География 9 класс

Рассмотрено:

Утверждено приказом директора МАОУ

на заседании МС

«Нижнеаремзянская СОШ»

Протокол №1 от 30.08.2022

Приказ №208 от 31.08.2022

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «География»
основного общего образования
9 класс
2022-2023 учебный год
Составитель:
Рябцева Татьяна Геннадьевна, учитель географии,
первой квалификационной категории

Пояснительная записка
Рабочая программа «География для 9 класса» составлена на основе программы "География" Т.М. Лифановой из сборника "Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" 2006 года под редакцией И.М. Бгажноковой.
Цель предмета географии – формирование и закрепление знаний по географии государств мира и родного края.
Задачи географии: - формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации учащихся; - повышать уровень общего
развития обучающихся по географии материков, стран СНГ, родного края. Подготовке к будущей жизни; - корректировать недостатки
психофизического развития учащихся для формирования самостоятельности. Географический материал в силу своего содержания обладает
значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся
анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит
абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас
детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии нашей страны по специальной (коррекционной) программе VIII вида расширяет представления детей с нарушением
интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и
экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для
развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и
явления, понимать причинно- следственные зависимости.
Корректировать зрительно-пространственную ориентацию обучающихся воспитанников путем работы с картой:
3. Проводить экологическое, нравственное, эстетическое воспитание.
4.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет
лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа в 9 классе «География материков и океанов» предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о материках и
океанах. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии разных стран должно рассматриваться в тесной
взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) программ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той
местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение
своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими
географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них
проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы

учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных
бедствий.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю, всего – 68 ч. в
год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,
ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей
методологической установкой, в значительной мере, определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является
установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного
развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у обучающихся основной школы должны быть
сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации,
житель своего региона);
-осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и
стран;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам
современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
-любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

-уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов,
толерантность;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «География» для учащихся 6 класса включают индивидуальные
личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках географии будут формироваться личностные результаты, отражающие
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной
учителем;
Формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас, рабочая тетрадь, словарь, учебник);
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни;
- воспитание навыков безопасного поведения в природе.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и
планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на
печатной основе, интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

- формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать,
исключать и обобщать учебный материал.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для начального курса физической
географии; характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
- формирование интереса к изучению географии;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
2.Содержание учебного предмета «География»
Политическая карта Евразии (1 час)Политическаякарта Евразии
ЗападнаяЕвропа (8часов)
Великобритания.Франция.Германия.Австрия.Швейцария.ОбобщающийурокпоЗападнойЕвропе
ЮжнаяЕвропа(6часов)
Испания.Португалия.Италия.Греция.ОбобщающийурокпоЮжнойЕвропе
СевернаяЕвропа (4часа)
Норвегия.Швеция.Финляндия.ОбобщающийурокпоСевернойЕвропе
ВосточнаяЕвропа (14часов)
Польша.Чехия.Словакия.Венгрия.Румыния.Болгария.СербияиЧерногория.Эстония. Латвия. Литва. Белоруссия. Украина.
Молдавия. Обобщающий урок по ВосточнойЕвропе
ЦентральнаяАзия (6часов)
Казахстан.Узбекистан.Туркменистан.Киргизия.Таджикистан.ОбобщающийурокпоЦентральнойАзии
Юго-ЗападнаяАзия (8часов)
Грузия.Азербайджан.Армения.Турция.Ирак.Иран.Афганистан.ОбобщающийурокпоЮго-Западной Азии
ЮжнаяАзия(3 часа)
Индия(РеспубликаИндия):географическоеположение,природа,экономика.Индия:население,культура,обычаии
традиции.Обобщающийурокпо ЮжнойАзии
ВосточнаяАзия(8часов)
Китай. Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика. РеспубликаКорея.Япония. Обобщающийурокпо
Восточной Азии
Юго-ВосточнаяАзия(4часа)

Таиланд.Вьетнам.Индонезия.Обобщающий урокпоЮго-ВосточнойАзии
Россия(6часов)
Границы России. Россия- крупнейшее государство Евразии.
АдминистративноеделениеРоссии.Столица,крупныегородаРоссии.ОбобщающийурокпоРоссии.
Тематическоепланирование,9класс
№
п/п

Наименование
разделаитем

Количест
во
часов

дата

1

ПолитическаякартаЕвразии (1час)
ПолитическаякартаЕвразии

1

Дать представление о политической карте Евразии,
месторасположение Европы на карте.

