Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнеаремзянская средняя общеобразовательная школа»
Программа коррекционной
работы
основного общего образования
Оглавление
1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при
получении основного общего образования .........................................................................3
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных
направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми
образовательными потребностями основной образовательной программы
основного общего образования ...............................................................................................5
2.
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая
комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения
основной образовательной программы основного общего образования ....................6
3.
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной
тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
специаль ной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, других образовательных организаций и
институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности ................................................................................................... 13
4.
5.
Планируемые результаты коррекционной работы ................................................... 14
Программа коррекционной работы (ПКР) является структурным компонентом
основной образователь ной программы МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ». ПКР
разрабатывается для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ).
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и(или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой,
а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с
другими уровнями образования (началь ным, средним); учитывает особые
образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными,
проявляются в разной степени при каждом типе нарушения у обучающихся с ОВЗ.
Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и
потребностей более высокого уровня, необходимых для даль нейшего обучения и
успешной социализации.
ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования.
На начало 2019-2020 учебного года в МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» с
филиалами обучается 336 обучающихся.
В основной школе обучается – 120 человек, в том числе 22 обучающихся с
ОВЗ, 5 учеников обучается на дому.
1. Цели и задачи программы коррекционной работы с
обучающимися при получении основного общего
образования
Цель программы коррекционной работы заключается в определении
комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи
обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной
программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики
производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социальнопсихологической адаптации личности ребенка.
Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы
начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи:
определение особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
определение оптимальных специальных условий для получения
основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных,
познавательных, коммуникативных способностей;
разработка
и
использование
индивидуаль но-ориентированных
коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения
школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей;
реализация
комплексного
психолого-медико-социаль ного
сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического
консилиума образовательной организации(ПМПк));
реализация комплексной системы мероприятий по социальной
адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля
в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;
осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности,
доступности, последователь ности, наглядности и др.) возможно адаптировать с
учетом категорий обучаемых школьников.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению
и коррекции нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов
различного профиля в решении проблем этих детей;
принцип соблюдения интересов ребенка – специалист призван решать
проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
принцип обходного пути – формирование новой функциональной
системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить
комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную
работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог,
медицинские работники, социальный педагог и др.);
принцип непрерывности – гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы
или определения подхода к её решению;
принцип вариативности предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми с ОВЗ;
принцип рекомендательного
характера оказания
помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми
образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование
с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
2. Перечень и содержание индивидуально
ориентированных коррекционных направлений работы,
способствующих освоению обучающимися с особыми
образовательными потребностями основной
образовательной программы основного общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционноразвивающее,
консультативное,
информационно-просветительское
–
раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности
МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Диагностическая работа включает в себя:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего
образования;
проведение
комплексной
социально-психолого-педагогической
диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с
ОВЗ;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой
сфер и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребенка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с
ОВЗ;
мониторинг динамики развития, успешности освоения
образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
разработку
и
реализацию
индивидуально
ориентированных
коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов
и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся с ОВЗ;
организацию
и
проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоциональ новолевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование
адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных
состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
совершенствование навыков получения и использования информации
(на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и
адаптации в реаль ных жизненных условиях;
социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает в себя:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников
образовательных отношений;
консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с
ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и
места
обучения
в
соответствии с
профессиональными
интересами,
индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя:
информационную
поддержку
образовательной
деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей
(законных представителей), педагогических работников;
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательных отношений – обучающимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
(законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических
особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
3. Система комплексного психолого-медикосоциального сопровождения и поддержки обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, включающая
комплексное обследование, мониторинг динамики развития,
успешности освоения основной образовательной программы
основного общего образования
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка
обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной
организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным
педагогом, учителем-логопедом), регламентируются локальными нормативными
актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом.
Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в
образовательной организации осуществляются медицинским работником
(медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений
работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в
сопровождении школьников с ОВЗ. Так, медицинский работник может участвовать
в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуаль ного
образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и
родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь
(купирует приступ эпилепсии, делает инъекции (инсулин) и др.). Медицинский
работник, являясь сотрудником профиль ного медицинского учреждения,
осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Социально-педагогическое
сопровождение
школь ников
с
ОВЗ
в
общеобразовательной организации осуществляется социальным педагогом.
Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех
обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для
школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный
педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей
школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи;
выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает
социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении
конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы
подростков с ОВЗ. Социальный педагог участвует в проведении профилактической
и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов
школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов.
Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет
классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со
школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со
школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления
специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде
информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог
взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителемлогопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником,
а также с родителями (их законными представителями), специалистами
социальных служб, органами исполнительной власти по за щите прав детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в
рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагогпсихолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности
школьников с ОВЗ. Работа организовывается индивидуально и в мини-группах.
Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в
проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой
сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении
социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным
педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической
профилактике, направленной на сохранение, укрепление
и развитие
психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог осуществляет работу с
педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с
обучением и воспитанием учащихся. В течение года педагог-психолог (психолог)
осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и
педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих
семинаров и тренингов.
