Положение о зачетно-накопительной системе

Положение
о зачётно-накопительной системе повышения квалификации педагогических
и руководящих работников образовательных организаций Тюменской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о зачётно-накопительной системе повышения
квалификации педагогических и руководящих работников образовательных
организаций (далее по тексту - Положение) определяет основные цели, задачи,
характеристику индивидуальной программы повышения квалификации и
устанавливает порядок:
- осуществления индивидуального образовательного маршрута повышения
квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций (далее –
слушатели),
- взаимодействия органов управления образованием, методических служб,
организаций дополнительного профессионального образования(далее - УДПО),
организаций предоставляющих услуги по повышению квалификации (далее по
тексту - иные организации), образовательных организаций (далее – ОО) и самих
педагогов и руководителей ОО в организации образовательного процесса;
- документального оформления результатов повышения квалификации
слушателей в зачётно-накопительной книжке.
1.2. Зачётно-накопительная система повышения квалификации вводится с
целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования в
соответствии с современными требованиями и на основе диагностики уровня
развития профессиональных компетенций слушателей.
Данный формат работы позволяет решать следующие задачи:
 осуществлять выбор оптимального маршрута организации повышения
квалификации индивидуально для каждого слушателя в соответствии с его
желаниями и возможностями;
 формировать вариативное содержание образовательных мероприятий в
зависимости от профессиональных потребностей слушателей;
 расширять профессиональный опыт и стимулировать профессиональную
активность педагогов и руководителей образовательных учреждений;
 повышать мотивацию к профессиональному росту;
 обеспечивать переход на реализацию персонифицированной модели
повышения квалификации слушателей.
1.3. Зачётно-накопительная система отвечает собственным образовательным
потребностям слушателей и представляет собой суммирование результатов:
- усвоения слушателем учебных программ, реализуемых учреждениями
дополнительного профессионального образования и иными организациями;
- самообразования и саморазвития в ходе реализации различных научнопрактических, экспериментальных (апробационных) образовательных проектов,
опытно-экспериментальной деятельности в рамках муниципальных или
региональных (федеральных) пилотных площадок, имеющих подтверждение в
форме экспертного заключения и согласованных региональным (муниципальным)
органом управления образованием, курирующим данную работу;
1

- развития профессиональных компетенций слушателя в ходе участия или
самостоятельного проведения мероприятий обучающей и развивающей
направленности
(семинары,
конференции,
совещания,
стажировки,
профессиональные конкурсы и др.).
Перечень мероприятий, которые могут войти в индивидуальную программу
повышения квалификации, реализуемую в рамках зачётно-накопительной системы,
ежегодно утверждается департаментом образования и науки Тюменской области.
Объём часов при реализации слушателем мероприятий по самообразованию и
саморазвитию профессиональных компетенций определяется куратором –
специалистом (методистом) органа управления образованием и зависит от
количества мероприятий, направленных на обобщение и распространение
передового опыта работы, включая разработку методических рекомендаций,
пособий.
Все освоенные слушателем образовательные курсы, семинары, другие
мероприятия, подтвержденные выдачей документов установленного образца
(справка, свидетельство, аттестат, сертификат, удостоверение), фиксируются по
согласованию с курирующим специалистом (методистом) органа управления
образованием в зачётно-накопительной книжке (см. раздел 4 Положения).
1.4. Реализация зачётно-накопительной системы повышения квалификации
является обязательной для педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих
основные образовательные программы общего и дошкольного образования, а также
организаций начального и среднего профессионального образования, находящихся в
ведении Тюменской области.
2. Порядок
формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута
по повышению квалификации с использованием
зачётно-накопительной системы
2.1. Подбор и реализация индивидуальной программы повышения
квалификации составляет характеристику индивидуального образовательного
маршрута (далее – ИОМ), в котором фиксируется перечень инвариантных и
вариативных учебных курсов, образовательных модулей, которые предстоит
освоить работнику образования в соответствии с выбранным направлением
повышения квалификации, и других мероприятий, обозначенных в пункте 1.3.
Положения с указанием тематики содержания, количества часов, предполагаемых
форм и сроков реализации, а также УДПО, реализующих данные программы, и
иных организаций, оказывающих аналогичные услуги.
2.2. ИОМ формируется слушателем самостоятельно по согласованию с
педагогом – наставником и/или руководителем (заместителем руководителя) ОО и
утверждается специалистом (методистом) муниципальной методической службы
(далее – ММС) или муниципального органа управления образованием (примерная
форма ИОМ прилагается).
2.3. Координацию последовательности освоения слушателем учебных
программ, реализации других мероприятий в рамках ИОМ, а также
2

