ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
г.Тюмень
Об утверждении системы наставничества педагогических работников
образовательных организаций Тюменской области
В соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской
Федерации от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов
национальной системы профессионального роста педагогических работников,
включая национальную систему учительского роста» п р и к а з ы в а ю :
1.
Утвердить положение о системе наставничества педагогических
работников в образовательных организациях Тюменской области согласно
приложению к настоящему приказу.
2.
Заведующему сектором профессионального развития кадров управления
развития образовательной среды довести настоящий приказ до сведения
руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей
профессиональных образовательных организаций, ректора ГАОУ ТО ДПО
«Тюменский областной государственный институт развития регионального
образования».
Заместитель Губернатора
Тюменской области,
директор Департамента
А.В Райдер
Приложение
к приказу Департамента образования и науки Тюменской
от « / f » 05
2022 N
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе наставничества педагогических работников
в образовательных организациях Тюменской области
1. Общие положения
1.1. Система наставничества педагогических работников в образовательных
организациях Тюменской области включает в себя:
• концептуально-методологическую разработку основных категорий и
понятий, связанных с наставничеством;
• нормативное правовое обеспечение наставнической деятельности,
направленное на повышение правового статуса наставничества и
наставников;
• определение
организационно-педагогических,
методических
технологических механизмов
реализации
системы
наставничества
педагогических работников в образовательных организациях.
1.2. Правовую основу организации системы наставничества педаго гических
работников в образовательных организациях Тюменской области составляют!:
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образбвании в
Российской Федерации»;
• Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ в период до 2024 года»;
• Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях
РФ на период до 2030»;
• Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
и
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательн ым
программ среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утв
распоряжением Минпросвещения России от 25 декабря 2019 года № Р-145);
• Концепция развития системы дополнительного профессион ального
педагогического
образования
непрерывного
пов ышения
профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров в
Тюменской области (утв. приказом Департамента образования и науки
Тюменской области от 06 ноября 2020 года № 552-ОД).
2. Цели, задачи и принципы системы наставничества
2.1. Цель системы наставничества создание системы
правовых,
организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих условий и
механизмов развития наставничества в образовательных организациях для
обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального
самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в
профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
1
2.2. Задачи системы (целевой модели) наставничества:
• содействовать повышению правового и социально-профессионального
статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и
свобод наставляемых;
• обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкюльной
цифровой
информационно-коммуникативной
среды
наставничества,
взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) м|етодов
и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
• оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов
наставничества
педагогических
работников
в
образоватёльных
организациях;
• способствовать
формированию
единого
научно-методического
сопровождения педагогических работников, развитию стратегических
партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и
внеинституциональном уровнях.
3. Структурные компоненты системы наставничества
3.1. Структурные компоненты системы наставничества распределяются на
следующие контуры:
• внутренний контур (контур образовательной организации);
• внешний контур.
3.2. Во внутреннем контуре концентрируются те структурные компоненты,
которые позволяют непосредственно реализовывать систему наставничества в
образовательной организации и отвечают за успешность её реализации.
3.3. На внешнем контуре представлены структурные компоненты различных
уровней управления образования, которые способствуют реализации системы
(целевой модели) наставничества.
4. Внутренний контур системы наставничества
(контур образовательной организации)
4.1. Образовательная организация осуществляет следующие полномочия по
формированию и реализации системы наставничества:
• Издаёт локальные акты о внедрении и реализации системы (цёлевой
модели) наставничества, принимает положение о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации, дорожную
карту по его реализации и другие документы (на основе примерных
положения и дорожной карты, утверждённых настоящих Положением);
• Организует контакты с различными
структурами
по проблемам
наставничества
во
внешнем
контуре
(заключение договоров
сотрудничестве, о социальном партнёрстве, проведение координационных
совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества и т.п.);
• Осуществляет организационное, учебно-методическое, материальнотехническое, инфраструктурное обеспечение системы (целевой модели)
наставничества;
• Создаёт условия по координации и мониторингу реализации системы
(целевой модели) наставничества.
4.2. Общие руководство и контроль за организацией и реализацией системы
наставничества осуществляет руководитель образовательной организации.
4.3. В зависимости от особенностей работы образовательной организации и от
количества наставников/наставляемых в организации может назначаться куратор
реализации программ наставничества. Куратор назначается руководителем
образовательной организации из числа заместителей руководителя.