В реализации диагностического направления работы могут принимать
участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце
учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в
конце учебного года).
Данное направление реализуется ПМПк.
В МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» СОШ создан психолого-медикопедагогический
консилиум (ПМПк), который является одной из форм
взаимодействия специалистов
образовательной
организации,
объединяющихся
для
психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Задачами ПМПк являются:
выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в
образовательной организации) диагностика отклонений в развитии;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов;
выявление резервных возможностей развития;
определение характера, продолжительности и эффективности
специаль ной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ» возможностей;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное
развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Консилиум объединяет информацию об отдель ном ребенке, которой
владеют учителя, классные руководители, педагог-психолог, социаль ный
педагог. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую
педагогическую стратегию работы с отдель ным учеником. Психолого-медикопедагогический консилиум консультирует всех участников образовательных
отношений - обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов по вопросам
профилактики, а также организации помощи и педагогической поддержки
детям, готовит документы на районную ПМПК в случае неясного диагноза
или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании
ребенка с ОВЗ.
В состав ПМПк входят:
заместители директора школы по учебно-воспитательной и
воспитательной работе;
классные руководители (в начальной школе – основные учителя);
педагог-психолог;
социальный педагог;
медицинский работник
учителя русского языка;
учителя математики.
ПМПк проводится:
в соответствии с планом работы школы;
по результатам обследования (психологической диагностики);
по запросу учителя;
по запросу педагога-психолога;
по запросу родителей (законных представителей);
по запросу социального педагога;
по запросу медицинского работника школы.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем,
связанных с освоением основной образовательной программы.
Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута;
преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития
ребенка.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка
различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем
знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в
обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог
отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.
В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться
желаемых результатов, он обращается к специалистам.
В содержание исследования ребенка входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты
жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления,
а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и
анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на
развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые
заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность
(психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья,
среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка
(чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения
мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей
психического развития детей.
6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные
о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его
резервные возможности. 7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.
Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психологопедагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе
с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в
знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной
деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы
специаль ные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником
и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется
комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с
указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на
предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок,
проведение своевременных лечебно-оздоровитель ных мероприятий.
Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка
Изучение
Где и кем
Содержание работы
ребенка
выполняется
работа
Медицинское
Выявление состояния физического и
Медицинский
психического здоровья. Изучение
работник, педагог.
медицинской документации: история
развития ребенка, здоровье родителей. Наблюдения во
время занятий, на
Физическое состояние учащегося;
переменах, во время
изменения в физическом развитии
игр и т. д. (педагог).
(рост, вес и т. д.); нарушения движений
Обследование
(скованность, расторможенность,
ребенка врачом.
параличи, парезы, стереотипные и
Беседа врача с
навязчивые движения); утомляемость;
родителями.
состояние
анализаторов.
Обследование
актуального уровня
Наблюдение за
Психологическое
Социально–
педагогическое
психического развития, определение
зоны ближайшего развития.
Внима ние : устойчивость,
переключаемость с одного вида
деятельности на другой, объем,
работоспособность.
Мышление : визуальное (линейное,
структурное); понятийное (интуитивное,
логическое); абстрактное, речевое,
образное.
Память: зрительная, слуховая,
моторная, смешанная. Быстрота и
прочность запоминания;
индивидуальные особенности;
моторика; речь.
Семья ребенка: состав семьи, условия
воспитания.
Умение учиться: организованность,
выполнение требований педагогов,
самостоятельная работа,
самоконтроль. Трудности в овладении
новым материалом.
Мотивы учебной деятельности:
прилежание, отношение к отметке,
похвале или порицанию учителя,
воспитателя.
Эмоционально-волевая сфера:
преобладание настроения ребенка;
наличие аффективных вспышек;
способность к волевому усилию,
внушаемость, проявления негативизма.
Особенности личности: интересы,
потребности, идеалы, убеждения;
ребенком на
занятиях и во
внеурочное время
(учитель).
Специальный
эксперимент
(психолог).
Беседы с ребенком,
с родителями.
Наблюдения за
речью ребенка на
занятиях и в
свободное время.
Изучение
письменных работ
Посещение
(учитель). семьи
ребенка (учитель,
социальный
педагог).
Наблюдения во
время занятий,
изучение работ
ученика (педагог).
Анкетирование по
выявлению
школьных
трудностей
(учитель).
Беседа с
родителями и
учителямипредметниками.
наличие чувства долга и
ответственности. Соблюдение правил
поведения в обществе, школе, дома;
взаимоотношения с коллективом: роль
в коллективе, симпатии, дружба с
детьми, отношение к младшим и
старшим товарищам. Нарушения в
поведении: гиперактивность,
замкнутость, аутистические
проявления, обидчивость, эгоизм.
Уровень притязаний и самооценка
Специальный
эксперимент
(педагог-психолог).
Анкета для
родителей и
учителей.