информирование ММС о его прохождении осуществляют администрация
образовательной организации и слушатель.
3. Характеристика
индивидуальной программы повышения квалификации,
реализуемой в рамках зачётно-накопительной системы
3.1. Индивидуальная программа повышения квалификации, реализуемая в
рамках зачётно-накопительной системы, формируется в рамках непрерывного
повышения квалификации на основе диагностики
уровня развития
профессиональных компетенций слушателя для преодоления затруднений,
выявляемых в ходе диагностирования, и обеспечения постоянного методического
сопровождения, ориентированного на оказание своевременной практической
помощи каждому педагогу и поддержку прогрессивных инициатив
педагогического сообщества в целом.
Индивидуальная программа повышения квалификации рассматривается как
совокупность учебных программ и других мероприятий, обозначенных в пункте
1.3. Положения и выбранных слушателем в логике актуального направления
повышения квалификации с целью преодоления имеющихся профессиональных
затруднений и стимулирования активного профессионального развития.
3.2. Конструирование индивидуальной программы повышения квалификации
слушателя предполагает включение в её состав мероприятий теоретического и
практического содержания инвариантной и вариативной частей.
3.2.1. В качестве теоретической части предлагается освоение учебных
программ надпредметного и предметного тематических учебных курсов,
посвященных фундаментальным проблемам развития современного образования
(педагогики) в целом и современного содержания конкретного предмета,
психолого-педагогической теории, нормативно-правовой базы.
Учебная программа как самостоятельная часть в составе индивидуальной
программы повышения квалификации является обязательным элементом в
зачётно-накопительной системе и может реализовываться на базе организаций,
указанных в пункте 1.1. Положения в очной, очно-заочной, дистанционной
формах.
При этом в соответствии с категорией слушателей, УДПО, иными
организациями,
реализующими
данные
программы,
определяются
и
представляются на согласование в департамент образования и науки Тюменской
области (далее – ДОН) инвариантная (не более 30% от общего объёма учебной
программы) и вариативная части.
3.2.2. В качестве практической части индивидуальной программы повышения
квалификации может служить участие или самостоятельное проведение
мероприятий
обучающей
и
развивающей
направленности
(семинары,
конференции, совещания, профессиональные конкурсы и др.), а также
обязательные стажировки на базе образовательных организаций, утверждённых
ДОН в качестве стажировочных площадок.
Объём часов определяется по факту реализации мероприятия и
подтверждается справкой органа управления образованием, выступающего
организатором мероприятия.
3

3.3. Итогом освоения индивидуальной программы повышения квалификации
должна быть защита проектов, направленных на решение конкретных задач и
выбор оптимальных методов и технологий деятельности в условиях реальной
педагогической практики работы каждого слушателя.
Защита проектов может проводиться как на базе УДПО, иных организаций,
так и непосредственно в ОО. Формат защиты определяется куратором ММС на
основе рекомендаций, полученных по итогам диагностирования уровня развития
профессиональных компетенций слушателя.
3.4. Индивидуальная программа повышения квалификации формируется
совместно педагогом, наставником и/или руководителем (заместителем
руководителя), специалистом (методистом) органа управления образованием и
характеризует
организационно-педагогические
условия,
педагогические
технологии, применяемые для её реализации.
3.5. Содержание мероприятий индивидуальной программы повышения
квалификации фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте и
согласовывается с руководителем образовательной организации.
Срок реализации индивидуальной программы повышения квалификации
может варьироваться в зависимости от потребностей слушателей и составлять до 3
месяцев.
В
случае
необходимости
допускается
корректировка
перечня
запланированных мероприятий.
3.6. По факту освоения индивидуальной программы повышения
квалификации слушатель проходит процедуру диагностики уровня развития
профессиональных компетенций и на основе анализа данной диагностики с учётом
полученных рекомендаций осуществляется формирование нового спектра
мероприятий индивидуальной программы повышения квалификации.
3.7. Учебные программы и другие мероприятия, входящие в состав
индивидуальных программ повышения квалификации, разрабатываются УДПО,
иными организациями, муниципальными методическими службами (ММС).
4. Зачётно-накопительная книжка слушателя
4.1. Зачётно-накопительная книжка слушателя представляет собой документ,
в котором последовательно отражаются все мероприятия индивидуального
образовательного маршрута в рамках зачётно-накопительной системы повышения
квалификации, предусмотренные пунктом 1.3. Положения.
4.2. Типовая форма зачётно-накопительной книжки является единой для всех
слушателей, принимающих участие в реализации зачётно-накопительной системы
повышения квалификации (приложение 2 к настоящему Положению).
4.3. Записи могут вноситься согласно решения муниципального органа
управления образованием руководителями (заместителями руководителей) ОО
и/или специалистами (методистами) муниципальной методической службы на
основании
предоставленных
слушателем
подтверждающих
документов
установленного образца (сертификат, справка, аттестат, свидетельство и др.).
4.4. Зачётно-накопительная книжка должна быть представлена слушателем
по запросу ДОН, ТОГИРРО, ММС для проведения анализа и/или экспертизы
4