4.4. Куратор реализации программ наставничества осуществляет следующие
функции:
• своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо
включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых;
• организовывает
разработку
персонализированных
программ
наставничества:
• осуществляет мониторинг эффективности и результативности системы
(целевой модели) наставничества, формирует итоговый аналитический
отчёт по внедрению системы (целевой модели) наставничества;
• осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с
ответственными и неформальными представителями региональной
системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
• принимает (совместно с системным администратором) участие в
наполнении рубрики (странички) «Наставничество» на официальном сайте
общеобразовательной организации различной информацией (событийная,
новостная, методическая, правовая и пр.);
• инициирует
публичные
мероприятия
по
популяризации
системы
наставничества педагогических работников и др.
4.5. Методическое объединение/совет наставников (МО) образовательной
организации - общественный профессиональный орган, объединяющей на
добровольной основе педагогов-наставников образовательной организации е целях
осуществления оперативного руководства методической (научно-методической)
деятельностью по реализации персонализированных программ наставничества.
Руководитель совета наставников может входить в созданные общественные советы
наставников.
Задачи МО:
• участие в разработке локальных актов и иных документов образовательной
организации в сфере наставничества педагогических работников
(совместно с первичной или территориальной профсоюзной организацией);
• участие в разработке и апробации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
• помощь в подборе и закреплении пар (групп) наставников и наставляемых
по определённым вопросам (предметное содержание, методика обучения и
преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и
внеурочной деятельности,
психолого-педагогическое сопровождение
наставляемых и наставников, работа с родителями, связь с системой
дополнительного образования и т.п.);
• анализ результатов диагностики профессиональных затруднений и
внесение соответствующих корректировок в персонализированные
программы наставничества;
• подготовка участников персонализированных программ наставничества к
конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим
конференциям, фестивалям и т.д.;
3
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
материальнотехническое, инфраструктурное/логистическое обеспечение реализации
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников в образовательной организации;
участие в мониторинговых и оценочных процедурах хода реализации
персонализированных программ наставничества;
выполнение
роли
переговорной
площадки,
осуществление
консультационных, согласовательных и арбитражных функций;
участие
в
разработке
системы
поощрения
(материального
нематериального стимулирования) наставников и наставляемых;
участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников.
5. Внешний контур системы наставничества:
региональный уровень
s .1. Внешний контур системы наставничества на региональном /ровне
представлен
Тюменским
областной
государственный
институт
ра звития
регионального образования (далее - ТОГИРРО), а также входящими в состав
ТОГИРРО центрами непрерывного повышения профессионального масп ерства
педагогических работников (далее*. ЦНППМ ПР) в городах Тюмень, Тобольск и Ишим.
5.2. ТОГИРРО оказывает содействие при внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества на региональном уровне по вопросам:
• информационно-аналитического,
научно-методического,
учебнометодического
сопровождения
реализации
дополнительных
профессиональных программ (повышения квалификации) по направлению
«Наставничество
педагогических
работников
в
образовательных
организациях» и др.;
• проведения
курсов
повышения
квалификации
для
специалистов
стажировочных площадок по вопросам внедрения системы наставничества;
• организации деятельности профессиональных сообществ педагогических
работников (ассоциаций) на региональном и/или федеральном урорне на
основе информационно-коммуникационных технологий.
5.3. Цель деятельности
ЦНППМ
ПР - осуществление
тьютс рского
сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ)
педагогических работников в образовательных организациях.
Задачи ЦНППМ ПР:
• формировать систему методического сопровождения освоения программ
дополнительного профессионального педагогического образования
использованием
ИОМ
на
основе
выявленных
дефицитов
профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевы>|: форм
реализации программ;
• облегчать
перенос
приобретённых
(усовершенствованных)
профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику;
новые
• выявлять, систематизировать,
отбирать
и распространять
рациональные и эффективные практики наставничества.
4
Приложение 1
к Положению о системе наставничества педагогических
работников в образовательных организациях Тюменской области
от«
»
2022 №
Примерное положение
о системе наставничества педагогических работников
в образовательной организации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников
в
образовательной
организации
_________________________________определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления наставничества (далее - Положение). Разработано в соответствии с
нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых
результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из чю л а ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы,
колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального
образования,
предприятия
и
др.),
который
отвечает
за
реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество - форма обеспечения профессионального станоЕтения,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей
лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества - способ реализации системы наставничеству через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества - это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание
форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности,
направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на
устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на
поддержку его сильных сторон.