2

ЗападнаяЕвропа(8часов)
Великобритания:географическоеположение

1

3

Великобритания:население,культура,обычаиитрадиции

1

4

Франциягеографическоеположение

1

5

Франция:население,культура,обычаиитрадиции

1

6

Германия(ФедеративнаяРеспубликаГермания)

1

7

Австрия (Австрийская Республика)

1

Охарактеризовать г.п., природу, экономику
Великобритании. Продолжать формирование навыков
самостоятельной работы с картой и учебником.
Раскрыть культуру населения с его основными занятиями,
обычаями и традициями. Продолжать формирование
навыков самостоятельной работы с картой и учебником.
Познакомить с Францией, как с одним из крупнейших
городов Европы.
Раскрыть культуру населения с его основными занятиями,
обычаями и традициями. Воспитывать уважительное
отношение к разным национальностям.
Познакомить с месторасположением Германии, с какими
государствами она граничит, какие реки протекают по ее
территории.
Познакомить с месторасположением Австрии, с какими

8

9

Швейцария (Швейцарская Республика)

Практическая работа № 1 по теме: ЗападнаяЕвропа

1

1

10

ЮжнаяЕвропа(6часов)
Испания(Королевство Испания)

1

11

Португалия (Португальская Республика)

1

12

Италия (Итальянская Республика). Географическое
положение.

1

13

Италия:население,культура,обычаиитрадиции

1

14

Греция (Греческая Республика)

1

15
16

Практическая работа №2 по теме: Южная Европа
СевернаяЕвропа(4часа)
Норвегия (Королевство Норвегия)

1
1

государствами она граничит, какие реки протекают по ее
территории.
Познакомить с месторасположением Швейцарии, с какими
государствами она граничит, какие реки протекают по ее
территории.
Выявить признаки сходства и различия стран Западной
Европы.
Познакомить с месторасположением Испании, с какими
государствами она граничит, какие реки протекают по ее
территории.
Познакомить с месторасположением Португалии, с
какими государствами она граничит, какие реки
протекают по ее территории.
Познакомить с месторасположением Италии, с какими
государствами она граничит, какие реки протекают по ее
территории.
Раскрыть культуру населения с его основными занятиями,
обычаями и традициями. Воспитывать уважительное
отношение к разным национальностям, развивать
кругозор. Продолжать формирование навыков
самостоятельной работы с картой и учебником.
Познакомить с месторасположением Греции, с какими
государствами она граничит, какие реки протекают по ее
территории.
Работа на контурной карте
Познакомить с месторасположением Норвегии, с какими
государствами она граничит, какие реки протекают по ее

17
18

19
20

Швеция (Королевство Швеция)
Финляндия (Финляндская Республика)

Практическая работа №3 по теме:СевернаяЕвропа
ВосточнаяЕвропа(14часов)
Польша (Республика Польша)

1
1

1
1

21

Чехия (Чешская Республика)

1

22

Словакия (Словацкая Республика)

1

23

Венгрия (Венгерская Республика)

1

24

Румыния (Республика Румыния)

1

25

Болгария (Республика Болгария)

1

территории.
Познакомить с Швецией, как одним из крупнейших
государств Европы, с какими странами она граничит, ее
столицей, численностью населения, с занятиями
населения.
Работа на контурной карте
Познакомить с Польшей, как одним из крупнейших
государств Европы, с какими странами она граничит, ее
столицей, численностью населения, с занятиями
населения.
Познакомить с Чехией, как одним из крупнейших
государств Европы, с какими странами она граничит, ее
столицей, численностью населения, с занятиями
населения.
Познакомить со Словакией, как одним из крупнейших
государств Европы, с какими странами она граничит, ее
столицей, численностью населения, с занятиями
населения.
Познакомить с Венгрией, как одним из крупнейших
государств Европы, с какими странами она граничит, ее
столицей, численностью населения, с занятиями
населения.
Познакомить с Румынией, где расположена, с какими
странами она граничит, ее столицей, численностью
населения, с занятиями населения.
Познакомить с Болгарией, где расположена, с какими
странами она граничит, ее столицей, численностью
населения, с занятиями населения.

26

СербияиЧерногория.

1

27

Эстония (Эстонская Республика)

1

28

Латвия (Латвийская Республика)

1

29

Литва (Литовская Республика)

1

30

Белоруссия

1

31
32

Украина
Молдавия (Республика Молдова)

1
1

33
34

35

Практическая работа № 4 по теме: ВосточнойЕвропе
ЦентральнаяАзия(6часов)
Казахстан (Республика Казахстан)

Узбекистан (Республика Узбекистан)

1
1

1

Познакомить со странами, где расположены, с какими
странами она граничит, ее столицей, численностью
населения, с занятиями населения, с полезными
ископаемыми, добывающими в странах.
Познакомить с расположением Эстонии. Уметь находить
ее на карте, знать с какими странами она граничит, ее
рельеф, чем богата страна.
Познакомить с расположением Латвии, ее крупными
городами. Уметь находить ее на карте, знать с какими
странами она граничит, ее рельеф, чем богата страна.
Познакомить с расположением Литвой, ее крупными
городами. Уметь находить ее на карте, знать с какими
странами она граничит, ее рельеф, чем богата страна.
Познакомить с расположением Литвой, ее крупными
городами. Уметь находить ее на карте, знать с какими
странами она граничит, ее рельеф, чем богата страна.
Познакомить с расположением стран, их крупными
городами. Уметь находить ее на карте, знать с какими
странами они граничат, их рельеф, чем богаты страны.
Работа по атласу
Познакомить с расположением Центральной Азии,
которая занимает большую часть материка Евразия. С ее
разделением на части. Дать характеристику Казахстану.
Уметь находить ее на карте, знать с какими странами она
граничит, ее рельеф, чем богата страна.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.