эффективности
реализации
зачётно-накопительной
системы
повышения
квалификации.
4.5. В случае утраты зачётно-накопительной книжки слушателю выдаётся
дубликат, записи в котором восстанавливаются на основании предоставленных
слушателем соответствующих подтверждающих документов.
5. Порядок взаимодействия
органов управления образованием, методических служб, образовательных
организаций и слушателей при реализации зачётно-накопительной системы
повышения квалификации
5.1. Департамент образования и науки Тюменской области (ДОН):
- ежегодно в срок до 01 декабря текущего года формирует на основе
предложений УДПО, ММС, ОУ и доводит до сведения слушателей перечень
курсов, семинаров, предлагаемых УДПО и иными организациями, других
мероприятий, которые могут быть учтены в рамках зачётно-накопительной
системы повышения квалификации;
- координирует работу и консультирует по организационно-методическим
вопросам все субъекты реализации зачётно-накопительной системы повышения
квалификации;
- согласовывает и утверждает проведение региональных мероприятий,
направленных на повышение профессиональной компетентности слушателей;
- ежегодно отслеживает и анализирует итоги проведения диагностики уровня
развития профессионально-педагогической компетентности руководителей и
педагогов ОУ и результаты реализации ИОМ слушателей;
- формирует на основе анализа результативности мероприятий,
направленных на реализацию зачётно-накопительной системы повышения
квалификации, рекомендации для ОУ, ММС, УДПО, иных организаций;
- учитывает результаты вышеназванного анализа при формировании перечня
и содержания мероприятий по повышению квалификации;
- принимает управленческие решения по развитию наиболее эффективных
способов и форматов проводимых мероприятий;
- проводит совместно с ММС, УДПО, иными организациями экспертизу
эффективности реализуемых слушателями ИОМ.
5.2.
Тюменский
областной
государственный
институт
развития
регионального образования (далее – ТОГИРРО):
- направляет предложения в перечень курсов, семинаров, других
мероприятий, предусмотренных зачётно-накопительной системой повышения
квалификации;
- координирует работу ММС по реализации зачётно-накопительной системы
повышения квалификации;
- проводит по заявкам ММС и по итогам реализуемых курсовых
мероприятий по повышению квалификации диагностику профессиональнопедагогической компетентности руководителей и педагогов ОО и формирует
рекомендации по содержанию и формату реализации индивидуальных программ
повышения квалификации и ИОМ слушателей;
5