1.3. Основными
принципами
системы
наставничества
педагогических
работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
5
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности
и личностного развития
педагога
в процессе его
профессионального
и
социального
развития,
честность
и
открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставг)яемого
и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к
личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип
личной
ответственности
предполагает
ответственное
поведение всех субъектов наставнической деятельности - куратора, наставника,
наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, зыбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для
наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в с истеме
наставничества.
1.4.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение
об
освобождении
наставника
и наставляемого от выполнения должностных
обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализирозанной
программы наставничества принимает руководитель образовательной организации в
исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного
процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель
системы
наставничества
педагогических
работников
в
образовательной организации - реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды
наставничества
в
образовательной
организации,
способствующей
непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и
социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреглению
молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников образовательной организации,
региональных
систем
научно-методического
сопровождения
педагогических
работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
6
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм
наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической
деятельности
конкретной
образовательной
организации,
ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно,
качественно
и
ответственно
выполнять
возлохенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.
2.3.
В образовательной организации применяются разнообразные Формы
наставничества («педагог - педагог», «руководитель образовательной организации
педагог», «работодатель - студент», «педагог вуза/колледжа - молодой педагог
образовательной организации» и другие) по отношению к наставнику или группе
наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной
программы
наставничества
педагога,
имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в
зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного об\ чения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен Опытом
между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары
«наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и сформировал^ банк
данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга ли Д.
Наставничество в группе - форма наставничества, когда один нас тавник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек)
Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для пост ановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные резул ьтаты.
7
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в
период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество профессионал младшего возраста
становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций,
технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в во просах
методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество - наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или
иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество - однократная встреча наставляемого
(наставляемых)
с
наставником
более
высокого
уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с
другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или
обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник - наставляемый» («равный - равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») - взаимоде йствие
между более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого
по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «учитель - учитель» - способ реализации цэлевой
модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары
«учитель-профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и
достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации
посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых,
методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руковод ителя
образовательной организации «Об утверждении положения о системе наставни чества
педагогических работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его писыи енного
согласия приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (приме нения)
в
системы
(целевой
модели)
наставничества
педагогических работников
образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внед рении
(применении)
системы
(целевой
модели)
наставничества
и орган изации
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
8
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Полосения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной органи зации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письм енного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязан ностей,
связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставни чества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проб лемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партне рстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, фр румах,
вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует
организации
условий
для
непрерывного
повы шения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулировр ния и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа
заместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информ^ цию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо вкл ючить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утвер:ждения
состава школьного методического объединения наставников для утвержден^ я (при
необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реал изации
Положения о системе наставничества педагогических работников в образовавельной
организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицироЬ анный
учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом форм ате с
использованием ресурсов Интернета - официального сайта образоват ельной
организации/страницы, социальных сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных пр эграмм
наставничества педагогических работников, осуществляет описание на иболее
успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим оветом
наставников и системным администратором;
с
- осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничест|1ву
ответственными и неформальными представителями региональной с /1стемы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставь иков, в
том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привле иением
наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных пр эграмм
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной орган изации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работн Иков в
образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реал изации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлече нности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалис}: икации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реал изации
системы
наставничества,
реализации
персонализированных
пр ограмм
наставничества педагогических работников;
9
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с сис емным
администратором).
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его нал ичии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического
сопровождения
в
сфере
наставнй чества
педагогических работников в образовательной организации;
- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных катфгориях
наставляемых и их наставниках;
- помогает подбирать и закрепляет пары (группы) наставников и настав^ яемых
по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения и
преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и внеу рочной
деятельности, психолого-педагогическое сопровождение наставляемых и наст^ вников
и т.п.);
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные npoi[|раммы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педапогов и
групп педагогических работников;
- принимает
участие
в
разработке
методического
сопрово: ■кдения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных пр эграмм
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального маете рства,
форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методи|ч еское,
обеспечение реализации персонализированных программ наставниче сггва в
образовательной организации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных про грамм
наставничества педагогических работников;
- является открытой площадкой для осуществления консультаци онных,
согласовательных функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации, кура тором
реализации программ наставничества участвует в разработке материаль ных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставни чества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализирор анных
программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта)
образовательной организации и социальных сетях (совместно с курато ром и
системным администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
10
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации,
осуществляющими
работу
с
наставляемым
по
программе
наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого
учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
- осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста
в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать
укреплению
и
повышению
уровня
престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для
молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы,
конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении
вопросов,
связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или
применении мер дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
-обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
-изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об
образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную
деятельность,
деятельность
в
сфере
наставничества
педагогических работников;
- реализовывать мероприятия
плана персонализированной
программы
наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
11
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педаго гов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по оси овным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт нас|;авника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный ин т|ерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным уч астием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осущестЕ.ляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образоват ельной
организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит
в случае:
- завершения
плана
мероприятий
персонализированной
программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по
инициативе
куратора
(в
случае
недолжного
исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятел^ьств со
стороны наставника и/или наставляемого - форс-мажора).
