Положение
о зачётно-накопительной системе повышения квалификации педагогических
и руководящих работников образовательных организаций Тюменской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о зачётно-накопительной системе повышения
квалификации педагогических и руководящих работников образовательных
организаций (далее по тексту - Положение) определяет основные цели, задачи,
характеристику индивидуальной программы повышения квалификации и
устанавливает порядок:
- осуществления индивидуального образовательного маршрута повышения
квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций (далее –
слушатели),
- взаимодействия органов управления образованием, методических служб,
организаций дополнительного профессионального образования(далее - УДПО),
организаций предоставляющих услуги по повышению квалификации (далее по
тексту - иные организации), образовательных организаций (далее – ОО) и самих
педагогов и руководителей ОО в организации образовательного процесса;
- документального оформления результатов повышения квалификации
слушателей в зачётно-накопительной книжке.
1.2. Зачётно-накопительная система повышения квалификации вводится с
целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования в
соответствии с современными требованиями и на основе диагностики уровня
развития профессиональных компетенций слушателей.
Данный формат работы позволяет решать следующие задачи:
осуществлять выбор оптимального маршрута организации повышения
квалификации индивидуально для каждого слушателя в соответствии с его
желаниями и возможностями;
формировать вариативное содержание образовательных мероприятий в
зависимости от профессиональных потребностей слушателей;
расширять профессиональный опыт и стимулировать профессиональную
активность педагогов и руководителей образовательных учреждений;
повышать мотивацию к профессиональному росту;
обеспечивать переход на реализацию персонифицированной модели
повышения квалификации слушателей.
1.3. Зачётно-накопительная система отвечает собственным образовательным
потребностям слушателей и представляет собой суммирование результатов:
- усвоения слушателем учебных программ, реализуемых учреждениями
дополнительного профессионального образования и иными организациями;
- самообразования и саморазвития в ходе реализации различных научнопрактических, экспериментальных (апробационных) образовательных проектов,
опытно-экспериментальной деятельности в рамках муниципальных или
региональных (федеральных) пилотных площадок, имеющих подтверждение в
форме экспертного заключения и согласованных региональным (муниципальным)
органом управления образованием, курирующим данную работу;
1
- развития профессиональных компетенций слушателя в ходе участия или
самостоятельного проведения мероприятий обучающей и развивающей
направленности
(семинары,
конференции,
совещания,
стажировки,
профессиональные конкурсы и др.).
Перечень мероприятий, которые могут войти в индивидуальную программу
повышения квалификации, реализуемую в рамках зачётно-накопительной системы,
ежегодно утверждается департаментом образования и науки Тюменской области.
Объём часов при реализации слушателем мероприятий по самообразованию и
саморазвитию профессиональных компетенций определяется куратором –
специалистом (методистом) органа управления образованием и зависит от
количества мероприятий, направленных на обобщение и распространение
передового опыта работы, включая разработку методических рекомендаций,
пособий.
Все освоенные слушателем образовательные курсы, семинары, другие
мероприятия, подтвержденные выдачей документов установленного образца
(справка, свидетельство, аттестат, сертификат, удостоверение), фиксируются по
согласованию с курирующим специалистом (методистом) органа управления
образованием в зачётно-накопительной книжке (см. раздел 4 Положения).
1.4. Реализация зачётно-накопительной системы повышения квалификации
является обязательной для педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих
основные образовательные программы общего и дошкольного образования, а также
организаций начального и среднего профессионального образования, находящихся в
ведении Тюменской области.
2. Порядок
формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута
по повышению квалификации с использованием
зачётно-накопительной системы
2.1. Подбор и реализация индивидуальной программы повышения
квалификации составляет характеристику индивидуального образовательного
маршрута (далее – ИОМ), в котором фиксируется перечень инвариантных и
вариативных учебных курсов, образовательных модулей, которые предстоит
освоить работнику образования в соответствии с выбранным направлением
повышения квалификации, и других мероприятий, обозначенных в пункте 1.3.
Положения с указанием тематики содержания, количества часов, предполагаемых
форм и сроков реализации, а также УДПО, реализующих данные программы, и
иных организаций, оказывающих аналогичные услуги.
2.2. ИОМ формируется слушателем самостоятельно по согласованию с
педагогом – наставником и/или руководителем (заместителем руководителя) ОО и
утверждается специалистом (методистом) муниципальной методической службы
(далее – ММС) или муниципального органа управления образованием (примерная
форма ИОМ прилагается).