Наблюдение за
ребенком в
различных видах
деятельности
Коррекционно-развивающий модуль
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности
(ежедневно);
● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным
психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ
при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где
отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с
родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального
развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося
(вместе с членами ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их
ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения,
направления коррекционной работы;
● контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы
тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
● ведение документации на детей с ОВЗ;
● организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение
следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений)
выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений
сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за
речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его
словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного
возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы,
операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания,
памяти, восприятия.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию ребенка.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей
ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным,
так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику
субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В
дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально
возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать
сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
Лечебно-профилактический модуль
Модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий;
осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом
дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно-профилактических
действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению
врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение
режима дня, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с
перевоплощением, особые
приемы
психотерапевтической работы
при
прослушивании сказок, рисовании,
использование
здоровьесберегающих
технологий на уроках и во внеурочной деятельности).
Социально-педагогический модуль
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов.
Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной
группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в
комплексе
проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–
консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать
работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с
учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может
провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов
возможна на курсах повышения квалификации на семинарах–практикумах, курсах
переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном
образовании».
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня
родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и
обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях специалистами,
на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует
постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым
разработку системы началь ной, текущей и итоговой диагностики по годам
обучения.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и
их
адресность
создают
необходимые
предпосылки
для
устранения
дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационноаналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и
их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на
предмет соответствия требованиям программнометодического обеспечения,
материально-технической и кадровой базы организации.
Этап
планирования, организации, координации
(организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является
особым
образом
организованная
образовательная
деятельность,
имеющая
коррекционноразвивающую
направленность,
и
процесс
специального
сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных)
условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
Этап диагностики коррекционноразвивающей образовательной среды
(контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап
регуляции
и
корректировки
(регулятивнокорректировочная
деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с ОВЗ,
корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей).
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся
является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов
образовательной организации, представителей администрации и родителей
(законных представителей).
Реализация
системы
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание
специаль ных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических,
программно-методических,
материально-технических,
информационных
(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
При отсутствии необходимых условий МАОУ Кутарбитская СОШ может
осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-социального
сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого
взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями;
центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
образовательными организациями, реализующими адаптированные основные
образовательные программы и др.
4. Механизм взаимодействия, предусматривающий
общую целевую и единую стратегическую направленность
работы с учетом вариативно-деятельностной тактики
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
специальной психологии, медицинских работников
организации, осуществляющей образовательную
деятельность, других образовательных организаций и
институтов общества, реализующийся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности
Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной
урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной
программы. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить
коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается
и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с
помощью специальных методов и приемов.
Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в
группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по
специаль ным предметам.
В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со
специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по
индивидуально ориентированным коррекционным программам.
Во внеучебной внеурочной
деятельности
коррекционная
работа
осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования
разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и
др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами
с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
разрабатываются индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ
осуществляется педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной
поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.
При реализации содержания коррекционной работы зоны ответственности
распределяются между учителями и разными специалистами, описываются их
согласованные действия (план обследования детей с ОВЗ, особые
образовательные потребности этих детей, индивидуальные коррекционные
программы, специальные учебные и дидактические, технические средства
обучения, мониторинг динамики развития и т. д.). Обсуждения проводятся на ПМПк
образовательной организации, методических объединениях рабочих групп и др.
Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи
ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов
(учителя, социаль ный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и
специалистов
(учитель-логопед,
учитель-дефектолог
(олигофренопедагог,
тифлопедагог, сурдопедагог), педагог-психолог, медицинский работник) внутри
образовательной организации; в сетевом взаимодействии в многофункциональ ном
комплексе
и
с
образовательными
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность.
Взаимодействие включает в себя следующее:
комплексность в определении и решении проблем обучающегося,
предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
обучающегося;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития
и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональноволевой и личностной сфер ребенка.
5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований
к результатам, определенным ФГОС ООО.
Планируемые
результаты
коррекционной
работы
имеют
дифференцированный характер и могут определяться индивидуаль ными
программами развития детей с ОВЗ.
В зависимости от формы организации коррекционной работы
планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные,
предметные).
В
урочной
деятельности
отражаются
предметные,
метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и
метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося
в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к
собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с
учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий,
направленных
на
анализ
и
управление
своей
деятельностью;
сформированность
коммуникативных
действий,
направленных
на
сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем –
овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей;
подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей
с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдель ным учебным предметам
(умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие
их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной
ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя
описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в
рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также
обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их
предыдущих индивидуаль ных достижений, а не в сравнении с успеваемостью
учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих
оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его
портфеля достижений.
Планируемые результаты коррекционного работы
1. Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования.
2. Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство МАОУ
«Нижнеаремзянская СОШ».
3. Социализация в социуме в МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» и за его
пределами.
Критерии оценки ожидаемых результатов
1. Достижение наилучших для данных условий результатов.
2. Повышение уровня реальных возможностей каждого ребенка с
дальнейшей ориентацией на формы продолжения образования.
3. Длительность сохранения учащимися умственной работоспособности.
4. Обеспечение условий коррекции недостатков учебной деятельности.
Диагностический инструментарий
анкетирование родителей, педагогов;
диагностика УУД учащихся;
диагностика работоспособности, мотивации обучающихся;
промежуточная диагностика (изменение результатов).