Количество
человек в группах – не менее 5 человек. В малокомплектных классах возможна меньшая
наполняемость при совмещенных классах-комплектах.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35 минут. Для
обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия
внеурочной деятельности не превышает 30 минут, а во втором полугодии – 35 минут.
Реализуется программа за счет линейных курсов. На их изучение установлено
определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой .
Преподавательский состав имеет педагогическое образование и курсы повышения
квалификации по ФГОС.
Администрация осуществляет контроль за реализацией образовательной программы
НОО, в том числе и внеурочной деятельности.
МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» самостоятельно разрабатывает и утверждает:
1.План внеурочной деятельности;
2. Режим внеурочной деятельности;
3. Рабочие программы внеурочной деятельности;
4.Расписание занятий внеурочной деятельности.
Предусмотрено дистанционное сопровождение программ на случай неблагоприятной
эпидемиологической обстановки.
Учет занятий внеурочной деятельности
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими
работниками, ведущими занятия. Для этого в МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности в соответствии с
рабочими программами курсов внеурочной деятельности, в которые вносятся списки
обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий
вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися
класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной
инструкцией.
Формы организации внеурочной деятельности
Выбор форм организации внеурочной деятельности осуществляется с учетом
следующих требований:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные курсы и факультативы;
- художественные, музыкальные и спортивные студии;
- соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования;
- общественно полезные практики и другие.
Оценивание результатов курсов внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной
деятельности.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания
результатов освоения курса. Оценивание происходит по итогам периода обучения
(четверть, учебный год); может быть реализовано через проведение творческих вечеров,
постановку спектаклей, организацию тематических мероприятий и выставок, а также
работу с портфолио обучающегося, что позволяет решать задачи воспитания, выявление и
развитие индивидуальных творческих способностей ребенка, ведет к повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, развитию дальнейшего творческого роста.
План внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов
МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ»
направления
учебные курсы
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая творческая
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
"Учение с увлечением!"
Подвижные игры
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1
1
1
1
Я -исследователь
1
1
1
1
«Разговор о важном»
«Орлята России»
Школьный театр
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тропинка
в
мир 1
профессий
Предметные недели
1
1
1
1
1
1
1
Функциональная
грамотность
1
1
1
2
2
10
10
1
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
реализация
рабочей Соревновательные
2
2
программы воспитания
мероприятия,
экскурсии, проектная
деятельность,
общественнополезная
практика,
КТД и т.д.
итого
10
10
План внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов
Филиал МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» -«Надцынская СОШ»
Филиал МАОУ «Нижнаеремзянская СОШ» -«Башковская НОШ»
направления
учебные курсы
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая творческая
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
"Учение с увлечением!"
Подвижные игры
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1
1
1
1
Я -исследователь
1
1
1
1
«Разговор о важном»
«Орлята России»
Школьный театр
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тропинка
в
мир 1
профессий
Предметные недели
1
1
1
1
1
1
1
Функциональная
грамотность
1
1
1
2
2
10
10
1
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
реализация
рабочей Соревновательные
2
2
программы воспитания
мероприятия,
экскурсии, проектная
деятельность,
общественнополезная
практика,
КТД и т.д.
итого
10
10
План внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов
Филиал МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» -«Малозоркальцевская СОШ»
направления
учебные курсы
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая творческая
деятельность
Информационная
культура
Интеллектуальные
марафоны
"Учение с увлечением!"
Подвижные игры
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1
1
1
1
Я -исследователь
1
1
1
1
«Разговор о важном»
«Орлята России»
Изостудия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тропинка
в
мир 1
профессий
Предметные недели
1
1
1
1
1
1
1
Функциональная
грамотность
Робототехника
1
1
1
1
1
1
1
1
10
10
1
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
реализация
рабочей Соревновательные
2
1
программы воспитания
мероприятия,
экскурсии, проектная
деятельность,
общественнополезная
практика,
КТД и т.д.
итого
10
10