2.3. Координацию последовательности освоения слушателем учебных
программ, реализации других мероприятий в рамках ИОМ, а также
2
информирование ММС о его прохождении осуществляют администрация
образовательной организации и слушатель.
3. Характеристика
индивидуальной программы повышения квалификации,
реализуемой в рамках зачётно-накопительной системы
3.1. Индивидуальная программа повышения квалификации, реализуемая в
рамках зачётно-накопительной системы, формируется в рамках непрерывного
повышения квалификации на основе диагностики
уровня развития
профессиональных компетенций слушателя для преодоления затруднений,
выявляемых в ходе диагностирования, и обеспечения постоянного методического
сопровождения, ориентированного на оказание своевременной практической
помощи каждому педагогу и поддержку прогрессивных инициатив
педагогического сообщества в целом.
Индивидуальная программа повышения квалификации рассматривается как
совокупность учебных программ и других мероприятий, обозначенных в пункте
1.3. Положения и выбранных слушателем в логике актуального направления
повышения квалификации с целью преодоления имеющихся профессиональных
затруднений и стимулирования активного профессионального развития.
3.2. Конструирование индивидуальной программы повышения квалификации
слушателя предполагает включение в её состав мероприятий теоретического и
практического содержания инвариантной и вариативной частей.
3.2.1. В качестве теоретической части предлагается освоение учебных
программ надпредметного и предметного тематических учебных курсов,
посвященных фундаментальным проблемам развития современного образования
(педагогики) в целом и современного содержания конкретного предмета,
психолого-педагогической теории, нормативно-правовой базы.
Учебная программа как самостоятельная часть в составе индивидуальной
программы повышения квалификации является обязательным элементом в
зачётно-накопительной системе и может реализовываться на базе организаций,
указанных в пункте 1.1. Положения в очной, очно-заочной, дистанционной
формах.
При этом в соответствии с категорией слушателей, УДПО, иными
организациями,
реализующими
данные
программы,
определяются
и
представляются на согласование в департамент образования и науки Тюменской
области (далее – ДОН) инвариантная (не более 30% от общего объёма учебной
программы) и вариативная части.
3.2.2. В качестве практической части индивидуальной программы повышения
квалификации может служить участие или самостоятельное проведение
мероприятий
обучающей
и
развивающей
направленности
(семинары,
конференции, совещания, профессиональные конкурсы и др.), а также
обязательные стажировки на базе образовательных организаций, утверждённых
ДОН в качестве стажировочных площадок.
Объём часов определяется по факту реализации мероприятия и
подтверждается справкой органа управления образованием, выступающего
организатором мероприятия.
3
3.3. Итогом освоения индивидуальной программы повышения квалификации
должна быть защита проектов, направленных на решение конкретных задач и
выбор оптимальных методов и технологий деятельности в условиях реальной
педагогической практики работы каждого слушателя.
Защита проектов может проводиться как на базе УДПО, иных организаций,
так и непосредственно в ОО. Формат защиты определяется куратором ММС на
основе рекомендаций, полученных по итогам диагностирования уровня развития
профессиональных компетенций слушателя.
3.4. Индивидуальная программа повышения квалификации формируется
совместно педагогом, наставником и/или руководителем (заместителем
руководителя), специалистом (методистом) органа управления образованием и
характеризует
организационно-педагогические
условия,
педагогические
технологии, применяемые для её реализации.
3.5. Содержание мероприятий индивидуальной программы повышения
квалификации фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте и
согласовывается с руководителем образовательной организации.
Срок реализации индивидуальной программы повышения квалификации
может варьироваться в зависимости от потребностей слушателей и составлять до 3
месяцев.
В
случае
необходимости
допускается
корректировка
перечня
запланированных мероприятий.
3.6. По факту освоения индивидуальной программы повышения
квалификации слушатель проходит процедуру диагностики уровня развития
профессиональных компетенций и на основе анализа данной диагностики с учётом
полученных рекомендаций осуществляется формирование нового спектра
мероприятий индивидуальной программы повышения квалификации.
3.7. Учебные программы и другие мероприятия, входящие в состав
индивидуальных программ повышения квалификации, разрабатываются УДПО,
иными организациями, муниципальными методическими службами (ММС).
4. Зачётно-накопительная книжка слушателя
4.1. Зачётно-накопительная книжка слушателя представляет собой документ,
в котором последовательно отражаются все мероприятия индивидуального
образовательного маршрута в рамках зачётно-накопительной системы повышения
квалификации, предусмотренные пунктом 1.3. Положения.