36

Туркменистан

1

36

Киргизия (Кыргызская Республика)

1

38

Таджикистан (Ремпублика Таджикистан)

1

39
40

Практическая работа № 5 по теме: ЦентральнойАзии
Юго-ЗападнаяАзия(8часов)
Грузия

1
1

41

Азербайджан

1

42

Армения (Республика Армения)

1

43

Турция (Турецкая Республика)

1

44
45

Ирак (Республика Ирак)
Иран

1
1

46

Афганистан

1

Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Работа по атласу
Познакомить с расположением Юго – Западной Азии, с
государствами, которые к ней относятся. Дать
характеристику Грузии. Уметь находить ее на карте, знать
с какими странами она граничит, ее рельеф, чем богата
страна.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,
культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Познакомить с месторасположением страны, ее природой,

1

48

Практическая работа № 6 по теме:Юго-ЗападнаяАзия
ЮжнаяАзия(3 часа)
Индия:географическоеположение,природа,экономика

49
50

Индия:население,культура,обычаии традиции
ОбобщающийурокпоЮжнойАзии

1
1

51

ВосточнаяАзия(8часов)
Китай(КитайскаяНароднаяРеспублика)

1

52

Китай

1

53

Монголия

1

47

1

культурой, полезными ископаемыми, с основными
отраслями хозяйства.
Работа по атласу
Познакомить с государствами Южной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
Индией, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая
развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами Южной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
Индией, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая
развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами Южной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
Индией, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая
развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами Восточной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
Монголией, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая
развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами Восточной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
КНДР, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая

54
55

56
57
58

КорейскаяНародно-ДемократическаяРеспублика
РеспубликаКорея

Япония:географическоеположение,природа,экономика
Япония:население,культура,обычаиитрадиции
Практическая работа № 7 по теме: Восточная Азия

1
1

1
1
1

59

Юго-ВосточнаяАзия(4часа)
Таиланд (Королевство Тайланд)

1

60

Вьетнам

1

61
62

Индонезия
Практическая работа № 8 по теме: Юго-ВосточнаяАзия

1
1

развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами Восточной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
КНДР, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая
развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами Восточной Азии, которые
находятся на п\ве Индостан, с ее природой, в частности с
Японией, ее культурой, обычаями, какое место занимает
страна на территории мира, какая отрасль хозяйства самая
развитая, какие полезные ископаемые добывают в стране.
Познакомить с государствами, которые распложены на
п\ве Индокитай, морями, омывающими эти страны, с
месторасположением Таиланда, его
достопримечательностями, культурой, промышленностью,
природой.
Познакомить с государствами, которые распложены на
п\ве Индокитай, морями, омывающими эти страны, с
месторасположением Вьетнама, его
достопримечательностями, культурой, промышленностью,
природой.
Познакомить с государствами, которые распложены на
п\ве Индокитай, морями, омывающими эти страны, с
месторасположением Индонезии, ее
достопримечательностями, культурой, промышленностью,
природой.

Россия(6часов)
63

ГраницыРоссии.

1

Актуализация знаний: в какой части света находится

64

65

66

67
68

Итоговая контрольная работа.
Россия(РоссийскаяФедерация)–
крупнейшеегосударствоЕвразии
Работа над ошибками. Россия(РоссийскаяФедерация)–
крупнейшеегосударствоЕвразии
Наш край на физической карте России. Практическая
работа № 9 по теме: «Полезные ископаемые Тюменской
области»
АдминистративноеделениеРоссии.
Столица,крупныегородаРоссии
Заповедники Тюменской области. Охрана леса

1

1

1

1
1

Тюменская область; на какой низменности; на какой реке;
какой рельеф Тюменской области; в каком поясе
освещенности расположена Тюменская область; какой
климат в Тюменской области.
Работа с атласом. Слушание объяснений учителя об
открытии и заселении Тюменской области.
Работа с физической картой области.
Самооценка. Рефлексия.
Работа с атласом, определение положения Тюменской
области на карте мира и карте РФ.
Работа в тетради.
Размышление: «Какие полезные ископаемые есть на
территории нашей области?» Беседа о промышленности и
сельском хозяйстве Тюменской области. Слушание
объяснений учителя о природе родного края. Беседа о
национальном составе и традициях народностей,
проживающих в Тюменской области.
Самооценка. Рефлексия.

Итого 68
Материально-техническое обеспечение
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.:
«Просвещение», 2018
Приложение к учебнику. Географический атлас 9 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.: М.: Просвещение, 2018
Методические пособия для учителя
1.География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
2. Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».