7.2. Изменение
сроков
реализации
персонализированной
nporjfраммы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно
продление
срока
реализации
персонализированной
программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
8.
Условия публикации результатов персонализированной раммы
nporj
наставничества педагогических работников на сайте образовате льной
организации
;аннои
8.1.
Для размещения информации о реализации персонализирор
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализирой анных
программах наставничества педагогических работников, базы наставни ков и
наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставни чества
педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно
12
правовая база
рекомендации,
педагогических
8.2.
педагогических
завершения.
в сфере наставничества педагогических работников, методические
новости и анонсы мероприятий и программ наставничества
работников в образовательной организации и др.
Результаты
персонализированных
программ
наставнйчества
работников в образовательной организации публикуются пссле их
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утвер кдения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.
13
Прилс» <ение 2
к Положению о системе наставничества педагоп неских
работников в образовательных организациях Тюменской с бласти
от«
»
2022 №
Примерная дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации
№
Наименование этапа
1.
Подготовка условий
для реализации
системы
наставничества
2.
Формирование банка
наставляемых
Содержание деятельности и примеры ый
план мероприятий1
Подготовка и принятие локальных
нормативных правовых актов
образовательной организации:
- приказ «Об утверждении положения о
системе наставничества педагогических
работников в образовательной организа 1<ии»
(Приложение 1 - Положение о системе
наставничества педагогических работник ов в
образовательной организации, Пpилoжe^ же
2 - Дорожная карта (план мероприятий) гю
реализации Положения о системе
наставничества педагогических работник ов в
образовательной организации).
- приказ(ы) о закреплении наставнически X
пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них
дополнительных обязанностей, связаннь X с
наставнической деятельностью.
- подготовка персонализированных
программ наставничества - при наличии в
организации наставляемых.
1) Сбор информации о профессиональнь IX
запросах педагогов.
2) Формирование банка данных
наставляемых, обеспечение согласий на
сбор и обработку персональных данных.
3.
Формирование
банка
наставников
1) Проведение анкетирования среди
потенциальных наставников в
образовательной организации, желающи <
принять участие в персонализированных
программах наставничества.
С одерж ание учитывает потребности образовательной организации, наставников и наставляемых, региональный ог ЫТ.
14
2) Формирование банка данных наставш 1KOB,
обеспечение согласий на сбор и обрабо' ку
персональных данных.
4.
Отбор и обучение
1) Анализ банка наставников и выбор
подходящих для конкретной
персонализированной программы
наставничества педагога/группы педагог ов.
2) Обучение наставников для работы с
наставляемыми:
- подготовка методических материалов
сопровождения наставнической
деятельности;
5.
Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар/групп
f.
ля
- проведение консультаций, организация
обмена опытом среди наставников «установочные сессии» наставников.
1) Формирование наставнических пар/гр; т п .
2) Разработка персонализированных
программ наставничества для каждой
пары/группы.
Организация психолого-педагогическо й
поддержки сопровождения наставляемы х, не
сформировавших пару или группу (при
необходимости), продолжение поиска
наставника/наставников.
3)
6.
Завершение
персонализированных
программ
наставничества
1)
Проведение
мониторинга
качб ства
реализации персонализированных nporf >амм
наставничества (анкетирование);
2) Проведение школьной конференции и пи
семинара.
Проведение итогового мероприятия
(круглого стола) по выявлению лучших
практик наставничества; пополнение
методической копилки педагогических
практик наставничества.
3)
7.
Информационная
поддержка системы
наставничества
Освещение мероприятий Дорожной к<ф Т Ы
осуществляется на всех этапах на сайте
образовательной организации и социал эНЫ Х
сетях, по возможности на муниципальн ом и
региональном уровнях.
15