4.2. Типовая форма зачётно-накопительной книжки является единой для всех
слушателей, принимающих участие в реализации зачётно-накопительной системы
повышения квалификации (приложение 2 к настоящему Положению).
4.3. Записи могут вноситься согласно решения муниципального органа
управления образованием руководителями (заместителями руководителей) ОО
и/или специалистами (методистами) муниципальной методической службы на
основании
предоставленных
слушателем
подтверждающих
документов
установленного образца (сертификат, справка, аттестат, свидетельство и др.).
4.4. Зачётно-накопительная книжка должна быть представлена слушателем
по запросу ДОН, ТОГИРРО, ММС для проведения анализа и/или экспертизы
4
эффективности
реализации
зачётно-накопительной
системы
повышения
квалификации.
4.5. В случае утраты зачётно-накопительной книжки слушателю выдаётся
дубликат, записи в котором восстанавливаются на основании предоставленных
слушателем соответствующих подтверждающих документов.
5. Порядок взаимодействия
органов управления образованием, методических служб, образовательных
организаций и слушателей при реализации зачётно-накопительной системы
повышения квалификации
5.1. Департамент образования и науки Тюменской области (ДОН):
- ежегодно в срок до 01 декабря текущего года формирует на основе
предложений УДПО, ММС, ОУ и доводит до сведения слушателей перечень
курсов, семинаров, предлагаемых УДПО и иными организациями, других
мероприятий, которые могут быть учтены в рамках зачётно-накопительной
системы повышения квалификации;
- координирует работу и консультирует по организационно-методическим
вопросам все субъекты реализации зачётно-накопительной системы повышения
квалификации;
- согласовывает и утверждает проведение региональных мероприятий,
направленных на повышение профессиональной компетентности слушателей;
- ежегодно отслеживает и анализирует итоги проведения диагностики уровня
развития профессионально-педагогической компетентности руководителей и
педагогов ОУ и результаты реализации ИОМ слушателей;
- формирует на основе анализа результативности мероприятий,
направленных на реализацию зачётно-накопительной системы повышения
квалификации, рекомендации для ОУ, ММС, УДПО, иных организаций;
- учитывает результаты вышеназванного анализа при формировании перечня
и содержания мероприятий по повышению квалификации;
- принимает управленческие решения по развитию наиболее эффективных
способов и форматов проводимых мероприятий;
- проводит совместно с ММС, УДПО, иными организациями экспертизу
эффективности реализуемых слушателями ИОМ.
5.2.
Тюменский
областной
государственный
институт
развития
регионального образования (далее – ТОГИРРО):
- направляет предложения в перечень курсов, семинаров, других
мероприятий, предусмотренных зачётно-накопительной системой повышения
квалификации;
- координирует работу ММС по реализации зачётно-накопительной системы
повышения квалификации;
- проводит по заявкам ММС и по итогам реализуемых курсовых
мероприятий по повышению квалификации диагностику профессиональнопедагогической компетентности руководителей и педагогов ОО и формирует
рекомендации по содержанию и формату реализации индивидуальных программ
повышения квалификации и ИОМ слушателей;
5
- осуществляет постоянную консультационную поддержку и закрепляет
персональное курирование ММС специалистами ТОГИРРО по вопросам
проведения диагностики уровня развития профессионально-педагогической
компетентности руководителей и педагогов ОУ, формированию индивидуальных
программ повышения квалификации и ИОМ слушателей;
- проводит по заявкам ММС экспертизу формируемых индивидуальных
программ повышения квалификации и ИОМ слушателей;
- разрабатывает рекомендации по вопросам реализации зачётнонакопительной системы повышения квалификации;
- инициирует организацию мероприятий школьного, муниципального,
регионального уровня, способствующих развитию профессиональной активности и
росту профессиональной компетентности слушателей.