- осуществляет постоянную консультационную поддержку и закрепляет
персональное курирование ММС специалистами ТОГИРРО по вопросам
проведения диагностики уровня развития профессионально-педагогической
компетентности руководителей и педагогов ОУ, формированию индивидуальных
программ повышения квалификации и ИОМ слушателей;
- проводит по заявкам ММС экспертизу формируемых индивидуальных
программ повышения квалификации и ИОМ слушателей;
- разрабатывает рекомендации по вопросам реализации зачётнонакопительной системы повышения квалификации;
- инициирует организацию мероприятий школьного, муниципального,
регионального уровня, способствующих развитию профессиональной активности и
росту профессиональной компетентности слушателей.
5.3. Муниципальный орган управления образованием, муниципальная
методическая служба (ММС):
- направляет в срок до 15 ноября текущего года предложения в перечень
курсов, семинаров, планируемых УДПО и иными организациями, других
мероприятий, предусмотренных зачётно-накопительной системой повышения
квалификации;
- несёт ответственность за своевременное и качественное проведение
диагностики уровня развития профессиональных компетенций, формирование и
реализацию индивидуальных программ повышения квалификации, ИОМ
слушателей;
- осуществляет самостоятельно или с привлечением по своей инициативе
ТОГИРРО, ДОН экспертизу эффективности реализуемых ИОМ слушателей;
- формирует, при необходимости, заявку ТОГИРРО на проведение
диагностики профессионально-педагогической компетентности руководителей и
педагогов ОУ и/или экспертизы эффективности реализуемых слушателями ИОМ;
- учитывает результаты экспертизы эффективности реализуемых
слушателями ИОМ при проведении аттестации руководителей и педагогов ОО;
- обеспечивает постоянную консультационную поддержку руководителям
(заместителям руководителей) ОО, слушателям по вопросам реализации зачётнонакопительной системы повышения квалификации;
- помогает слушателям формировать и утверждает ИОМ;
- контролирует работу руководителей (заместителей руководителей) ОО по
реализации зачётно-накопительной системы повышения квалификации и ведению
записей в зачётно-накопительной книжке слушателя;
- вносит согласно решению муниципального органа управления
образованием на основе представленных слушателями документов установленного
образца записи в зачётно-накопительную книжку;
- ежегодно анализирует и доводит до сведения ДОН результаты освоения
слушателями ИОМ.
5.4.
Администрация
(руководитель,
заместитель
руководителя
образовательного учреждения):
- проводит диагностику профессионально-педагогической компетентности
руководителей и педагогов ОО;
6

- формирует совместно с педагогом-наставником на основе результатов
диагностики рекомендации слушателю по выбору учебных программ,
образовательных мероприятий, учитывая его образовательные потребности и
проблемы, с которыми он сталкивается в образовательной деятельности;
- доводит до сведения педагога перечень курсов, семинаров, предлагаемых
УДПО и иными организациями, других мероприятий, предусмотренных зачётнонакопительной системой повышения квалификации;
- согласовывает слушателю ИОМ, состоящий из перечня мероприятий,
предусмотренных зачётно-накопительной системой согласно пункту 1.3.
Положения;
- осуществляет контроль и несёт ответственность за эффективную
реализацию ИОМ слушателей, создание условий для обеспечения непрерывного
образования каждому слушателю;
- обеспечивает постоянную консультационную поддержку и создаёт
благоприятные условия для непрерывного повышения квалификации в
востребованных слушателями форматах;
- инициирует проведение экспертизы формируемых индивидуальных
программы повышения квалификации и ИОМ слушателей, а также эффективность
их реализации;
- ежегодно анализирует и доводит до сведения ММС результаты освоения
слушателями ИОМ;
- вносит согласно решению муниципального органа управления
образованием на основе представленных слушателями документов установленного
образца записи в зачётно-накопительную книжку.
5.5. Слушатель (руководитель, педагог ОО):
- знакомится с перечнем курсов, семинаров, предлагаемых УДПО и иными
организациями, других мероприятий, предусмотренных зачётно-накопительной
системой повышения квалификации;
- формирует ИОМ совместно с педагогом-наставником, администрацией ОО
и/или специалистом (методистом) ММС согласно рекомендациям, полученных на
основе диагностики уровня развития профессиональных компетенций и
современных требований, выдвигаемых к руководителям и педагогам ОО;
- согласовывает перечень мероприятий (план повышения квалификации),
предусмотренных зачётно-накопительной системой согласно пункту 1.3.
Положения, с администрацией ОО и утверждает ИОМ у специалиста (методиста)
ММС;
- консультируется по вопросам реализации мероприятий, предусмотренных
зачётно-накопительной системой повышения квалификации, со специалистами
ДОН, ТОГИРРО, ММС;
- несет ответственность за выполнение своего ИОМ и предоставляет
администрации ОУ или специалисту (методисту) ММС итоговые документы для
отражения результатов повышения квалификации в зачётно-накопительной
книжке.

7

Приложение 1
СОГЛАСОВАНО:
________________________________
________________________________
________________________________

УТВЕРЖДЕНО:
________________________________
________________________________
________________________________

Примерная форма индивидуального образовательного маршрута
№
п/п

Наименование мероприятия
(вид, тематика)

Формат
проведения

Количество
часов

Дата
проведения
(план)

Дата
проведения
(факт)

Название учреждения, на базе
которого проведено
мероприятие

Приложение 2
Типовая форма зачётно-накопительной книжки

№
п/п

Наименование мероприятия
(вид, тематика)

Формат
проведения

Количество
часов

Дата
проведения

8

Название учреждения,
на базе которого
проведено мероприятие

Наименование
документа,
Подпись
подтверждающего
специалиста
реализацию
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».