5.3. Муниципальный орган управления образованием, муниципальная
методическая служба (ММС):
- направляет в срок до 15 ноября текущего года предложения в перечень
курсов, семинаров, планируемых УДПО и иными организациями, других
мероприятий, предусмотренных зачётно-накопительной системой повышения
квалификации;
- несёт ответственность за своевременное и качественное проведение
диагностики уровня развития профессиональных компетенций, формирование и
реализацию индивидуальных программ повышения квалификации, ИОМ
слушателей;
- осуществляет самостоятельно или с привлечением по своей инициативе
ТОГИРРО, ДОН экспертизу эффективности реализуемых ИОМ слушателей;
- формирует, при необходимости, заявку ТОГИРРО на проведение
диагностики профессионально-педагогической компетентности руководителей и
педагогов ОУ и/или экспертизы эффективности реализуемых слушателями ИОМ;
- учитывает результаты экспертизы эффективности реализуемых
слушателями ИОМ при проведении аттестации руководителей и педагогов ОО;
- обеспечивает постоянную консультационную поддержку руководителям
(заместителям руководителей) ОО, слушателям по вопросам реализации зачётнонакопительной системы повышения квалификации;
- помогает слушателям формировать и утверждает ИОМ;
- контролирует работу руководителей (заместителей руководителей) ОО по
реализации зачётно-накопительной системы повышения квалификации и ведению
записей в зачётно-накопительной книжке слушателя;
- вносит согласно решению муниципального органа управления
образованием на основе представленных слушателями документов установленного
образца записи в зачётно-накопительную книжку;
- ежегодно анализирует и доводит до сведения ДОН результаты освоения
слушателями ИОМ.
5.4.
Администрация
(руководитель,
заместитель
руководителя
образовательного учреждения):
- проводит диагностику профессионально-педагогической компетентности
руководителей и педагогов ОО;
6
- формирует совместно с педагогом-наставником на основе результатов
диагностики рекомендации слушателю по выбору учебных программ,
образовательных мероприятий, учитывая его образовательные потребности и
проблемы, с которыми он сталкивается в образовательной деятельности;
- доводит до сведения педагога перечень курсов, семинаров, предлагаемых
УДПО и иными организациями, других мероприятий, предусмотренных зачётнонакопительной системой повышения квалификации;
- согласовывает слушателю ИОМ, состоящий из перечня мероприятий,
предусмотренных зачётно-накопительной системой согласно пункту 1.3.
Положения;
- осуществляет контроль и несёт ответственность за эффективную
реализацию ИОМ слушателей, создание условий для обеспечения непрерывного
образования каждому слушателю;
- обеспечивает постоянную консультационную поддержку и создаёт
благоприятные условия для непрерывного повышения квалификации в
востребованных слушателями форматах;
- инициирует проведение экспертизы формируемых индивидуальных
программы повышения квалификации и ИОМ слушателей, а также эффективность
их реализации;
- ежегодно анализирует и доводит до сведения ММС результаты освоения
слушателями ИОМ;
- вносит согласно решению муниципального органа управления
образованием на основе представленных слушателями документов установленного
образца записи в зачётно-накопительную книжку.
5.5. Слушатель (руководитель, педагог ОО):
- знакомится с перечнем курсов, семинаров, предлагаемых УДПО и иными
организациями, других мероприятий, предусмотренных зачётно-накопительной
системой повышения квалификации;
- формирует ИОМ совместно с педагогом-наставником, администрацией ОО
и/или специалистом (методистом) ММС согласно рекомендациям, полученных на
основе диагностики уровня развития профессиональных компетенций и
современных требований, выдвигаемых к руководителям и педагогам ОО;
- согласовывает перечень мероприятий (план повышения квалификации),
предусмотренных зачётно-накопительной системой согласно пункту 1.3.
Положения, с администрацией ОО и утверждает ИОМ у специалиста (методиста)
ММС;
- консультируется по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных
зачётно-накопительной системой повышения квалификации, со специалистами
ДОН, ТОГИРРО, ММС;
- несет ответственность за выполнение своего ИОМ и предоставляет
администрации ОУ или специалисту (методисту) ММС итоговые документы для
отражения результатов повышения квалификации в зачётно-накопительной
книжке.
7
Приложение 1
СОГЛАСОВАНО:
________________________________
________________________________
________________________________
УТВЕРЖДЕНО:
________________________________
________________________________
________________________________
Примерная форма индивидуального образовательного маршрута
№
п/п
Наименование мероприятия
(вид, тематика)
Формат
проведения
Количество
часов
Дата
проведения
(план)
Дата
проведения
(факт)
Название учреждения, на базе
которого проведено
мероприятие
Приложение 2
Типовая форма зачётно-накопительной книжки
№
п/п
Наименование мероприятия
(вид, тематика)
Формат
проведения
Количество
часов
Дата
проведения
8
Название учреждения,
на базе которого
проведено мероприятие
Наименование
документа,
Подпись
подтверждающего
специалиста
реализацию
мероприятия